Взаимодействие организаций здравоохранения и судебно-психиатрических экспертных стационаров по вопросам оказания медицинской помощи

С 01.01.2020 вступают в силу два новых нормативных правовых акта — Закон Республики Беларусь от 18.12.2019 № 281-З «О судебно-экспертной деятельности» и постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 23.11.2020 № 16, которым утверждена Инструкция о порядке помещения в судебно-психиатрические экспертные стационары физических лиц, их содержания в этих стационарах и выписки из них. Данными документами урегулированы вопросы взаимодействия государственных организаций здравоохранения с судебно-психиатрическими экспертными стационарами, которые и рассмотрены в статье.

Короткевич Татьяна

заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ психического здоровья, кандидат медицинских наук, доцент

979 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Судебно-психиатрические экспертные стационары являются судебно-экспертными подразделениями органов Государственного комитета судебных экспертиз, предназначенными для круглосуточного содержания физических лиц, в т.ч. содержащихся под стражей, в отношении которых назначено проведение судебно-психиатрической экспертизы.

Лица, содержащиеся под стражей, помещаются в судебно-психиатрический экспертный стационар со строгим наблюдением, иные лица — в судебно-психиатрический экспертный стационар с общим наблюдением.

В ходе пребывания граждан в судебно-психиатрических экспертных стационарах у них могут возникать и обостряться различные заболевания и патологические состояния. В этих случаях возникает необходимость оказания таким лицам специализированной медицинской помощи.

Физическим лицам, содержащимся в судебно-психиатрических экспертных стационарах, в случае возникновения необходимости оказывается:

  • медицинскими работниками этих стационаров — медицинская, в т.ч. доврачебная, помощь;
  • судебными экспертами-психиатрами, имеющими квалификацию врача-специалиста в области оказания психиатрической помощи (далее — судебные эксперты-психиатры), — скорая медицинская, в т.ч. психиатрическая, помощь (п. 1 ст. 43 Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 281-З «О судебно-экспертной деятельности» (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности)).

Справочно: Закон о судебно-экспертной деятельности вступает в силу с 01.01.2021. 

Медицинская, в т.ч. психиатрическая помощь, оказывается в судебно-психиатрических экспертных стационарах в соответствии с лечебно-диагностическими возможностями этих стационаров в порядке и на условиях, установленных законодательством о здравоохранении.

При возникновении необходимости оказания физическим лицам, содержащимся в судебно-психиатрических экспертных стационарах, скорой медицинской, в т.ч. психиатрической, помощи, которая не может быть оказана в этих стационарах, такие лица направляются в государственные организации здравоохранения в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 43 Закона о судебно-экспертной деятельности).

Конкретный порядок реализации данной правовой нормы определен Инструкцией о порядке помещения в судебно-психиатрические экспертные стационары физических лиц, их содержания в этих стационарах и выписки из них (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 23.11.2020 № 16.

Справочно: Инструкция вступает в силу с 01.01.2021. 

Таким образом, в государственную организацию здравоохранения может быть доставлен пациент из судебно-психиатрического экспертного стационара для оказания ему медицинской помощи в необходимом объеме в случае, если данную помощь невозможно оказать непосредственно в этом стационаре по причине отсутствия соответствующих лечебно-диагностических возможностей (например, необходимо провести оперативное вмешательство в связи острой хирургической патологией, МРТ-исследование головного мозга в связи с подозрением на злокачественную опухоль и др.).

Организация скорой помощи, за исключением психиатрической

Пунктом 14 Инструкции определены следующие действия судебного эксперта-психиатра при необходимости оказания физическому лицу, содержащемуся в судебно-психиатрическом экспертном стационаре, скорой медицинской, за исключением психиатрической, помощи:

  • вызывает скорую медицинскую помощь;
  • определяет нуждаемость лица в психиатрическом наблюдении для передачи этой информации на станцию скорой медицинской помощи;
  • запрашивает по телефону в органах, которые в соответствии с законодательными актами обеспечивают конвоирование содержащихся под стражей лиц, конвой (если физическое лицо содержится под стражей);
  • назначает медицинского работника судебно-психиатрического экспертного стационара для сопровождения с конвоем физического лица в государственную организацию здравоохранения.

Организация скорой психиатрической помощи

Скорая психиатрическая помощь физическим лицам, содержащимся в судебно-психиатрических экспертных стационарах, оказывается в этих стационарах, а при отсутствии возможности ее оказания такие лица направляются в государственные организации здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь.

Пунктом 15 Инструкции определен аналогичный порядок действий судебного эксперта-психиатра при необходимости оказания физическому лицу, содержащемуся в судебно-психиатрическом экспертном стационаре, скорой психиатрической помощи. В соответствии с указанным порядком данный специалист:

  • вызывает скорую медицинскую помощь;
  • запрашивает по телефону в органах, которые в соответствии с законодательными актами обеспечивают конвоирование содержащихся под стражей лиц, конвой (если физическое лицо содержится под стражей);
  • назначает медицинского работника судебно-психиатрического экспертного стационара для сопровождения с конвоем физического лица в государственную организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, на территории обслуживания которой находится стационар.

Следует отметить, что законодательное утверждение приведенных норм позволяет обеспечить гарантированное право подэкспертных граждан на оказание необходимой медицинской помощи в условиях, требующих экстренного либо неотложного медицинского вмешательства.

Справочно: после выздоровления или значительного стойкого улучшения состояния здоровья физического лица, госпитализированного в государственную организацию здравоохранения либо государственную организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, его возвращение в судебно-психиатрический экспертный стационар организуется руководителем этого стационара (п. 16 Инструкции).

В развитие данной нормы логичным представляется обеспечение информирования (письменно либо посредством телефонной связи) руководителем организации здравоохранения руководителя судебно-психиатрического экспертного стационара о предполагаемой дате выписки пациента, который является подследственным лицом,  для согласования даты и времени его доставки в судебно-психиатрический экспертный стационар.

Организация диагностического обследования

Пунктом 17 Инструкции определен порядок проведения в отношении лица, содержащегося в судебно-психиатрическом экспертном стационаре, диагностических обследований, которые не могут быть проведены в данном стационаре. Такие обследования осуществляются в государственной организации здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на территории которой находится судебно-психиатрический экспертный стационар (далее — государственная организация здравоохранения, оказывающая психиатрическую помощь), с участием врачей-специалистов этой организации либо в иных организациях здравоохранения.

Справочно: в рамках оказания содействия Государственному комитету судебных экспертиз в выполнении возложенных на него задач и функций, организации здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности обязаны осуществлять все виды медицинского обследования в амбулаторных и стационарных условиях лиц, направляемых им Государственным комитетом судебных экспертиз (абз. 2 ч. 3 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 293-З «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» (далее — Закон о госкомитете судэкспертиз)).

Направление физического лица, содержащегося в судебно-психиатрическом экспертном стационаре, в организацию здравоохранения для проведения диагностического обследования осуществляется руководителем этого стационара при наличии разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу (п. 17 Инструкции).

Конвоирование (сопровождение) в организации здравоохранения

Во всех случаях направления в государственные организации здравоохранения подследственных лиц, содержащихся в стационаре со строгим наблюдением, для оказания медицинской помощи либо проведения диагностических обследований осуществляется их конвоирование как лиц, содержащихся под стражей.

Конвоирование физического лица, содержащегося в стационаре со строгим наблюдением, в государственную организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, для проведения диагностического обследования и обратно осуществляется сотрудниками органов внутренних дел, обеспечивающими охрану судебно-психиатрического экспертного  стационара.

Направление в иные организации здравоохранения и обратно обеспечивают должностные лица, осуществляющие конвоирование, на основании заявки, направляемой руководителем судебно-психиатрического экспертного стационара в соответствующий территориальный орган внутренних дел, не позднее чем за сутки до предполагаемого времени осуществления конвоирования (п. 18 Инструкции).

Направление в государственные организации здравоохранения подследственных лиц, не содержащихся под стражей, осуществляется в сопровождении медицинских работников судебно-психиатрического экспертного стационара.

Справочно: порядок конвоирования, изоляции, охраны лиц, содержащихся под стражей, и надзора за ними, в т.ч. в государственных организациях здравоохранения, установлен Инструкцией о порядке конвоирования, изоляции, охраны лиц, содержащихся под стражей, и надзора за ними (утв. постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 20.12.2016 № 333 (далее — Инструкция о конвоировании)). 

Конвоирование лиц, содержащихся под стражей, от транспортных средств в структурные подразделения государственных организаций здравоохранения производится пешим порядком (абз. 2 п. 33 Инструкции о конвоировании).

При конвоировании лиц, содержащихся под стражей, во время нахождения их в помещении государственной организации здравоохранения границами охраны являются стены, потолок, пол, окна, двери палаты этой организации (абз. 4 п. 10 Инструкции о конвоировании).

Особенности обеспечения конвоирования, изоляции, охраны лиц, содержащихся под стражей, и надзора за ними в государственных организациях здравоохранения определены в гл. 8 Инструкции о конвоировании.  

Иные направления взаимодействия

В рамках взаимодействия с Государственным комитетом судебных экспертиз в выполнении возложенных на него задач и функций государственные организации здравоохранения также обязаны:

  • предоставлять помещения, обеспечивать необходимые условия для исполнения сотрудниками и лицами гражданского персонала указанного комитета своих служебных обязанностей;
  • предоставлять судебным экспертам Государственного комитета судебных экспертиз медицинские документы в порядке, установленном законодательством (абз. 3, 4 ч. 3 ст. 5 Закона о госкомитете судэкспертиз).

Руководителям организаций здравоохранения также необходимо помнить о законодательно установленных правах Государственного комитета судебных экспертиз:

  • запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, необходимые материалы и иную информацию, без письменного согласия физических лиц получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в т.ч. удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных между Государственным комитетом судебных экспертиз и другими государственными органами;
  • получать информацию, составляющую врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее — уполномоченные лица), если она необходима для проведения судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, забора органов и (или) тканей (абз. 2, 3 ч. 2 ст. 10 Закона о госкомитете судэкспертиз).

Кроме того, следует обратить внимание на то, что с 24.07.2020 Законом Республики Беларусь от 17.07.2020 № 50-З «Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности» из ст. 10 Закона о госкомитете судэкспертиз исключена функция данного комитета по надзору за качеством оказания медицинской помощи организациями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Соответствующим образом скорректирован и абз. 3 ч. 2 ст. 10 Закона о госкомитете судэкспертиз. То есть с указанной даты предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента или уполномоченных лиц Государственному комитету судебных экспертиз в целях надзора за качеством оказания медицинской помощи, законодательством не предусмотрено.

979 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Обновлён порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы

В Положение о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 95
• • •

Как организовать инфекционный контроль в стационаре

Для того чтобы предупредить возникновение в больнице инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), следует сработать на опережение. Имеет смысл прово...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1223
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок