Порядок проведения внеплановых проверок органами госсаннадзора
Рассмотрены требования к порядку проведения проверяющими органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора) внеплановых проверок.
Рассмотрены требования к порядку проведения проверяющими органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора) внеплановых проверок.
Органы госсаннадзора являются контролирующими (надзорными) органами*, в связи с чем уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора) в такой его форме, как внеплановые проверки (п. 1 Указ № 510).
* п. 8 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ №510).
В июньском номере журнала мы рассмотрели основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора*. Здесь же рассмотрим саму процедуру проведения внеплановой проверки.
* Т. Соколовская «Основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора», № 6 (2018), с. 18.
Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) органа госсаннадзора предъявляет проверяемому субъекту или его представителю (далее — проверяемый) служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также вносит необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), после чего знакомит проверяемого с перечнем вопросов, подлежащих проверке*.
* п. 33, 35 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение).
Прежде всего, необходимо обеспечить соблюдение принципа законности при проведении проверки, а также учитывать принцип ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора) (п. 3 Положения).
Второй важный момент: в ходе внеплановой проверки проверяющие вправе требовать у проверяемых только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые проверяемый обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами.
Проверяющие обязаны проводить внеплановую проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством и только в рабочее время проверяемых, выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, соблюдая при этом законодательство, права и законные интересы проверяемых, служебную этику, охраняемую законодательными актами тайну (п. 11 Указа № 510, п. 6, 37 Положения).
Основным элементом компетенции проверяющих по проведению внеплановых проверок, обеспечивающим эффективное осуществление ими государственного контроля (надзора) в закрепленной за ними сфере, являются предоставленные им права.
Права проверяющих закреплены в п. 4 Положения. Рассмотрим некоторые из них применительно к деятельности органов госсаннадзора.
Проверяющие органов госсаннадзора вправе:
1. Свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого для проведения проверки при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки.
Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения проверяемых помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка (п. 38 Положения).
2. В рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т. ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.
3. Изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном в п. 40–42 Положения, подлинники документов (иные носители информации), имеющие отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки. Случаи изъятия оригиналов документов, иных носителей, порядок оформления такого изъятия закреплены в п. 40 и 42 Положения.
4. Требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
5. Истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого, необходимую для проверки информацию и (или) документы.
6. Проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения их соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.
Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством.
При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления (п. 36 Положения).
При проведении внеплановой проверки проверяющие органов госсаннадзора обязаны применять чек-листы*.
* постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1147.
В ходе проверки может использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки.
Первый основан на проверке по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др. Второй — на приемах, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках объекта, операций, деяний процесса, явления, события и (или) их состоянии (пересчет, взвешивание, обмер, лабораторный анализ).
При проведении проверки возможно применение двух этих методов в совокупности.
Изучение сфер деятельности проверяемого, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, может проводиться сплошным или выборочным способом (методом).
Подробнее способы (методы), которые могут использоваться в ходе проведения внеплановой проверки, представлены в Инструкции о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 83.
По общему правилу срок проведения внеплановой проверки не может превышать 30 рабочих дней, за исключением проверки в отношении проверяемых, указанных в абз. 2 п. 26 Положения.
Порядок и сроки приостановки, а также продления внеплановой проверки определены в п. 27–29 Положения.