Платные медицинские услуги: особенности правового регулирования

Организация оказания платных медицинских услуг является одним из элементов обеспечения доступности медицинской помощи (медицинского обслуживания) для пациентов. Платные медицинские услуги оказываются в большинстве организаций здравоохранения и являются одним из источников формирования материально-технической базы этих организаций. Главная медицинская сестра принимает непосредственное участие в организации оказания данных услуг. В настоящей статье мы рассмотрим важные вопросы правового регулирования оказания платных медицинских услуг.

Коренько Нелли

Юрист

1100 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обеспечение доступности медицинского обслуживания, в т.ч. медицинской помощи, является одним из приоритетов национальной системы здравоохранения. В соответствии со ст. 1 Закона о здравоохранении* медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, изменение и поддержание эстетического вида пациента, включающий:

  • медицинскую профилактику;
  • диагностику;
  • лечение;
  • медицинскую абилитацию;
  • медицинскую реабилитацию;
  • протезирование, осуществляемое медицинскими работниками.

* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)

В зависимости от порядка предоставления все медицинские услуги можно подразделить на:

  • бесплатные — предоставляемые пациентам за счет средств бюджета;
  • платные — предоставляемые пациентам за счет их собственных средств, средств юридических лиц и иных аналогичных источников.

Справочно: согласно ст. 1 Закона о здравоохранении медицинская услуга — это медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи.

Платные медицинские услуги оказывают:

  • организации здравоохранения всех форм собственности, в т.ч. государственные учреждения здравоохранения;
  • иные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном законодательством порядке медицинскую деятельность (далее — иные организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью).

Справочно: исходя из положений ст. 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь государственным учреждением здравоохранения считается государственная организация здравоохранения, созданная собственником (в данном случае — государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Объем и виды платных медицинских услуг, оказываемых государственными и негосударственными организациями здравоохранения, а также иными организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися медицинской деятельностью, различны. В первую очередь это связано с:

  • лечебно-диагностическими возможностями;
  • фактически осуществляемыми видами медицинской помощи (медицинских услуг);
  • исполнением государственными учреждениями здравоохранения положений ст. 9 Закона о государственных минимальных стандартах* в части предоставления пациентам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

* Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» (по тексту — Закон о государственных минимальных стандартах)

Законодательные основы оказания медицинской помощи, в т.ч. платных медицинских услуг

Согласно ст. 4 Закона о здравоохранении доступное медицинское обслуживание для граждан Республики Беларусь обеспечивается среди прочего путем предоставления:

1) в государственных учреждениях здравоохранения бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения.

При этом основные виды бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения, определены в Законе о государственных минимальных стандартах и постановлении № 259*, а лекарственных средств и перевязочных материалов — в постановлении № 1650**;

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2016 № 259 «О некоторых вопросах государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения» (по тексту — постановление № 259)

** Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2007 № 1650 «О вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами» (по тексту — постановление № 1650)

2) медицинской помощи за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством, в:

  • государственных организациях здравоохранения;
  • негосударственных организациях здравоохранения;
  • иных организациях и у индивидуальных предпринимателей, занимающихся медицинской деятельностью.

Следует отметить, что наряду с гражданами Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства согласно ст. 5 Закона о здравоохранении также обладают определенным (перечисленным в таблице) объемом прав в области медицинского обслуживания.

Таблица

Основные права в области медицинского обслуживания иностранных граждан и лиц без гражданства

Категории
иностранных граждан
и лиц без гражданства


Основные права в области медицинского
обслуживания


Постоянно проживающие в Республике Беларусь

Право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, в т.ч. на получение бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения (если иное не установлено специальными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь)

Временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь

Право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством (если иное не установлено специальными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь)


Особенности оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения

Принимая во внимание необходимость исполнения государственными учреждениями здравоохранения государственных гарантий по предоставлению установленного объема бесплатной медицинской помощи, платные медицинские услуги в данных учреждениях являются дополнительными, оказываемыми сверх объема бесплатной медицинской помощи.

Перечень платных медицинских услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения, определен постановлением № 182*. К числу таких услуг относятся, в частности:

  • косметологические услуги, пластическая эстетическая хирургия, за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям;
  • отдельные виды рефлексотерапевтических, физиотерапевтических услуг и услуг по гомеопатии, фитотерапии, мануальная диагностика и терапия, за исключением соответствующих услуг, выполняемых по медицинским показаниям;
  • отдельные виды офтальмологических услуг и медицинских осмотров граждан и др.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (по тексту — постановление № 182)

В случае обращения пациента или иного уполномоченного лица (далее — заказчик) в государственное учреждение здравоохранения по вопросу получения платных медицинских услуг данное учреждение обязано предоставить заказчику информацию:

  • о перечне платных медицинских услуг;
  • о стоимости и условиях их оплаты;
  • о квалификации медицинских работников (врачей-специа­листов);
  • о режиме работы учреждения здравоохранения;
  • другую необходимую информацию.

Важно
Платные медицинские услуги оказываются штатными работниками государственных учреждений здравоохранения, содержащимися за счет:
1) внебюджетных средств;
2) бюджетных средств, если исходя из лечебно-диагностических возможностей учреждения невозможно введение отдельных штатных должностей по приносящей доходы деятельности.

Платные медицинские услуги оказываются государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров (за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно). В таком договоре в обязательном порядке определяются:

  • объем и стоимость платных медицинских услуг;
  • сроки оказания платных медицинских услуг;
  • порядок расчетов за платные медицинские услуги;
  • права, обязанности и ответственность сторон по договору.

Государственные учреждения здравоохранения, заключившие договор на оказание платных медицинских услуг, обязаны:

  • обеспечить своевременное и качественное оказание таких услуг;
  • принять от заказчика наличные деньги в кассу учреждения здравоохранения за оказание платной медицинской услуги и выдать в установленном порядке документ, подтверждающий ее оплату;
  • обеспечить своевременное рассмотрение претензий, связанных с исполнением договора;
  • обеспечить контроль за качеством и своевременностью оказания платных медицинских услуг;
  • выполнить иные обязанности, предусмотренные договором и законодательством.

Заказчик, обратившийся за получением платных медицинских услуг, обязан:

  • своевременно оплатить стоимость платных медицинских услуг;
  • своевременно информировать государственное учреждение здравоохранения об обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение договора;
  • выполнить иные обязанности, предусмотренные договором и законодательством.

Особенности формирования тарифов на платные медицинские услуги

Стоимость платных медицинских услуг, оказываемых пациенту, определяется с учетом положений Указа № 72* и постановления № 35**.

* Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (по тексту — Указ № 72)

** Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (по тексту — постановление № 35)

При этом необходимо помнить, что особым видом платных медицинских услуг является медико-социальная помощь. Согласно постановлению № 182 данная помощь, оказываемая гражданам пенсионного возраста и инвалидам в больницах сестринского ухода, отделениях и палатах сестринского ухода учреждений здравоохранения, оплачивается этими гражданами ежемесячно в размере 80 % от получаемой пенсии.

Средства, поступающие в качестве оплаты за оказанную в больницах сестринского ухода, отделениях и палатах сестринского ухода учреждений здравоохранения медико-социальную помощь, зачисляются в доходы местных бюджетов в счет компенсации расходов данных бюджетов.

Согласно Указу № 72 тарифы на платные медицинские услуги по перечню видов услуг, определенному постановлением № 35, регулируются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. При этом постановлением № 35 определены следующие виды платных медицинских услуг:

  • стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические);
  • диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика);
  • медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.

В свою очередь постановлениями:

  • № 15* установлены перечень и предельные максимальные тарифы на стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические), услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг;
  • № 16** определены перечень и предельные максимальные тарифы на услуги по лабораторной диагностике, в т.ч. по лабораторной диагностике инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19;
  • № 13*** установлены перечень и предельные максимальные тарифы на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 15 «Об установлении предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг» (по тексту — постановление № 15)

** Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 16 «Об установлении предельных максимальных тарифов по лабораторной диагностике» (по тексту — постановление № 16)

*** Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 03.02.2015 № 13
«Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» (по тексту — постановление № 13)

Порядок установления и применения тарифов на указанные платные медицинские услуги определен постановлением № 14*, которым также предусмотрено, что предельные:

  • норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы на указанные платные медицинские услуги, составляет 30 % к плановой себестоимости;
  • максимальные надбавки к установленным тарифам на платные медицинские услуги могут быть не более чем:
    • 30 % — за оказание платных медицинских услуг в ночное время;
    • 50 % — за оказание платных медицинских услуг в государственные праздники и праздничные дни.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О регулировании тарифов на платные медицинские услуги» (по тексту — постановление № 14)

При этом постановлением № 14 установлено, что тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, устанавливаются без учета предельных максимальных тарифов, предельного норматива рентабельности.


1100 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4070

Основные ошибки при проведении дезинфекции и стерилизации в организациях здравоохранения (видеоматериалы)

Стерилизация и дезинфекция — это не просто процедуры, это гарантия безопасности пациентов и сотрудников. А с вступлением в силу нового приказа Министерства здравоохранени...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 378
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок