Симуляционная аттестация и аккредитация медицинских специалистов: перспективы в Беларуси

В заключение темы симуляционного образования в медицине в статье рассмотрены проблемы уровня объективности аттестации и перспективы симуляционной аттестация и аккредитация медицинских специалистов в Беларуси.

Редненко Виктор

начальник учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ, к.м.н., доцент

Поплавец Елена

заведующий учебной частью — заместитель начальника центра, старший преподаватель

Талаш Ольга

преподаватель, к.м.н.

Редненко Лариса

преподаватель-стажер

1263 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Республике Беларусь последние годы идет внедрение симуляционных технологий в текущую и итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ. Этому способствует создание симуляционных центров и лабораторий практического обучения в медицинских вузах и колледжах. Симуляционная форма как одна из технологий аттестации по нашей инициативе внесена в 2017 г. в образовательный стандарт.

Для наших соседей — России, Казахстана, — стран Европы, США, Канады, Израиля и многих других стран симуляционная аттестация является обычной процедурой, используемой уже десятилетиями, с детально разработанными методиками, такими как ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен) и др.

Начиная с 2014 г. в России ведется планомерная работа по проведению аккредитации специалиста — процедуры определения соответствия готовности лица, получившего высшее, или среднее медицинское, или фармацевтическое образование, к осуществлению профессиональной деятельности. С 2016 г. проводится первичная аккредитация специалистов, завершивших обучение по основной образовательной программе высшего образования по специальностям «стоматология» и «фармация», с 2017 г. — первичная аккредитация лиц, завершивших обучение по основной образовательной программе высшего образования по всем медицинским специальностям. В 2018 г. начата процедура первичной специализированной аккредитации лиц, завершивших обучение по программам ординатуры / интернатуры. Планируется введение периодической аккредитации специалистов каждые 5 лет.

Аналогичные процедуры аккредитации используются в большинстве стран, имеющих развитую систему здравоохранения. Симуляционная аттестация и аккредитация медицинских специалистов — международный стандарт медицинского образования.

Благодаря проекту «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» по компоненту «Повышение уровня клинических компетенций работников здравоохранения по ведению неинфекционных заболеваний», финансируемому Всемирным банком реконструкции и развития, в медицинских вузах и колледжах ведется масштабная реконструкция и оснащение симуляционных центров и лабораторий с планированием завершения работ в первом полугодии 2020 г. Данный проект предоставит технические возможности проведения симуляционной аттестации и аккредитации специалистов различного профиля.

В то же время необходимо четкое понимание того, что наличие технических возможностей без соответствующего методического обеспечения и подготовленного персонала не сможет обеспечить симуляционную аккредитацию. Методическое обеспечение включает в себя разработку и унификацию перечня и методик практических навыков, выносимых на аттестацию и аккредитацию, подготовку мест аттестации (разработку паспортов станций), разработку оценочных средств (измерителей), методик шкалирования баллов испытуемых, интерпретацию оценок.

Наиболее болезненной проблемой аттестации является уровень ее объективности. Наши исследования показали, что оценка уровня владения экзаменуемым практического навыка в основном проводится экзаменатором эмпирически, базируясь на его субъективном мнении. Показательным является наш эксперимент, когда мы попросили оценить владение практическими навыками нескольких групп студентов (n=51) двух преподавателей одной кафедры независимо друг от друга. Результат превзошел все наши ожидания: оценка в диапазоне 1–3 балла была выставлена 4,9 % студентов одним преподавателем и 47,3 % — другим, 4–6 баллов — 8,6 % / 45,8 %, 7–10 баллов — 86,5 %/ 6,9 % соответственно. Данный пример обращает внимание на наличие проблемы объективности аттестации.

По нашему мнению, объективность аттестации может быть достигнута путем создания единых оценочных средств и шкал, увеличением технического (программного) компонента оценивания, подготовкой детальных методик оценки каждого практического навыка, видеофиксацией результатов аттестации с полиэкспертной независимой оценкой.

Нами были апробированы различные методики оценивания, и, по нашему мнению, наиболее высокий уровень объективности показала следующая. На основании унифицированной методики выполнения практического навыка был разработан первый компонент оценочной методики — чек-лист, включающий возможность оценки действий и (или) результата действий. Каждая позиция чек-листа оценивалась экзаменатором по трехбалльной шкале: 2 — «правильно» / «владеет», 1 — «частично правильно» / «владеет удовлетворительно», 0 — «неправильно» / «не выполнил» / «не владеет». Для объективности шкалирования были разработаны пояснения о том, что включают в себя по каждой позиции чек-листа оценки 2, 1 или 0. Задача экзаменатора заключалась в оценивании каждого элемента и заполнении чек-листа в соответствии с разработанной детальной методикой оценки. Общая оценка экзаменатором не выставлялась.

Вторым явился программный компонент оценивания, интерпретирующий качественные оцени экзаменатора в десятибалльную оценку уровня владения практическими навыками и, при необходимости, общую оценку практических компетенций, объединяющую оценки за ряд практических навыков. Данная программа представляет собой экспертную оценку вклада каждой позиции чек-листа в общую оценку. Общая оценка выставлялась с использованием программного компонента.

Таким образом, основной ближайшей задачей является разработка методик симуляционной аттестации и аккредитация медицинских специалистов в Республике Беларусь. 

1263 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок