Проведение обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих в соответствии с новой Инструкцией

Как организовать проведение обязательных и внеочередных медицинских осмотров в организации здравоохранения на основании новой Инструкции, утвержденной Министерством здравоохранения? Какие изменения произошли в порядке проведения указанных медицинских осмотров в связи с принятием новой Инструкции?

Петренко Александр

консультант юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Беларусь

2049 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 11.10.2019 проведение предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров (далее, если не определено иное, — медосмотры), должно осуществляться на основании Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здраво­охранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее — Инструкция № 74).

С указанной даты утратило силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47, которым была утверждена Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих (далее — Инструкция № 47).

Рассмотрим положения Инструкции № 74 с позиции осуществления организацией здравоохранения деятельности по проведению медосмотров.

Вопросы, регулируемые Инструкцией № 74

Для удобства рассмотрения нормы Инструкции № 74 условно разделим на три группы:

1.    Нормы, которые определяют общие требования к организации проведения медосмотров. К данной группе отнесем нормы, которые определяют:

  • случаи и цели проведения медосмотров;
  • организации, уполномоченные проводить медосмотры;
  • функции руководителя по организации проведения медосмотров;
  • состав и функции медицинских комиссий по проведению обязательных и внеочередных медосмотров (далее — медкомиссии).

2.    Нормы, определяющие мероприя­тия и обстоятельства, которые члены медкомиссий должны учитывать при проведении медосмотров, а также виды выносимых решений по результатам мед­осмотров.

3.    Нормы, которые определяют особенности проведения предварительных, перио­дических и внеочередных медосмотров.

Организация проведения медосмотров

Случаи и цели проведения медосмотров

Медосмотры проводятся в отношении физических лиц, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 12.07.2013) (далее — Закон об охране труда) относятся к категории работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (далее — работы с профотбором), в целях обеспечения безопасности труда, предупреждения профессиональных заболеваний и охраны здоровья указанных лиц (ст. 27 Закона об охране труда, п. 1 Инструкции № 74).

Справочно: согласно абз. 15 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда под термином «работающие» понимаются физические лица:
- работающие по трудовым договорам;
- работающие по гражданско-­пра­во­вым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-­правовых форм;
- являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- обучающиеся в учреждениях образования и привлекаемые к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами;
- являющиеся военнослужащими Во­оруженных Сил Республики Беларусь, других вой­ск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой;
- привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам проведения медосмотров определяется годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам:

  • во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • где есть необходимость в профессиональном отборе.

Организации, уполномоченные проводить медосмотры

Как и ранее, проводить медосмотры вправе государственные организации здравоохранения.

Негосударственные организации здравоохранения не получили право проводить медосмотры. В то же время такое право закреплено за 11 крупными предприятиями, имеющими в своей структуре подразделения в виде поликлиники, центра, медико-­санитарной части и др. В приложении 4 к Инструкции № 74 приведен перечень таких предприятий. Таким образом, устранен пробел в правовом регулировании, имевший место в период действия Инструкции № 47.

Справочно: наличия лицензии для проведения медосмотров не требуется, поскольку медицинская экспертная деятельность исключена из перечня лицензируемых видов медицинской дея­тельности, приведенного в п. 26 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).

Далее термином «организация здравоохранения» будем обозначать государственные организации здравоохранения и указанные предприятия (их структурные подразделения).

В организации здравоохранения, как и ранее, медосмотры проводят медкомиссии.

Обязанности руководителя по организации проведения медосмотров

Инструкция № 74 формализовала функции руководителя организации здравоохранения. Так, руководитель:

  • обеспечивает организацию проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров работающих;
  • определяет количество медкомиссий;
  • утверждает персональный состав и порядок работы медкомиссий (п. 7 Инструкции № 74).

Состав и функции медкомиссий

Состав. Медкомиссии формируются из числа медицинских работников. Инструкция № 74 однозначно определила, что в состав медкомиссии кроме ее председателя должны быть включены не менее двух врачей-­специалистов и (или) врачей общей практики, являющихся ее членами. Иные медицинские специалисты, не входящие в состав медкомиссии, могут привлекаться к ее деятельности в случае необходимости (п. 9 Инструкции № 74).

Нововведением является допуск врачей общей практики к проведению всех видов медосмотров, что нашло отражение в соответствующих графах схем проведения медосмотров, являющихся приложениями 1 и 3 к Инструкции № 74. Это позволит снизить нагрузку на медицинских работников организаций здравоохранения и повысить тем самым доступность медицинской помощи для населения.

При назначении членов медкомиссий следует руководствоваться сведениями о врачах общей практики и врачах-­специалистах, содержащимися в графе 3 приложения 1 и графе 4 приложения 3 Инструкции № 74.

Функции. Нововведением является определение перечня основных функций медкомиссий, который, однако, не является исчерпывающим (п. 8 Инструкции № 74). Иные функции медкомиссий, связанные с проведением медосмотров, определены в других частях Инструкции № 74. В обобщенном виде медкомиссия наделена следующими функциями:

  • рассмотрение направления нанимателя (работодателя), выписки из медицинских документов из государственной организации здравоохранения, представленных лицом, направленным на медосмотр;
  • рассмотрение списка профессий (должностей) работников и списка работников, подлежащих обязательным периодическим медосмотрам, представленных нанимателем (работодателем);
  • проведение медосмотра;
  • направление лица, проходящего мед­осмотр, в случае необходимости в другие государственные организации здравоохранения, а также в государственные медицинские научные организации для проведения дополнительной диагностики и (или) консультации (ч. 2 п. 12 Инструкции № 74);
  • направление лица, проходящего мед­осмотр, к врачу-­профпатологу в случае подозрения на хроническое профессиональное заболевание (п. 18 Инструкции № 74);
  • запрос сведений у нанимателя (работодателя) и (или) государственной организации здравоохранения, необходимых для принятия решения о годности (негодности) к работе лица, проходящего медосмотр;
  • оформление протокола медосмотра и направление его копии в государственную организацию здравоохранения по месту жительства (месту пребывания), по месту работы (учебы, службы) лица, проходящего мед­осмотр, для приобщения к медицинской карте амбулаторного больного (ч. 2 п. 14 Инструкции № 74);
  • принятие решения о годности (негодности) к работе лица, проходящего мед­осмотр (п. 13 Инструкции № 74);
  • оформление медицинской справки о состоянии здоровья, акта обязательного периодического медосмотра;
  • информирование нанимателя (работодателя) об установлении негодности к работе лица, прошедшего обязательный периодический и (или) вне­очередной медосмотр, если у данного лица выявлены заболевания (состояния), которые являются медицинскими противопоказаниями к работам. Срок информирования — в течение пяти рабочих дней со дня выявления данного заболевания (состояния) (п. 18 Инструкции № 74);
  • направление лица, прошедшего обязательный периодический и (или) внеочередной медосмотр, на заседание врачебно-­консультационной комиссии для получения заключения о предоставлении данному лицу другой работы, если это необходимо по результатам проведения указанных медосмотров (п. 16 Инструкции № 74);
  • разъяснение вопросов, входящих в компетенцию медкомиссии.

Мероприятия и обстоятельства, учитываемые при проведении медосмотров, виды выносимых решений

Мероприятия и обстоятельства. При проведении медосмотров:

1) изучаются:

  • информация, содержащаяся в выписке из медицинских документов работающих, о перенесенных заболеваниях, результатах диспансерных осмотров и динамического медицинского наблюдения; диагностических, лечебных и иных медицинских вмешательствах, проведенных работающему в организациях здравоохранения, иных организациях, оказывающих медицинскую помощь, за период, составляющий не менее пяти лет, предшествующих проведению обязательного предварительного медосмотра, или за период времени, прошедший после проведения предыдущего обязательного периодического и (или) внеочередного медосмотра;
  • сведения об условиях труда и выполняемых работах, указанных в направлении или в списке профессий (должностей), списке работников в соответствии с оценкой условий труда, проведенной в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253), Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 22.02.2008 № 35), Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 28.12.2012 № 211);
  • медицинская карта амбулаторного больного;
  • иные медицинские документы, необходимые для принятия решения о годности (негодности) работающих к работе (п. 10 Инструкции № 74), в частности заключения врачебно-­консультационной комиссии психиатрической (психоневрологической) организации (абз. 3 ч. 1 п. 13 Инструкции № 74);

2) осуществляются:

  • лабораторные, инструментальные и иные исследования, указанные в графе 4 схемы проведения медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда (приложение 1 к Инструкции № 74) и графе 5 схемы проведения медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе (приложение 3 к Инструкции № 74);
  • медицинские осмотры врачами общей практики и (или) врачами-­специалистами, указанными в графе 3 приложения 1 и графе 4 указанных приложений 1 и 3 соответственно (п. 11 Инструкции № 74);

3) учитываются:

  • заболевания (состояния), являющиеся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда (приложение 2 к Инструкции № 74) (абз. 2 п. 4 Инструкции № 74);
  • диспансерные осмотры, осмотры врачей-­специалистов и (или) врачей общей практики, проведенные по месту жительства (месту пребывания), месту работы (учебы, службы) работающего, в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором работающему проводится медосмотр (п. 12 Инструкции № 74).

Решения медкомиссии. Инструкция № 74 существенно расширила перечень видов решений, принимаемых медкомиссией по результатам проведения медосмотра. Теперь в отношении лица, прошедшего мед­осмотр, медкомиссия должна принять одно из следующих решений:

  • годен к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
  • негоден к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
  • годен к работе (с указанием отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ) и негоден к работе (с указанием отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
  • годен к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ) и нуждается в проведении внеочередного медосмотра;
  • годен к работе (негоден к работе) с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ и выявлено подозрение на хроническое профессиональное заболевание (ч. 2 п. 13 Инструкции № 74).

При этом решение о годности (негодности) должно приниматься с учетом заключения врачебно-­консультационной комиссии психиатрической (психоневрологической) организации, а также других обстоятельств, перечисленных в ч. 1 п. 13 Инструкции № 74.

Особенности проведения отдельных видов медосмотров

Особенности проведения того или иного вида медосмотра связаны с определением случаев, оснований, сроков проведения медосмотра, вопросов взаимодействия между организацией здравоохранения и нанимателем (работодателем), оформлением результатов.

Сразу отметим, что нововведением Инструкции № 74 для всех видов медосмотров является обязанность медкомиссии вносить результаты медосмотра каждого работающего в протокол, который необходимо составлять по форме приложения 8 к Инструкции № 74 и хранить в медицинской карте амбулаторного больного в организации здравоохранения, проводившей медосмотр. О направлении копии данного протокола упоминалось при рассмотрении функций медкомиссии.

Проведение предварительных обязательных медосмотров

Случаи. Предварительные медосмотры проводятся с учетом требований п. 20 Инструкции № 74 в отношении поступающих на работу, если предполагается выполнение работ:

  • во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • с воздействием факторов производственной среды, которые вызывают аллергические заболевания, химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), биологических и физических факторов независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
  • где есть необходимость в профессиональном отборе.

Основания. Предварительный мед­осмотр поступающего на работу проводится, как и ранее, на основании направления нанимателя (работодателя). Однако теперь данное направление должно быть оформлено по форме, установленной в приложении 5 к Инструкции № 74 (в Инструкции № 47 данная форма отсутствовала).

Сроки. Сроки проведения предварительного медосмотра, как и ранее, не определены. В то же время в Инструкцию № 74 не включена норма Инструкции № 47 о том, что лица, направляемые на работы вахтовым методом, проходят предварительные медосмотры не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы.

Оформление результатов. По результатам предварительного медосмотра лицу выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая его годность (негодность) к работе. Срок выдачи справки — 1 день после проведения медосмотра (п. 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200).

Справочно: форма медицинской справки о состоянии здоровья (форма 1 здр/у‑10) установлена в приложении 1 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92.

Проведение периодических обязательных медосмотров

Случаи. Периодические медосмотры проводятся в отношении работающих, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда и (или) на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, в процессе их трудовой деятельности с периодичностью, определяемой в соответствии с п. 2830 Инструкции № 74.

При этом нововведением является установление порядка исчисления сроков. Согласно п. 32 Инструкции № 74 срок проведения очередного периодического медосмотра исчисляется от даты окончания предыдущего периодического мед­осмотра, указанной в акте, или от даты выдачи медицинской справки о состоянии здоровья при проведении предварительного медосмотра.

В Инструкции № 74 не нашла отражения норма Инструкции № 47 о том, что периодические медосмотры работающих, занятых в течение 10 и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводятся в областных или городских центрах профессио­нальной патологии один раз в пять лет.

Основания. Периодические медосмотры работающих по трудовым договорам, как и ранее, проводятся на основании ежегодно составляемого нанимателем списка профессий (должностей). Данный список оформляется по форме приложения 6 к Инструкции № 74, которая в сравнении с ранее установленной формой претерпела некоторые изменения. В частности, появилась дополнительная графа «Дата проведения предыдущего периодического медосмотра».

Медосмотры работников, не включенных в указанный список, а также тех, кто работает по гражданско-­правовым договорам, и иных работающих проводятся на основании направления нанимателя (работодателя).

Срок. Инструкция № 74 изменила период проведения периодических медосмотров — теперь они проводятся с 1 января по 31 декабря календарного года. В соответствии с Инструкцией № 47 данные медосмотры завершались до 1 декабря текущего года.

Взаимодействие. Как и ранее:

  • наниматель обязан до 1 января направить в организацию здравоохранения список профессий (должностей) с указанием результатов оценки условий труда по каждому вредному и (или) опасному производственному фактору;
  • организация здравоохранения обязана до 1 февраля на основании списка профессий (должностей) составить график проведения периодических медосмотров работников, сформированный с учетом срока ранее проведенного периодического медосмотра и направить его нанимателю;
  • наниматель обязан на основании списка профессий (должностей) и графика проведения периодических мед­осмотров составить список работников по форме приложения 7 к Инструкции № 74, которая отличается от применяемой ранее. Срок направления нанимателем такого списка в организацию здравоохранения теперь составляет не 15, а 20 рабочих дней до начала периодического мед­осмотра (п. 2325 Инструкции № 74).

Нововведением является закрепление обязанности организации здравоохранения в случае несоблюдения графика проведения периодического медосмотра и (или) неявки работников на периодический медосмотр в течение пяти рабочих дней со дня завершения периодического медосмотра информировать нанимателя о несоблюдении указанного графика и (или) неявке работников на медосмотр (п. 26 Инструкции № 74).

Оформление результатов. По результатам периодических медосмотров организация здравоохранения:

  • в течение 30 рабочих дней (ранее — в месячный срок) со дня окончания таких медосмотров составляет в двух экземплярах (ранее — в трех) акт по форме приложения 9 к Инструкции № 74;
  • в течение пяти рабочих дней (как и ранее) направляет нанимателю и (или) работодателю один экземпляр акта (п. 31 Инструкции № 74).

Проведение внеочередных медосмотров

Случаи. Количество случаев, когда проводятся внеочередные медосмотры, в Инструкции № 74 по сравнению с Инструкцией № 47 сократилось. Сопоставление представлено в таблице.

Таблица 

Основание. Внеочередные медосмотры осуществляются на основании направления нанимателя и (или) работодателя (п. 34 Инструкции № 74).

Взаимодействие. В случае необходимости проведения работающему внеочередного медосмотра организация здравоохранения письменно информирует нанимателя (работодателя) о проведении работающему такого медосмотра (п. 35 Инструкции № 74). В Инструкции № 47 такое требование отсутствовало.

Оформление результатов. По результатам внеочередного медосмотра работающему выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая его годность (негодность) к работе (п. 36 Инструкции № 74).

Заключение

Нововведения Инструкции № 74 не исчерпываются рассмотренными и нашли отражение также в схемах проведения медосмотров. Кроме того, в Инструкции появились определения терминов «профессиональный отбор», «комплексная гигиеническая оценка условий труда», «общие медицинские противопоказания», «оценка условий труда». Разработка и принятие Инструкции № 74 обусловлены необходимостью приведения порядка проведения обязательных и внеочередных медосмотров в соответствие с законодательством и устранения пробелов в правовом регулировании, а также практикой применения Инструкции № 47. Инструкция № 74 призвана обеспечить актуальный уровень предупреждения несчастных случаев на производстве, распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, развития профессиональных заболеваний. 

2049 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

О результатах мониторинга применения контрактной формы найма в госучреждениях здравоохранения

Главный правовой инспектор труда Татьяна Диско, рассказала о результатах мониторинга применения контрактной формы найма на заседании президиума Республиканского комитета...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 231
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок