Порядок проведения внеплановых проверок органами госсаннадзора

Рассмотрены требования к порядку проведения проверяющими органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора) внеплановых проверок.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1186 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Органы госсаннадзора являются контролирующими (надзорными) органами*, в связи с чем уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора) в такой его форме, как внеплановые проверки (п. 1 Указ № 510).

* п. 8 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ №510).

В июньском номере журнала мы рассмотрели основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора*. Здесь же рассмотрим саму процедуру проведения внеплановой проверки.

* Т. Соколовская «Основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора», № 6 (2018), с. 18.

С чего начинается внеплановая проверка?

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) органа госсаннадзора предъявляет проверяемому субъекту или его представителю (далее — проверяемый) служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также вносит необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), после чего знакомит проверяемого с перечнем вопросов, подлежащих проверке*.

* п. 33, 35 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение).

Общие требования к проведению внеплановых проверок

Прежде всего, необходимо обеспечить соблюдение принципа законности при проведении проверки, а также учитывать принцип ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора) (п. 3 Положения).

Второй важный момент: в ходе внеплановой проверки проверяющие вправе требовать у проверяемых только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые проверяемый обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами.

Проверяющие обязаны проводить внеплановую проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством и только в рабочее время проверяемых, выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, соблюдая при этом законодательство, права и законные интересы проверяемых, служебную этику, охраняемую законодательными актами тайну (п. 11 Указа № 510п. 6, 37 Положения).

Права, реализуемые проверяющими в процессе внеплановой проверки

Основным элементом компетенции проверяющих по проведению внеплановых проверок, обеспечивающим эффективное осуществление ими государственного контроля (надзора) в закрепленной за ними сфере, являются предоставленные им права.

Права проверяющих закреплены в п. 4 Положения. Рассмотрим некоторые из них применительно к деятельности органов госсаннадзора.

Проверяющие органов госсаннадзора вправе:

1.    Свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого для проведения проверки при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки.

Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения проверяемых помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка (п. 38 Положения).

2.    В рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т. ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

3.    Изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном в п. 40–42 Положения, подлинники документов (иные носители информации), имеющие отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки. Случаи изъятия оригиналов документов, иных носителей, порядок оформления такого изъятия закреплены в п. 40 и 42 Положения.

4.    Требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.

5.    Истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого, необходимую для проверки информацию и (или) документы.

6.    Проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения их соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

Методы и способы проведения внеплановой проверки

Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления (п. 36 Положения).

При проведении внеплановой проверки проверяющие органов госсаннадзора обязаны применять чек-листы*.

* постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1147.

В ходе проверки может использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки.

Первый основан на проверке по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др. Второй — на приемах, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках объекта, операций, деяний процесса, явления, события и (или) их состоянии (пересчет, взвешивание, обмер, лабораторный анализ).

При проведении проверки возможно применение двух этих методов в совокупности.

Изучение сфер деятельности проверяемого, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, может проводиться сплошным или выборочным способом (методом).

Подробнее способы (методы), которые могут использоваться в ходе проведения внеплановой проверки, представлены в Инструкции о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 83.

Сроки проведения внеплановой проверки

По общему правилу срок проведения внеплановой проверки не может превышать 30 рабочих дней, за исключением проверки в отношении проверяемых, указанных в абз. 2 п. 26 Положения.

Порядок и сроки приостановки, а также продления внеплановой проверки определены в п. 27–29 Положения

1186 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4465
• • •

«Живите так, чтобы быть кому-то полезным»: интервью с учредителем медицинского центра «F-Clinic» Н. В. Федюкович

Руководитель. Здравоохранение № 9 (105) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 6842
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок