С 26.10.2019 вступило в силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера», которое утвердило Инструкцию о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (далее — Инструкция). Вместе с Инструкцией определены формы следующих документов:
- предписания на проведение мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (приложение 1);
- журнала учета предписаний и результатов проведенных мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (приложение 2);
- справки о проведении мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (приложение 3);
- предписания об устранении нарушений (приложение 4);
- предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования (приложение 5);
- требования о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (приложение 6).
В № 11 (2018) в журнала «Руководитель. Здравоохранение» мы уже изучали вопросы проведения органами госсаннадзора мероприятий ТТП и в виде схемы рассмотрели полномочия указанных органов в случае выявления нарушений в ходе проведения этих мероприятий. На тот момент отсутствовал нормативный правовой акт, который бы определял порядок проведения мероприятий ТПП органами госсаннадзора и формы документов, связанных с их проведением.
Кроме того, в связи со вступлением в силу с 25.11.2018 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2018 № 842, которое изложило в новой редакции перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105 (далее — перечень мероприятий ТТП), изменился и перечень мероприятий ТТП, осуществляемых органами госсаннадзора.
В связи с указанными обстоятельствами целесообразно рассмотреть установленный порядок проведения мероприятий ТТП и обновить схему полномочий органов госсаннадзора при выявлении нарушений во время проведения указанных мероприятий.
Напомним, что мероприятия ТТП являются формой государственного контроля (надзора), имеют предупредительно-профилактическую направленность, осуществляются органами госсаннадзора в силу отнесения их к контролирующим (надзорным) органам (п. 1, 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16.11.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), п. 8 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510) и не регулируются Указом № 510, за исключением определения действий (решений) контролирующих (надзорных) органов по результатам проведений мероприятий ТТП (п. 6 Указа № 510) и общих обозначенных выше общих вопросов (п. 1 Указа № 510).
Ссылки на пункты, заключенные в скобки, и приложения в настоящей статье являются ссылками на пункты и приложения Инструкции, если не указано иное.
Мероприятия ТТП, отнесенные к компетенции органов госсаннадзора
В соответствии с перечнем мероприятий ТТП и п. 2 Инструкции в целях оценки соблюдения юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — субъект) требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения органы госсаннадзора осуществляют следующие мероприятия ТТП.
1. Расследование возникновения профессионального заболевания (подозрения на заболевание). Проводится по факту заболевания (подозрения на заболевание).
Осуществляется должностным лицом органа госсаннадзора в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (ч. 1 п. 15).
Формы документов, необходимых для расследования и учета профессиональных заболеваний, установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»(ч. 2 п. 15).
2. Отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения, аккредитованных в порядке, установленном законодательством. Проводится один раз в месяц (по необходимости) в отношении продукции, находящейся в обращении.
Данное мероприятие осуществляется:
- при наличии информации о несоответствии продукции требованиям законодательства и ее опасности для жизни и здоровья населения, в т. ч. поступившей от иных контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь и стран Евразийского экономического союза, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, полученной из баз данных контролирующего (надзорного) органа (абз. 2 п. 16);
- при наличии обоснованных обращений государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица (абз. 3 п. 16);
- по результатам анализа риска иной аналогичной продукции одного и того же изготовителя, по продукции которого ранее были выявлены несоответствия требованиям законодательства (абз. 4 п. 16);
- при подготовке и проведении массовых мероприятий (абз. 5 п. 16);
- в рамках планов лабораторных исследований продукции (абз. 6 п. 16);
- при сезонности поступления и обращения продукции (абз. 7 п. 16);
- при неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории административно-территориальной единицы (абз. 8 п. 16).
При осуществлении данного мероприятия оформляется акт отбора проб (образцов) (ч. 4 п. 9).
3. Изучение эффективности проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятий. Проводится один раз в месяц (по необходимости) в отношении объектов, на которых осуществляются санитарно-противоэпидемические мероприятия. К таким объектам относятся объекты частных и государственных организаций здравоохранения, санаториев, учреждений образования, организаций общественного питания и др.
При проведении данного мероприятия осуществляются:
- установление причинно-следственной связи между возникновением случая инфекционного заболевания (подозрения на возникновение случая инфекционного заболевания) и проводимыми санитарно-противоэпидемическими мероприятиями (абз. 2 п. 17);
- получение информации, в т. ч. из сети Интернет, средств массовой информации, о возможном неблагополучии факторов среды обитания человека (абз. 3 п. 17);
- оценка обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам, окружающей среде (абз. 4 п. 17).
4. Изучение и оценка факторов среды обитания человека. Проводится один раз в месяц (по необходимости) в отношении объектов деятельности субъектов хозяйствования, оказывающих влияние на факторы среды обитания человека. (п. 6 Инструкции, п. 3 перечня мероприятий ТТП).
Данные мероприятия осуществляются:
- при наличии информации об ухудшении показателей факторов среды обитания из различных источников (абз. 2 п. 18);
- при наличии информации об ухудшении показателей факторов среды обитания, полученной из обращений государственного органа, от иностранного государства, иной организации или физического лица (абз. 3 п. 18);
- при проведении анализа риска факторов среды обитания человека (абз. 4 п. 18);
- при подготовке и проведении массовых мероприятий (абз. 5 п. 18);
- при наличии утвержденных планов лабораторно-инструментальных исследований (абз. 6 п. 18);
- при установлении причинно-следственной связи между ухудшением факторов среды обитания и возникновением случая инфекционного заболевания, массовых неинфекционных заболеваний (подозрения на возникновение случая инфекционного заболевания или массовых неинфекционных заболеваний) (абз. 7 п. 18);
- при неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории административно-территориальной единицы (абз. 8 п. 18);
- при подготовке к оздоровительному сезону и проведению оздоровления (абз. 9 п. 18).
Основания проведения мероприятий ТТП
Мероприятия ТТП проводятся на основании предписания (далее — предписание на МТТП) руководителя органа госсаннадзора или лицом, исполняющим его обязанности, оформленного в соответствии с приложением 1 (ч. 1 п. 4). Решение о проведении принимается указанными лицами на основании полученной информации о выполнении субъектом требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п. 2).
Не допускается проведение мероприятий ТТП в установленный период, если в данный период такие мероприятия проведены вышестоящим органом госсаннадзора, его структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) (п. 14).
Каждое предписание на МТТП подлежит регистрации и учету в журнале учета предписаний и результатов проведенных мероприятий ТТП по форме приложения 2, в т. ч. в электронном виде (ч. 2 п. 4).
Должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия ТТП, и их права
Мероприятия проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного санитарного надзора (п. 5). Уполномоченное должностное лицо органа госсаннадзора вправе:
- для проведения мероприятия ТТП при предъявлении служебного удостоверения и предписания на МТТП получить беспрепятственный доступ к объектам юридического, физического лица, ИП, в отношении которых осуществляются мероприятия. При отказе должностному лицу в предоставлении беспрепятственного доступа к объекту данное лицо делает соответствующую запись в предписании на МТТП и докладывает об этом руководителю органа госсаннадзора либо лицу, исполняющему его обязанности (ч. 1, 2 п. 7);
- при осуществлении мероприятия ТТП требовать разъяснения (в т. ч. письменные) от работников субъекта по вопросам, возникающим в ходе проведения мероприятия (ч. 3 п. 8);
- при осуществлении мероприятия ТТП с письменного согласия субъекта использовать технические средства, в т. ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку для сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты нарушений (ч. 2 п. 8).
Если по результатам мероприятий ТТП нарушения не выявлены
По результатам проведения мероприятий, в ходе которых не выявлены нарушения, должностное лицо органа госсаннадзора:
- составляет справку о проведении мероприятия ТТП по форме приложения 3 не менее чем в двух экземплярах (ч. 1, 2 п. 9);
- подписывает два экземпляра справки о проведении мероприятия ТТП в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания мероприятия. Датой составления справки о проведении мероприятия считается дата ее подписания (ч. 2 п. 9);
- в течение двух рабочих дней со дня подписания вручает один экземпляр справки под роспись субъекту (либо уполномоченному лицу субъекта) или направляет письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 п. 9).
Если по результатам мероприятий ТТП нарушения выявлены
В случае выявления в ходе проведения мероприятий ТТП должностным лицом органа госсаннадзора нарушений дальнейшие действия данного лица зависят от того, относятся ли выявленные нарушения к нарушениям законодательства, создающим угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде или нет.
Полномочия должностных лиц органов госсаннадзора при выявлении нарушений в ходе проведения мероприятий ТТП с учетом действий субъектов рассмотрим далее в виде двух схем:
- схема реализации полномочий должностных лиц органов госсаннадзора при выявлении в ходе проведения мероприятий ТТП нарушений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;
- схема реализации полномочий должностных лиц органов госсаннадзора при выявлении в ходе проведения мероприятий ТТП нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.