Одной из важнейших задач практического здравоохранения является качественное оказание медицинской помощи, и ее успешное решение напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов для организаций здравоохранения.
Известно, что получение качественного медицинского образования, направленного на усвоение будущим специалистом определенных знаний и навыков, обеспечение его соответствия быстроменяющимся требованиям общества и экономики, развитие личной инициативы и адаптированности человека, расширяет его возможности интегрировать идеи и инновации, а также закладывает основу для профессионального роста.
От качества медицинского образования зависит конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, а присутствие на нем квалифицированных специалистов стимулирует долгосрочное устойчивое развитие национальной системы здравоохранения.
Специалисты со средним специальным медицинским образованием составляют основную категорию работников системы здравоохранения Республики Беларусь, им принадлежит ведущая роль в обеспечении доступности и качества медицинских услуг и усилении их профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи.
С внедрением в практическое здравоохранение инновационных методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, ухода и современного медицинского оборудования возрастают требования, предъявляемые к качеству подготовки обучающихся в медицинских учреждениях образования.
В связи с этим и с целью повышения качества организации образовательного процесса при подготовке специалистов для системы здравоохранения увеличивается доля практических занятий, самостоятельной работы, использования современных информационных и инновационных педагогических технологий, усиливаются исследовательская, экспериментальная деятельность и практико-ориентированная направленность.
Практико-ориентированное обучение и инновационные технологии
В настоящее время нет единого подхода к определению содержания практико-ориентированного образования будущих специалистов организаций здравоохранения. Одни авторы считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий, способствующих формированию у обучающихся:
- значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности;
- знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Другие авторы связывают практико-ориентированное образование с погружением обучающегося в профессиональную среду, соотнесением представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальной профессиональной деятельностью.
Для третьих практико-ориентированное образование — это прежде всего профессионально направленное изучение профильных и непрофильных предметов.
В учреждении образования «Белорусский государственный медицинский колледж» (далее — колледж) в рамках реализации задач по повышению качества подготовки специалистов со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием организация обучения осуществляется на основе практико-ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий.
При этом немаловажным аспектом практико-ориентированного обучения в колледже является использование учебных баз для проведения практических занятий и практик с привлечением опытных специалистов системы здравоохранения.
Применение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) с элементами дистанционного обучения осуществляется при помощи электронной системы управления обучением MOODLE. Преподаватели колледжа:
- размещают учебные материалы в электронной информационно-образовательной среде согласно календарно-тематическому планированию с опережением;
- рассматривают ИКТ как совокупность технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: текст, видео, фотографию, графику, анимацию, звуковое сопровождение.
Справочно: В колледже организована работа 49 баз для проведения практических занятий с учащимися и слушателями отделения повышения квалификации и переподготовки кадров. 81 учебная комната оборудована современной мебелью, муляжами, фантомами, медицинским инструментарием. Тщательный подбор баз для проведения практических занятий позволяет перенять передовой опыт непосредственно на рабочем месте.
Проведение учебных занятий с использованием ИКТ предусматривает наличие следующих электронных средств обучения:
- справочно-информационных (электронные энциклопедии, справочники, хрестоматии и иные материалы);
- контрольно-диагностических (учебный материал для тематического контроля результатов образовательной деятельности);
- интерактивных (материал для закрепления и отработки обучающимися знаний, умений и навыков).
Достоинством применения ИКТ является повышение качества образования за счет приобретения учащимися самообразовательных навыков, самостоятельного поиска и самоконтроля при сборе, обработке и анализе получаемых результатов.
В колледже сложилась определенная система инновационных подходов к обучению, отдельные из которых приведены в табл. 1.
Таблица 1
Инновационные подходы, применяемые в образовательном процессе
Симуляционные технологии
В практико-ориентированном обучении на первый план выходят симуляционные технологии, с помощью которых осваиваются:
- коммуникативные навыки;
- диагностические приемы;
- алгоритмы для непредвиденных и чрезвычайных ситуаций;
- базовые и углубленные навыки и умения в разделах медицины, имеющих практическую составляющую (реанимация, терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и др.).
В медицинской симуляции выделяют тренинги, которые применяются в колледже на учебных занятиях (представлены в табл. 2).
Таблица 2
Тренинги, применяемые на учебных занятиях
Следует отметить, что проведение практического занятия с использованием клинических ситуаций, как правило, включает в себя несколько последовательных этапов.
Накануне обучающиеся получают инструкцию для подготовки к занятию, включающую задания, которые необходимо выполнить в ходе проведения занятия (работа в отделении).
В день проведения практического занятия осуществляются:
- входной контроль (проверка и обсуждение выполненных дома индивидуальных заданий, в т.ч. сформированных на основе архивных материалов и медицинской документации пациентов);
- самостоятельная работа обучающихся в отделении (под контролем или при участии преподавателя, медицинской сестры);
- рефлексия (обсуждение выполненной самостоятельной работы).
Кинотренинг и скрипты
Технология кинотренинга в колледже применяется с целью иллюстрации того или иного факта, предмета, явления и погружения в практический аспект изучаемой темы. Она реализуется посредством просмотра фильмов, видеороликов, проведения дискуссии по актуальным темам и вопросам.
Задача преподавателя заключается в повышении познавательной активности обучающихся посредством организованной дискуссии.
Учебное занятие вначале строится фронтальным методом, а затем предусмотрена индивидуальная работа обучающихся.
Просмотр фильма, видеоролика и его обсуждение способ-ствуют:
- повышению эмоциональной вовлеченности учащихся в учебную ситуацию;
- получению практического опыта анализа ситуации.
Использование стандартных фраз, составленных для часто повторяющихся ситуаций, т.е. скриптов, обеспечивает результативное и бесконфликтное взаимодействие медицинского работника с пациентом, родственниками пациента, коллегами.
Справочно: Скрипт (от англ. script — сценарий, план действий) в профессиональной деятельности медицинских работников — это заранее продуманная и подготовленная схема диалога с пациентом, представляющая собой последовательность вопросов, рекомендаций медицинского работника и возможных вариантов ответа пациента.
Преподавателями колледжа разработаны структура и содержание скрипта (алгоритм-схема) для использования при общении с пациентами пожилого возраста, пациентами с онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, а также родственниками пациентов.
Следует отметить, что при разработке скрипта, предназначенного для использования медицинским работником в практической деятельности, крайне важно:
1) определить конкретную ситуацию, часто возникающую при общении с пациентом (родственниками пациента) в организациях здравоохранения;
2) составить примерный текст скрипта по схеме, представляющей собой общепринятый алгоритм общения медицинского работника с пациентом (родственниками пациента):
- установление контакта (приветствие, представление);
- выяснение потребностей (проблем) пациента (родственников пациента);
- изложение необходимой информации;
- работа с возражениями, вопросами пациента (родственников пациента);
- завершение контакта;
3) предусмотреть различные варианты реакции пациента (родственников пациента) на вопросы, рекомендации медицинского работника (положительная, отрицательная реакция), на каждую реакцию прописать ответ медицинского работника (речевой модуль), т.е. набор шаблонных фраз, который позволяет быстро сориентироваться в разговоре с пациентом (родственниками пациента).