Нарушения при обращении с отходами: правовая природа, административная ответственность

Вопросы ответственности за нарушения при обращении с отходами затрагивают не только организацию здравоохранения в целом, но и непосредственно работу главной медицинской сестры. За какие нарушения может наступить ответственность и какого рода она может быть, рассмотрим далее.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1023 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами установлена ст. 16.44 КоАП*.

* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (по тексту — КоАП)

Данная статья предусматривает несколько составов такого правонарушения: 

  • невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч. 1);
  • захоронение вторичных материальных ресурсов (ч. 2);
  • нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами (ч. 3).

Кто может составить протокол 

Право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 16.44 КоАП предоставлено уполномоченным должностным лицам, перечень которых представлен в табл. 

Таблица

Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 16.44 КоАП

Далее мы подробно рассмотрим состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 16.44 КоАП.

Объект правонарушения

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.44 КоАП, выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение требований законодательства об обращении с отходами. 

Cправочно: объектом правонарушения принято считать группу общественных отношений, на которые посягает данное правонарушение, которым вследствие его совершения причиняется вред.

В соответствии с п. 13 ст. 1 Закона об обращении с отходамиобращение с отходами* — это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.

* Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (по тексту — Закон об обращении с отходами)

Какие акты законодательства нужно соблюдать

Статья 2 Закона об обращении с отходами закрепляет, что законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит:

  • из актов Президента;
  • Закона об обращении с отходами;
  • иных актов законодательства об обращении с отходами;
  • международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами.

Это важно
Важно соблюдать требования каждого акта законодательства в области обращения с отходами, т.к. нарушение любого из них влечет за собой наступление ответственности.

Кто может проверить соблюдение актов

Согласно п. 15 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом № 510*) контроль в области обращения с отходами осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы. 

* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» (по тексту — Указ № 510)

Объективная сторона правонарушения

Объективная сторона правонарушения — это все те элементы деяния (действия и (или) бездействия), которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица. 

Справочно: невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение обязанностей, установленных ст. 17 Закона об обращении с отходами, является объективной стороной рассматриваемого состава административного правонарушения. 

Административная ответственность по ч. 3 ст. 16.44 КоАП наступает за совершение действий (бездействие), признаки которых содержатся в законодательстве об обращении с отходами, за исключением случаев, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 16.44 КоАП.

Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области обращения с отходами закреплены в ст. 17 Закона об обращении с отходами.

Условно обязанности в области обращения с отходами можно разделить на общие, т.е. обязательные для всех, отдельные, особые и специфические. Указанные обязанности крайне важны для руководителей организаций здравоохранения, однако некоторые из них закрепляются и за главными медицинскими сестрами.

Общие обязанности

К общим обязанностям, которые затрагивают деятельность главной медицинской сестры, относятся следующие:

  1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
  2. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
  3. предоставлять в порядке, установленном законодательством,   об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;
  4. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
  5. осуществлять производственный контроль в рамках организации здравоохранения
  6. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные законодательством об обращении с отходами.

Отдельные обязанности

Что касается отдельных обязанностей, то их перечень значительно меньше. К числу отдельных обязанностей главной медицинской сестры можно отнести обязанность:

  • обеспечивать соблюдение инструкций по обращению с отходами;
  • вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном законодательством об обращении с отходами.

Это важно
Отдельные обязанности не распространяются на микроорганизации.

Особые обязанности 

Особые обязанности распространяются только на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. 

Специфические обязанности

Специфические обязанности обусловлены особым статусом субъекта, осуществляющего обращение с отходами. 

Также вы можете ознакомиться с таблицей с перечнем специфических обязанностей для каждого субъекта.

Субъект правонарушения

Под субъектом правонарушения понимаются отдельные лица или организации, которые нарушают предписания правовых норм. 

Субъект рассматриваемого правонарушения является специальным. Это физические лица, достигшие возраста 16 лет, в т.ч. индивидуальные предприниматели и юридические лица, на которых законодательством возложены соответствующие обязанности в области обращения с отходами.

Субъективная сторона правонарушения

Необходимым элементом субъективной стороны состава правонарушения является вина. Это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла (прямого, косвенного) или неосторожности (легкомыслия, небрежности).

Definition
Субъективная сторона правонарушения — психическое и интеллектуальное (сознательно-волевое) отношение правонарушителя к совершенному деянию и его последствиям.

Виновным в совершении рассматриваемого административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо.

Индивидуальный предприниматель несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.

Юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. 

Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо (чч. 1 и 2 ст. 4.6 КоАП).

Таким образом, если нарушения были допущены по вине главной медицинской сестры, то помимо организации она также может быть привлечена к ответственности. Однако привлечение к ответственности возможно, если главная медицинская сестра назначена ответственной приказом внутри организации.

Ответственность за совершение правонарушения

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, т.е. для констатации соответствующих нарушений достаточно установить факт их совершения. Наступление последствий для квалификации данного деяния не является обязательным.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.44 КоАП, налагается штраф в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя — до 100 БВ, а на юридическое лицо — до 1000 БВ.

Следует отметить, что в примечании к гл. 16 КоАП определены следующие условия, при одновременном выполнении которых нарушитель освобождается от административной ответственности за экологические правонарушения с вынесением предупреждения: 

1) в течение года до совершения правонарушения у правонарушителя не должно быть административного взыскания (он не должен освобождаться от ответственности с вынесением преду­преждения) за такое же административное правонарушение;

2) правонарушитель должен признать факт совершения им административного правонарушения, выразить согласие на осво­бождение от ответственности с вынесением предупреждения и добровольно возместить вред, причиненный окружающей среде в результате совершения этого правонарушения, до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

1023 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Палате представителей обсудили отдельные положения проекта Кодекса о здравоохранении

1 октября в рамках работы по подготовке проекта Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республик...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 90

Создание медицинского бизнеса. Лицензирование медицинской деятельности (Дополнено 24.05.2024)

Здесь вы найдете информацию о том, что необходимо учитывать при создании медицинского бизнеса, какие лицензионные требования необходимо соблюдать, в т.ч. при введении нов...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1398
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок