Общение медицинской сестры с пациентом — важнейший элемент процесса оказания медицинской помощи. Но не секрет, что медицинские работники сталкиваются с разными пациентами, одни из которых могут находиться в стрессовом состоянии, другие — в тревожном, а некоторые могут проявлять агрессию.
Разберемся, с какими трудными в общении пациентами (далее — трудный пациент) чаще всего сталкивается медицинская сестра и как выстроить с ними правильные взаимоотношения.
Типы трудных пациентов
Если попытаться классифицировать трудных пациентов, то можно выделить десятки характерологических типов. Большинство таких пациентов находится в состоянии стресса, который проявляется в определенных психологических реакциях. Чаще всего это:
- возбуждение, сопротивление, злость;
- истерика, плач, агрессия, испуг, горе.
Трудности могут возникнуть и при общении с пациентами:
- излишне разговорчивыми, болтливыми или, наоборот, молчаливыми;
- с языковым барьером;
- оказывающими излишнее внимание медицинской сестре.
Особо выделяются пациенты с измененным состоянием сознания с различными психопатологическими симптомами. Пациенты могут проецировать на медицинскую сестру негативные эмоции из-за личных проблем, некоторые манипулируют медицинскими сестрами, пытаются вызвать у них чувство вины или угрожать судебным иском или иным возмездием.
Существует другая, более упрощенная классификация трудных пациентов, предусматривающая следующие типы пациентов:
- не идущие на контакт;
- изначально негативно настроенные;
- посещающие множество организаций здравоохранения с одной и той же целью и не способные окончательно определиться;
- вечно жалующиеся;
- с низким уровнем воспитания (хамским поведением);
- требующие выполнения «своего плана» оказания медицинской помощи.
В свою очередь James E. Groves еще в 70-х гг. прошлого века разделил трудных пациентов на 4 группы по стереотипам поведения:
- зависимые прилипалы;
- качающие права (капризные);
- отвергающие помощь манипуляторы;
- нигилисты-саморазрушители.
По сути, трудный пациент — это пациент, с которым медицинской сестре не удается или крайне сложно установить нормальные взаимоотношения. При общении с таким пациентом основная задача медицинской сестры:
- определить причины поведения пациента;
- применить приемы, которые помогут предотвратить конфликт.
Приемы поведения с трудным пациентом
Существует несколько правил, которые можно использовать в сложной ситуации при общении с трудным пациентом:
- если ваши эмоции близки к выходу из-под контроля, попробуйте понять, какие именно действия пациента или ваши собственные тому причина. Следует сказать пациенту: «Мне неприятен разговор на повышенных тонах, поэтому, думаю, что нам не стоит его продолжать»;
- в некоторых случаях лучше прибегнуть к помощи третьих лиц: коллег, врача, психолога;
- направьте негатив пациента в другую сторону. Например, предложите ему обратиться к заведующему или написать жалобу. В таких ситуациях пациент выступает в роли просителя, к которой он может быть не готов;
- дайте в пределах своей компетенции полную информацию пациенту о состоянии его здоровья, предстоящих медицинских вмешательствах. Подробно остановитесь на каждом этапе манипуляции, ответьте на все вопросы, дайте пациенту возможность высказать свои опасения и страхи;
- когда медицинское вмешательство будет закончено, поинтересуйтесь у пациента, как он себя чувствует, какое у него настроение. Внимательно выслушайте пациента, даже если его реакция является негативной.
Это общие рекомендации, но при контакте с трудным пациентом следует также учитывать его характерологический тип.
В таблице представлены возможные варианты поведения медицинской сестры в зависимости от характерологического типа трудного пациента.
Таблица
Варианты поведения медицинской сестры с трудными пациентами