В органы прокуратуры, другие государственные органы и организации периодически поступают заявления граждан об ознакомлении с материалами проверок, проведенных в отношении них по заявлениям иных лиц. При этом первые в обоснование своего права на получение указанной информации обычно ссылаются на положения ч. 2 ст. 34 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция), согласно которым государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Вроде бы в данной статье Конституции все четко и однозначно сформулировано. Однако это не единственная норма, на которую следует ссылаться в рассматриваемом случае.
В ст. 28 Конституции закреплено право каждого человека на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т. ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. А на основании ч. 3 ст. 34 Конституции пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.
В ст. 40 Конституции указано, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
Согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение, имеют право знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации) к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится, помимо прочего, информация о частной жизни физического лица и персональные данные.
Меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
То есть применительно к рассматриваемой ситуации: если гражданин направил обращение в органы госсаннадзора, содержащее информацию, затрагивающую интересы другого физического или юридического лица, то должностные лица органов госсаннадзора с момента получения обращения обязаны принять меры по защите персональных данных заявителя от разглашения — не только до, но и по окончании его рассмотрения.
Последующая передача персональных данных разрешается только с письменного согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ч. 2 ст. 32 Закона об информации).
Также запрещено требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь (ч. 1 ст. 18 Закона об информации).
Также не подлежат разглашению сведения, составляющие служебную тайну (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 «О служебной информации ограниченного распространения и информации, составляющей коммерческую тайну») или коммерческую тайну (ст. 140 ГК, Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. «О коммерческой тайне»), банковскую тайну (ст. 121 Банковского кодекса Республики Беларусь), налоговую тайну (ст. 79 НК), государственные секреты (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. «О государственных секретах»), сведения, связанные с проведением оперативно-розыскной деятельности, иная информация.
Вывод
С учетом изложенного полагаем, что гражданину или юридическому лицу, направившему в органы госсаннадзора обращение об ознакомлении с обращениями иных лиц, может быть отказано в связи с тем, что данные обращения являются личной корреспонденцией этих лиц; а в ознакомлении с материалами проверок в отношении них по заявлениям иных лиц может быть отказано в целях соблюдения требований законодательства о неразглашении охраняемой законом информации.