Правильно оформляем получение спонсорской помощи

В условиях распространения короновирусной инфекции COVID-2019 увеличилась нагрузка на государственные организации здравоохранения, связанная с поддержанием необходимого количества лекарственных средств и изделий медицинского назначения, проведением комплекса санитарно-эпидемиологических и профилактических мероприятий. Предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, граждане готовы оказывать поддержку в виде безвозмездного предоставления денежных средств, средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и др. Однако, не смотря на возросшую нагрузку в рамках организации процесса оказания медицинской помощи в данных условиях необходимо помнить о правильном оформлении и использовании получаемой безвозмездной помощи.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

25819 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Получение безвозмездной (спонсорской) помощи регулируют следующие нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — постановление № 779).

От кого можно принимать (кто вправе предоставлять)

Безвозмездную (спонсорскую) помощь (далее — спонсорская помощь) на основании Указа № 300 могут оказывать только следующие субъекты:

  • юридические лица Республики Беларусь. Перед получением помощи необходимо убедиться в том, что спонсор обладает статусом юридического лица (т.е. в наличии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица либо признании таковым законодательным актом (п. 1 ст. 44 ГК)) и является резидентом, т.е.  создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь и имеет место нахождение в Республике Беларусь (абз. 3 подп. 1.49 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ст. 15 НК,);
  • индивидуальные предприниматели Республики Беларусь (далее — ИП). Физическое лицо, выступающее спонсором, должно быть зарегистрировано в качестве ИП (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП (п. 1 ст. 22 ГК, п. 1 ст. 19 НК)) в регистрирующих органах Республики Беларусь и иметь намерение или обязанность (например, если предметом спонсорской помощи являются выполняемые ИП работы, услуги) выступать в отношениях по предоставлению спонсорской помощи именно как ИП.

Что можно принимать (предоставлять)

На основании Указа № 300 государственные организации здравоохранения, имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности, вправе принимать в качестве спонсорской помощи:

  • имущество в виде денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте;
  • работы, услуги;
  • имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

С 15.05.2020 государственные организации здравоохранения не вправе получать в качестве спонсорской помощи товары (имущество), поскольку согласно новой редакции абз. 4 ч. 3 п. 1 данного Указа № 300 приобретение имущества в государственную собственность (за исключением денежных средств) Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее — Указ № 169) исключено из сферы действия Указа № 300.

На какие цели может предоставляться и как использоваться

Предоставление. Спонсорская помощь имеет целевое назначение, т.е. может предоставляться и использоваться в рамках целей, определенных Указом № 300.

Применительно к государственным организациям здравоохранения такими целями могут быть:

  • создание и укрепление материально-технической базы;
  • приобретение лекарственных средств;
  • приобретение изделий медицинского назначения;
  • приобретение медицинской техники;
  • оказание медицинской помощи гражданам Республики Беларусь;
  • содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни (абз. 2, 6 ч. 1 п. 2 Указа № 300).

Выбор цели (целей) зависит от предмета спонсорской помощи.

Спонсорская помощь в виде денежных средств может предоставляться в рамках любой из перечисленных целей, а в виде работ (услуг) — только в рамках последней.

В виде денежных средств спонсорская помощь может предоставляться в рамках нескольких целей. Например, денежные средства могут предоставляться для приобретения организацией здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, создания и укрепления материально-технической базы. В последнем случае — для приобретения мебели, офисной техники и т.п.

На цели, не указанные в п. 2 Указа № 300, спонсорская помощь может предоставляться только по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия (ч. 3 п. 2, абз. 4 п. 4 Указа № 300).

Конкретная цель (цели) предоставления спонсорской помощи обязательно указывается в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (далее — договор).

Использование. Обязанность организации здравоохранения, получившей спонсорскую помощь, использовать ее по целевому назначению вытекает из установленной п. 6 Указа № 300 обязанности получателя такой помощи предоставить спонсору отчет о ее целевом использовании.

Организация здравоохранения — получатель спонсорской помощи обязана вести учет всех операций по использованию полученной помощи (п. 7 Указа № 300).

Справочно: порядок бухгалтерского учета и использования спонсорской помощи, определенный Инструкцией по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112) не распространяется на бюджетные организации.

Запрещено. Согласно п. 4 Указа № 300 запрещено предоставлять и использовать спонсорскую помощь:

  • на цели, не названные в данном Указе, если Президентом или с его согласия не определено иное;
  • для осуществления запрещенных законодательством деяний, проведения политических и массовых мероприятий, перечисленных в абз. 2 п. 4 Указа № 300;
  • должностными лицами организаций — получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.

Руководителю на заметку
Использование спонсорской помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 25 базовых величин (ч. 2 ст. 23.84 КоАП).
Использование должностным лицом юридического лица спонсорской помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами (т.е. Указом № 300) влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин (ч. 4 ст. 23.84 КоАП).
Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, влечет наложение штрафа на юридическое лицо до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи или без конфискации (ч. 3 ст. 23.84 КоАП).
С 01.01.2020 базовая величина установлена в размере 27 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 861).

Оформление получения (предоставления) 

Получение (предоставление) спонсорской помощи в соответствии с Указом № 300 осуществляется на основании договора, заключаемого между организацией здравоохранения — получателем помощи и спонсором (абз. 1 ч. 1 п. 5 Указа № 300).

Руководителю на заметку
Использование безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи или без конфискации.
Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин (ч. 3, 4 ст. 23.84 КоАП).

Форма договора. Договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах, один остается у получателя спонсорской помощи, другой — у спонсора.

Примерная форма договора утверждена постановлением № 779.

Здесь можно скачать примерную форму договора, а также пример договора (деньги) и пример договора (услуги).

При заключении договора можно использовать примерную форму договора, форму, разработанную организацией здравоохранения — получателем спонсорской помощи, или спонсором. В последних двух случаях формы договоров должны быть разработаны на основании примерной формы договора, утвержденной постановлением № 779, которая содержит условия и сведения, обязательные для включения в договор на основании п. 5 Указа № 300.

Содержание договора. Согласно п. 5 Указа № 300 в договоре в обязательном порядке следует указывать:

  • организацию, индивидуального предпринимателя, предоставляющих спонсорскую помощь, а также получателя такой помощи;
  • размер (сумму, расчет стоимости) оказываемой спонсорской помощи;
  • цель предоставления спонсорской помощи (информация о правильном указании такой цели представлена выше);
  • виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства спонсорской помощи;

Это важно
При предоставлении спонсорской помощи в виде денежных средств в договоре обязательно следует указать вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 8 Указа № 300).

  • порядок представления организацией здравоохранения — получателем спонсорской помощи отчета о ее целевом использовании спонсору;

Справочно: срок предоставления отчета определяется сторонами. В сложившейся эпидемиологической ситуации его целесообразно определить как «до 31 декабря 2020 г.». По общему правилу отчет составляется в произвольной форме с указанием видов товаров (работ, услуг), которые были приобретены на денежные средства спонсорской помощи, и с представлением документов, подтверждающих приобретение этих товаров (работ, услуг) (копии ТН, ТТН при приобретении товаров; копии актов при приобретении работ, услуг). Аналогичным образом составляется отчет в отношении работ, услуг, выполненных в качестве спонсорской помощи.  Непредставление отчета спонсору является нарушением норм Указа № 300 и договора, однако административная ответственность за это не установлена.

  • сведения об оказании спонсорской помощи в пределах 1 % от выручки, полученной спонсором при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Это обязательно в случае предоставления такой помощи органами и организациями, перечисленными в п. 9 Указа № 300 (ч. 2 п. 9 Указа № 300). Юридические лица, не указанные в ч. 1 и 4 п. 9 Указа № 300, а также ИП вправе оказывать спонсорскую помощь без ограничения ее размера (п. 10 Указа № 300).

По соглашению сторон договора в него могут включаться и иные условия с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства.

На содержание договора следует обратить особое внимание, если спонсорскую помощь предоставляет ИП с предложением своей формы договора.

Заключение договора. Договор, который не подлежит согласованию в соответствии с п. 9 Указа № 300, считается заключенным с момента его подписания уполномоченными представителями сторон: руководителями получателя спонсорской помощи, действующим на основании уставов представляемых организаций, или иными работниками, уполномоченными на заключение договора безвозмездной (спонсорской) помощи доверенностями, выданными руководителями указанных организаций (ч. 3 п. 5 Указа № 300).

Договоры, заключаемые между организацией здравоохранения и организациями, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, считаются заключенными с момента их согласования руководителями соответствующих государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление этими долями (акциями) (ч. 3 п. 5, ч. 4 п. 9 Указа № 300).

Договоры, заключаемые с другими государственными организациями, упомянутыми в ч. 1 п. 9 Указа № 300, выступающими в качестве спонсоров, вступают в силу после их согласования с государственными органами и должностными лицами, обозначенными в отмеченной части Указа № 300.  

Инициатива в предоставлении спонсорской помощи

Инициатором предоставления спонсорской помощи организации здравоохранения может быть сам потенциальный спонсор — юридическое лицо, ИП, либо сама организация здравоохранения.

Указ № 300 запрещает требовать предоставления спонсорской помощи (ч. 2 п. 1, п. 14 Указа № 300). Однако можно обратиться к потенциальному спонсору с просьбой о предоставлении такой помощи.

Пример письма о предоставлении спонсорской помощи в виде денежных средств можно скачать по ссылке.  

Спонсорская помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей (ч. 2 п. 1 Указа № 300).

Заключение

Для правильного оформления получения безвозмездной помощи от организаций и ИП руководителю организации здравоохранения в первую очередь следует обратить внимание на два обстоятельства:

  • кто выступает в качестве потенциального спонсора;
  • что планируется получить в качестве безвозмездной помощи.

Если в качестве спонсора будет выступать юридическое лицо или ИП, являющееся резидентом Республики Беларусь, а в качестве предмета спонсорской помощи — денежные средства (в т.ч. иностранная валюта), либо работы, услуги, имущественные права, то между организацией здравоохранения и спонсором заключается договор с учетом требований Указа № 300 и примерной формы договора, утвержденной постановлением № 779.

Отношения по получению (предоставлению) безвозмездной помощи оформляются в ином порядке в любом из следующих случаев:

  • спонсор не является резидентом Республики Беларусь. В таком случае следует руководствоваться Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»;

Справочно:  26.05.2020 на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи». Декрет направлен на совершенствование порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи, является временным и вступает в силу в своей основной части через 3 месяца после его официального опубликования. 

  • в качестве спонсора выступает физическое лицо (не ИП). В таком случае можно руководствоваться нормами о дарении (пожертвовании) ст. 543-553 ГК;
  • предметом безвозмездной помощи выступает имущество (основные средства, иное движимое имущество, за исключением денежных средств). В таких случаях следует руководствоваться нормами Указа № 169 о безвозмездном приобретении имущества в государственную собственность и решениями Советов депутатов соответствующего территориального уровня.
25819 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Установлен табель оснащения кабинетов, отделений реабилитации, абилитации детей

При оснащении кабинетов главной медицинской сестре стоит ориентироваться на табели оснащения. Каким табелем руководствоваться при оснащении кабинетов, отделений для прове...
Главная медицинская сестра № 4 (52) 2025
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 569
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок