Порядок обжалования постановлений органов госсаннадзора по делам об административных правонарушениях

Какие постановления по делам об административных правонарушениях (далее — ДАП), вынесенные уполномоченными должностными лицами органов и учреждений государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора), не вступившие в силу, могут быть обжалованы? Кем? В какие органы? В какие сроки? Что делать, если срок для обжалования постановления по ДАП пропущен? Какие решения могут быть приняты по жалобе вышестоящим органом госсаннадзора?

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1813 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 9 (2019) мы завершили тему о рассмотрении ДАП должностными лицами органов госсаннадзора освещением вопросов оформления постановлений по ДАП и вступления их в закон­ную силу.

Как было отмечено, постановление по ДАП вступает в силу по истечении срока на обжалование и опротестование (если оно не было обжаловано (опротестовано)), за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП (ч. 1 ст. 11.12 ПИКоАП).

На практике постановления по ДАП, вынесенные должностными лицами органов госсаннадзора, не всегда вступают в силу после их вынесения, т. к. лица, в отношении которых вынесены такие постановления, в целях защиты своих прав и законных интересов обжалуют их в установленном порядке.

Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы взаимодействия органов госсаннадзора с заинтересованными лицами, обжалующими вынесенные этими органами постановления по ДАП, а также вопросы, связанные с рассмотрением жалоб вышестоящими органами госсаннадзора, тем более что в разных ситуациях один и тот же орган может выступать в качестве органа, уполномоченного рассматривать жалобу нижестоящего органа, или органа, постановление по ДАП которого обжалуется.

Справочно: жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов, нарушенных при осуществлении административного процесса (абз. 7 ст. 1.4 ПИКоАП).

Данная статья подходит также для частных и государственных организаций здравоохранения, санаториев, поскольку в отношении них и их должностных лиц органы госсаннадзора (и другие уполномоченные органы) также составляют протоколы и выносят постановления по ДАП.

Постановление по ДАП, не вступившее в законную силу, может быть опротестовано прокурором в соответствии с нормами ч. 2 ст. 2.15 и главы 12 ПИКоАП, а также Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Виды постановлений по ДАП, которые могут быть обжалованы

Рассмотрев ДАП, уполномоченное должностное лицо органа госсаннадзора выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о наложении административного взыскания с прекращением ДАП в части;

3) о прекращении ДАП (ч. 1 ст. 11.10 ПИКоАП).

Каждый из перечисленных видов постановлений по ДАП, не вступивших в силу, может быть обжалован заинтересованным лицом.

Кто вправе обжаловать постановление по ДАП?

Физическое или юридическое лицо, в отношении которого вынесено постановление по ДАП, потерпевший, а также представитель, защитник каждого из указанных лиц в целях защиты собственных (представляемых лиц) прав и законных интересов вправе обжаловать любое из указанных постановлений по ДАП.

К представителям физического лица, имеющим право на подачу жалобы, относятся законные представители (ст. 4.3 ПИКоАП), а также представитель потерпевшего (ч. 4 ст. 4.5 ПИКоАП).

Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности (ч. 2 ст. 4.4 ПИКоАП).

Представитель юридического лица, действующий на основании выданной ему доверенности, вправе обжаловать постановление по ДАП, если такое полномочие указано в выданной ему доверенности.

Руководитель органа, направившего ДАП на рассмотрение в уполномоченный орган госсаннадзора, вправе обжаловать только постановление о прекращении ДАП и постановление о наложении административного взыскания с прекращением ДАП в части.

Прокурор вправе опротестовать любое из трех видов постановлений по ДАП (ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП).

Кто уполномочен рассматривать жалобу на постановление по ДАП?

Жалоба адресуется органу (должностному лицу), вышестоящему по отношению к органу госсаннадзора, вынесшему обжалуемое постановление по ДАП, либо в суд по месту наложения административного взыскания — по выбору лица, обжалующего постановление по ДАП.

В целях правильного определения органа, которому адресуется жалоба, и должностного лица, уполномоченного ее рассматривать, соответствующие сведения представим в виде таблицы. Для обозначения органов госсаннадзора будем использовать в таблице сокращение «ЦГЭ».

Таблица


Справочно: по вопросам определения территориальных уровней органов госсаннадзора см. Инструкцию о порядке взаимодействия главных государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора (утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2012 № 100).

Во избежание ситуаций, связанных с направлением жалобы и ДАП сначала в неуполномоченный на ее рассмотрение вышестоящий орган, а затем в уполномоченный, в резолютивной части постановления по ДАП в информации о порядке обжалования следует указывать, в какой именно вышестоящий орган можно направить жалобу. Если несмотря на это в жалобе указан неуполномоченный орган, желательно разъяснить лицу, подавшему жалобу, в какой орган ее следует адресовать.

Орган, в который направляется жалоба, и его функции

Независимо от того, подается жалоба (протест) в вышестоящий орган или в суд, она (он) направляется в орган, вынесший постановление по ДАП.

После получения жалобы орган госсаннадзора, вынесший постановление по ДАП, в течение трех суток направляет ее вместе с делом в вышестоящий орган (суд), уполномоченный рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 12.2 ПИКоАП).

Справочно: срок в трое суток исчисляется со дня, следующего за днем получения жалобы (абз. 22 ст. 1 ПИКоАП); в него включаются также нерабочие дни.

Направление жалобы в суд, уполномоченный ее рассматривать, имеет свои особенности.

Жалоба должна направляться в районный (городской) либо экономический суд области (г. Минска) в зависимости от субъекта и объекта правонарушения (сферы правоотношений, на которые посягает правонарушение) в соответствии с правилами подсудности жалоб, изложенными в ст. 12.3 ПИКоАП.

Кроме того, с жалоб, подаваемых в суд на постановления по ДАП, взимается государственная пошлина в установленном размере (ч. 3 ст. 12.2 ПИКоАП, абз. 5 подп. 1.1 п. 1 НК).

Справочно: размер государственной пошлины с жалобы, подаваемой в районный (городской) суд, определяется в соответствии с п. 5 приложения 15 к НК; с жалобы, подаваемой в экономический суд области (г. Минска), — в соответствии с п. 8 приложения 13 к НК. Предоставление льгот по уплате государственной пошлины определяется в соответствии со ст. 285 НК и ч. 4 ст. 12.2 ПИКоАП.

Сроки обжалования постановления по ДАП

Сроки обжалования постановления по ДАП установлены ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП:

  • в течение 10 суток со дня объявления постановления по ДАП — в случае присутствия при объявлении постановления лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, или их представителей, защитника;
  • не позднее 10 суток со дня получения копии постановления по ДАП лицом, в отношении которого вынесено постановление по ДАП;
  • в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления по ДАП — в случае поступления в орган госсаннадзора, вынесший постановление по ДАП, заявления о составлении мотивировочной части.

Справочно: согласно абз. 22 ст. 1 ПИКоАП процессуальный срок — период времени, который начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Таким образом, до истечения указанных сроков лицу, имеющему право на подачу жалобы, следует направить жалобу в орган госсаннадзора, постановление которого обжалуется.

Это важно
В резолютивной части постановления по ДАП должна быть указана информация о сроке обжалования постановления (ч. 6 ст. 11.9 ПИКоАП).

В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования постановления по ДАП лица, имеющие право на подачу жалобы, могут ходатайствовать перед должностным лицом органа госсаннадзора (судом), уполномоченным рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока (ч. 1 ст. 12.5 ПИКоАП).

Ходатайство с указанием уважительных причин пропуска срока подачи жалобы целесообразно подать вместе с жалобой, иначе она будет возвращена на основании ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП.

Полного или даже примерного перечня уважительных причин пропуска срока обжалования постановления по ДАП законодательство не содержит. В каждом конкретном случае уважительность таких причин определяет должностное лицо (суд), уполномоченное на рассмотрение жалобы.

Справочно: к уважительным причинам для восстановления срока обжалования, в частности, могут быть отнесены: состояние здоровья, нахождение в командировке, иные факты и обстоятельства, объективно свидетельствующие, что у лица не было возможности подать жалобу в установленный срок.

В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы исполнение постановления по ДАП приостанавливается до рассмотрения жалобы (ст. 12.6 ПИКоАП).

Требования к оформлению жалобы на постановление по ДАП

В жалобе должны быть указаны:

1) должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;

2) фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в ДАП;

3) обжалуемое постановление по ДАП (дата, номер, орган, вынесший постановление);

4) доводы для отмены или изменения постановления по ДАП.

Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем.

К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия, а к направляемой в суд — прилагается также документ, подтверждающий уплату в установленных порядке и размере государственной пошлины.

Жалоба, не соответствующая указанным выше требованиям, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной (ст. 12.11 ПИКоАП).

От редакции
Пример оформления жалобы на постановление по ДАП вы можете скачать по ссылке.

Следует также учитывать, что если при рассмотрении ДАП участники административного процесса отказались от исследования доказательств, то в силу части ч. 4 ст. 11.5 ПИКоАП такой отказ влечет недопустимость обжалования постановления по ДАП по этому основанию, что не лишает их права обжаловать постановление по иным основаниям.

Рассмотрение жалобы на постановление по ДАП уполномоченным органом

Срок рассмотрения жалобы

Должностное лицо вышестоящего органа, уполномоченное рассматривать жалобу, должно рассмотреть ее в месячный срок со дня поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).

Справочно: месячный срок начинает течь со дня, следующего за днем поступления жалобы в орган, уполномоченный на ее рассмотрение, и истекает в тот же календарный день месяца, следующего за месяцем, в котором получена жалоба.

Меры, принимаемые до рассмотрения жалобы по существу

До непосредственного рассмотрения жалобы уполномоченному на ее рассмотрение должностному лицу необходимо:

  • при поступлении жалобы не в уполномоченный на ее рассмотрение вышестоящий орган госсаннадзора разъяснить лицу, подавшему жалобу, в какой орган ее следует направить.
  • при поступлении жалобы непосредственно в уполномоченный ее рассматривать орган, минуя орган госсаннадзора, вынесший постановление по ДАП, возвратить жалобу подавшему ее лицу и вынести об этом постановление (ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП);

От редакции
Пример письма о направлении жалобы с нарушением порядка ее подачи вы можете скачать по ссылке.

  • при нарушении требований к содержанию и подписанию жалобы, а также к прилагаемым к ней документам о полномочиях защитника или представителя возвратить жалобу подавшему ее лицу с назначением срока для устранения недостатков, о чем выносится постановление;
  • при подаче жалобы с пропуском срока обжалования возвратить жалобу подавшему ее лицу и вынести об этом постановление (ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП). При этом необходимо разъяснить лицу, подавшему жалобу, порядок обращения с ходатайством о восстановлении срока. Если к жалобе прилагается ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования или таковое подано позже, следует принять решение либо об отклонении такого ходатайства, либо о восстановлении пропущенного срока, оформив такое решение постановлением (ч. 2 ст. 12.5 ПИКоАП);
  • письменно уведомить заинтересованных лиц о дате и месте рассмотрения жалобы.

От редакции
Пример постановления об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по ДАП вы можете скачать по ссылке.
Пример постановления о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы на постановление по ДАП вы можете скачать по ссылке.
Пример уведомления заинтересованных лиц о дате и месте рассмотрения жалобы на постановление по ДАП вы можете скачать по ссылке.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по ДАП, потерпевший, их представители, защитник вправе присутствовать при рассмотрении жалобы.

Неявка надлежаще извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы лиц не является препятствием для рассмотрения жалобы (ч. 2 ст. 12.8 ПИКоАП).

Рассмотрение жалобы по существу

Процессуальный порядок рассмотрения жалобы включает в себя следующие процессуальные действия:

  • доклад лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, с изложением существа ДАП и жалобы;
  • объяснение и представление дополнительных материалов в обоснование своих требований участвующими при рассмотрении жалобы лицом, в отношении которого вынесено постановление по ДАП, потерпевшим, их представителями, защитником;
  • ознакомление с вышеуказанными материалами уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

Это важно
Дополнительные материалы могут послужить основанием для изменения постановления по ДАП или его отмены с прекращением ДАП в случае, когда содержащиеся в дополнительных материалах сведения не требуют проверки и оценки органом госсаннадзора, вынесшим постановление по ДАП.

При рассмотрении жалобы должностное лицо, уполномоченное ее рассматривать, проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления по ДАП.

Справочно: законным признается постановление по ДАП, если оно постановлено с соблюдением всех требований как материального, так и процессуального закона; обоснованным — если оно вынесено на основании лишь тех представленных доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследованы органом госсаннадзора, вынесшим обжалуемое постановление по ДАП (ч. 2, 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.09.2011 № 6 «О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях»).

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы рассмотревшее ее должностное лицо выносит постановление, которое должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 12.142 ПИКоАП, быть юридически обоснованным, содержать мотивированные выводы о правильности или ошибочности обжалуемого постановления.

В постановлении, выносимом по результатам рассмотрения жалобы, указываются: время и место вынесения постановления; наименование органа, к компетенции которого отнесено рассмотрение жалобы; фамилия, имя и отчество должностного лица, рассмотревшего жалобу; сведения о лице, подавшем жалобу; сведения о постановлении по ДАП, на которое подана жалоба (дата, номер, орган, вынесший постановление, лицо, в отношении которого вынесено постановление); краткое содержание постановления по ДАП, на которое подана жалоба; доводы и требования, содержащиеся в жалобе; обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы; обоснование принятия решения по результатам рассмотрения жалобы с указанием на соответствующие статьи ПИКоАП; решение по результатам рассмотрения жалобы.

От редакции
Пример постановления, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы вы можете скачать по ссылке.

Должностное лицо, рассмотревшее жалобу, принимает по ней одно из следующих решений:

  • оставляет постановление по ДАП без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • отменяет постановление по ДАП и прекращает ДАП;
  • отменяет постановление по ДАП и направляет дело на новое рассмотрение;
  • изменяет постановление по ДАП в части;
  • изменяет меру и (или) вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
  • отменяет постановление по ДАП и направляет дело на рассмотрение компетентного органа, если это постановление вынесено лицом, не правомочным решать данное дело (ч. 1 ст. 12.9 ПИКоАП).

Справочно: основания к отмене или изменению постановления по ДАП приведены в ст. 12.141 ПИКоАП. Отмена постановления по ДАП с прекращением ДАП влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением (ст. 12.15 ПИКоАП).

Вынесенное по жалобе постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения (ст. 12.10 ПИКоАП).

Меры, принимаемые после вынесения постановления по жалобе

Копия решения по жалобе на постановление по ДАП в течение трех суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу госсаннадзора, направившему жалобу на постановление по ДАП, лицу (органу), подавшему жалобу на постановление по ДАП, и потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору.

Дело подлежит возврату органу госсаннадзора, направившему ДАП (ч. 2 ст. 12.9 ПИКоАП). 


Основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении

Основаниями к отмене не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются:

1) односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;

2) существенное нарушение ПИКоАП;

3) неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность.

Основанием к отмене или изменению не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения (ст. 12.141 ПИКоАП).

Редакция

1813 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 873
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок