Государственные закупки медицинских товаров: что нового

Деятельность организации здравоохранения неразрывно связана с использованием различных медицинских изделий и лекарственных средств. В связи с этим важным является своевременное их приобретение и рациональное использование. В статье проанализированы последние изменения в законодательстве, регулирующем осуществление государственных закупок медицинских товаров, о которых главной (старшей) медицинской сестре необходимо знать.

Левшукова Ольга

Заместитель начальника отдела регулирования закупок, обращения медицинских изделий и модернизации объектов здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Беларусь

633 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Срок действия Указа № 4941 истек 31 декабря 2022 г. Практика применения данного указа показала эффективность и актуальность его положений. В связи с этим в целях сохранения сформированного механизма государственных закупок медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания (далее — медицинские товары), а также с учетом полномочий, предоставленных Указом № 1432 Совету Министров, было принято постановление № 8693.

При этом наряду с сохранением ранее установленного Указом № 494 механизма осуществления государственных закупок медицинских товаров в постановление № 869 включены важные уточнения.

Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (по тексту — Указ № 494)
2
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (по тексту — Указ № 143)
3
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (по тексту — постановление № 869)

Срок действия постановления

Постановление № 869 по аналогии с Указом № 494 будет действовать в течение двух лет, по 31 декабря 2024 г. включительно. 

Установление ограниченного срока его действия обусловлено тем, что постановление содержит изъятия (исключения) из общего порядка проведения процедур государственных закупок на территории Евразийского экономического союза, установленного Протоколом о закупках*.

* Протокол о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе, заключенному 29.05.2014) (по тексту — Протокол о закупках)

В свою очередь п. 31 Протокола о закупках определено, что государство — член Договора о Евразийском экономическом союзе (в т.ч. Республика Беларусь) имеет право в исключительных случаях в одностороннем порядке установить изъятия из национального режима на срок не более двух лет.

Особенности осуществления процедур

Пунктом 1 постановления № 869 установлено, что государст­венные органы имеют право определять перечни медицинских товаров, а также минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в данных товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением организатора (далее — централизованные государственные закупки).

Справочно: Заказчики — это государственные органы, в т.ч. их структурные подразделения с правами юридического лица, организации, подчиненные (входящие в состав, систему) государственным органам, их структурным подразделениям с правами юридического лица. 

Организаторами проведения данных централизованных государственных закупок в зависимости от вида закупаемых медицинских товаров могут быть организации, указанные в табл.

Таблица 

Организаторы централизованных государственных закупок

Организаторы централизованных государственных закупок приобретают медицинские товары в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, с учетом особенностей, определенных постановлением № 869

При этом они имеют право от своего имени и с соблюдением требований подп. 1.2 п. 1 постановления № 869 заключать договоры с участниками-победителями процедур централизованных государственных закупок (участниками процедуры закупки из одного источника) для последующей реализации медицинских товаров заказчикам. В частности, договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) от своего имени заключают:

  1. РУП «Белмедтехника» — по результатам проведенных им или его дочерними предприятиями процедур закупок;
  2. дочерние предприятия РУП «Белмедтехника» — по результатам проведенных этими предприятиями или РУП «Белмедтехника» процедур закупок;
  3. РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» — по результатам проведенных им или предприятиями «Фармация» процедур закупок;
  4. предприятия «Фармация» — по результатам проведенных ими или РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» процедур закупок;
  5. РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» — по результатам проведенных этим предприятием процедур закупок.

Таким образом, постановлением № 869 сохранен ранее установленный порядок взаимодействия заказчика и организатора, однако положения о порядке заключения договоров с участниками-победителями процедур централизованных государственных закупок (участниками процедуры закупки из одного источника) дополнены правом РУП «Белмедтехника» заключать договоры не только по результатам проведенных им процедур закупок, но и по результатам процедур, проведенных его дочерними предприятиями, и т.д. Это позволит снять нагрузку с головного предприятия РУП «Белмедтехника» путем перераспределения обязанностей по проведению процедур закупки между ним и его дочерними предприятиями, повысить оперативность закупок.

Кроме того, постановлением № 869 определено, что:

1) закупка заказчиками медицинских товаров у организаторов осуществляется без проведения процедур государственных закупок

2) в случае возникновения у заказчика потребности в медицинских товарах и при отсутствии у организатора заключенного договора на поставку медицинских товаров заказчик имеет право провести процедуру их государственной закупки без привлечения организатора в объеме не более квартальной потребности, предусмотренной годовым планом государственных закупок заказчика.

При этом вид процедуры государственной закупки определяется заказчиком в порядке, установленном в п. 2 ст. 18 Закона о государственных закупках*;

* Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (по тексту — Закон о государственных закупках)

3) заказчикам или организаторам разрешено указывать торговые наименования не только лекарственных средств и лечебного питания, но и медицинских изделий, не включая в описание слова «или аналог» в случае, если они закупаются для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений. 

Невозможность приобретения аналогичных медицинских товаров должна быть обоснована в аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Вознаграждение организатора

Подпунктом 1.4 п. 1 постановления № 869 определено, что в случае заключения между заказчиком и организаторами договора комиссии (поручения) Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством финансов устанавливаются единые размеры вознаграждений организаторов при закупке:

  • медицинских изделий и запасных частей к ним;
  • лекарственных средств и лечебного питания.

При этом для установления единых размеров таких вознаграждений организаторы составляют расчет размеров вознаграждений в порядке, определенном Положением о порядке составления расчета размера вознаграждения организатора по договору комиссии (поручения), утвержденным постановлением № 869, и представляют его в Министерство здравоохранения с приложением подтверждающих документов.

Перечисление организатору вознаграждения осуществляется:

  • после представления им заказчику отчета об исполнении договора комиссии (поручения);
  • в размере, установленном на дату заключения договора комиссии (поручения).

Пролонгируемые требования

В постановлении № 869 содержится ряд важных норм, которые в сравнении с Указом № 494 не претерпели существенных изменений и сохранили свою актуальность. 

В частности, сохранены:

1) возможность организатора проводить процедуры закупок медицинских товаров (в т.ч. медицинских изделий при строительстве) на очередной финансовый год начиная с IV квартала текущего года до выделения финансирования заказчику при условии, что:

  • заказчиком утвержден годовой план государственных закупок на очередной финансовый год;
  • указанный план размещен в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками; 
  • сумма годового плана не превышает объема финансовых средств, использованных заказчиком в текущем финансовом году по соответствующим статьям расходов бюджета;

2) право заказчиков (организаторов) осуществлять государственные закупки услуг по ремонту, запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники, указанной в приложении к постановлению № 869, с применением процедуры закупки из одного источника и др.

Таким образом, постановлением № 869 в целом сохранен существующий на протяжении многих лет механизм централизованных государственных закупок медицинских товаров, что позволяет повысить экономическую эффективность закупок медицинских товаров путем их централизации для организаций здравоохранения, входящих в систему Министерства здравоохранения, сократить количество проводимых процедур закупок и обеспечить ритмичность поставок медицинских товаров в организации здравоохранения.

633 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Что нужно помнить об обращении белья в организациях здравоохранения

В данной статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся хранения, транспортировки, обработки и стирки белья в организациях здравоохранения.
Главная медицинская сестра № 7 (43) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1051
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок