Изменения, предлагаемые в Закон о здравоохранении: информационное обеспечение в области здравоохранения

30 августа 2019 г. закончилось общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» на Правовом форуме Беларуси.

2241 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ранее, 23 августа 2019 г., мы рассмотрели предлагаемые изменения и дополнения, связанные с терминологией, полномочиями госорганов, структурой системы здравоохранения, аккредитацией медицинских организаций.

Здесь рассмотрим дополнения, касающиеся электронного здравоохранения.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466, к 2020 году планируется создание единой системы электронного здравоохранения, предусматривающей использование больших массивов данных, формирование единого информационного архива пациентов, переход на использование электронных рецептов.

Государственной программой развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235, развитие электронного здравоохранения определено одной из задач формирования в Республике Беларусь цифровой экономики.

В связи с указанным Закон о здравоохранении предлагается дополнить отдельной главой, регулирующей вопросы информационного обеспечения в области здравоохранения.

Так, информационное обеспечение в области здравоохранения предполагает:

  • создание, развитие, сопровождение и эксплуатацию централизованной информационной системы здравоохранения;
  • оказание медицинской помощи, медицинского наблюдения и проведение медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий.

Проектом Закона определено, что централизованная информационная система здравоохранения (далее — ЦИСЗ) представляет собой единую централизованную информационную систему, обеспечивающую централизованное хранение и обработку медицинской информации в здравоохранении, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) о пациентах, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к указанной информации.

ЦИСЗ включает в себя:

  • сведения, содержащиеся в электронной медицинской карте пациента и других электронных медицинских документах;
  • сведения, содержащиеся в едином электронном архиве медицинской информации о пациентах;
  • сведения об организациях здравоохранения;
  • сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь;
  • сведения о медицинских документах и сведения об организации здравоохранения, в которой медицинские документы созданы и хранятся;
  • сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;
  • сведения об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • классификаторы, справочники и нормативно-справочную информацию в области здравоохранения.

В рамках эксплуатации ЦИСЗ осуществляется:

  • сбор, получение, передача, обработка, накопление, хранение, поиск, предоставление медицинской информации, а также защита информации в области здравоохранения;
  • формирование электронной медицинской карты пациента и других электронных медицинских документов, единого электронного архива медицинской информации о пациентах, иных информационных ресурсов, государственной статистики здравоохранения;
  • обезличивание в порядке, определенном Министерством здравоохранения, сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь;
  • обеспечение доступа граждан к электронным сервисам в сфере здравоохранения;
  • удаленное предоставление информации государственным органам и организациям в предусмотренных законодательными актами случаях.

ЦИСЗ обеспечит возможность предоставления гражданам доступа к услугам в сфере здравоохранения с использованием личного электронного кабинета гражданина.

Личный электронный кабинет гражданина представляет собой электронный сервис, с помощью которого пациент посредством использования единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы может получить информацию, содержащуюся в его электронной медицинской карте (о своем состоянии здоровья, результатах диагностики, иную информацию), а также о медицинских услугах, оказываемых организацией здравоохранения.

Поставщиками информации в единую ЦИСЗ будут являться:

  • Министерство здравоохранения;
  • организации здравоохранения;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую, фармацевтическую деятельность;
  • другие организации, в том числе организации, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность;
  • иные государственные органы в соответствии с полномочиями, установленными законодательством;
  • органы местного управления и самоуправления.

Что касается применения телемедицинских технологий, то проектом Закона она определены как информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами или лицами, указанными в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении, при необходимости:

  • проведения врачебных консультаций (консилиумов);
  • вынесения дополнительного медицинского заключения по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики оказания медицинской помощи;
  • осуществления лечащим врачом дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации);
  • проведения медицинских экспертиз.

Предусмотрена возможность лечащего врача осуществлять коррекцию ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).

Документирование информации об оказании медицинской помощи, медицинском наблюдении, проведении медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинские документы, будет осуществляется с использованием электронной цифровой подписи медицинского работника.

Применение телемедицинских технологий должно исключать возможность разглашения врачебной тайны.

Особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий определит Министерство здравоохранения.

(Продолжение следует)
Начало

Материал подготовлен редакцией журнала на основе текста проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», размещенного на Правовом форуме Беларуси.


2241 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок