В нашей стране в соответствии со ст. 39 Закона о здравоохранении* медицинские изделия допускаются к производству, реализации и медицинскому применению после их государственной регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (национальная процедура регистрации), или регистрации в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), если иное не установлено законодательными актами, международными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.
* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)
Особенности применения национальной процедуры регистрации
С 1 января 2016 г. в соответствии с Договором1 и Соглашением2 на территории ЕАЭС начал функционировать общий рынок медицинских изделий. По выбору производителя регистрация медицинского изделия может осуществляться по нормативным актам, определенным правом ЕАЭС, либо в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астана 29 мая 2014 г. (по тексту — Договор)
2 Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза, подписанное в г. Москва 23 декабря 2014 г. (по тексту — Соглашение)
При этом ст. 11 Соглашения:
- установлен переходный период для национальной регистрации медицинских изделий до 31 декабря 2022 г.;
- установлен переходный период перерегистрации медицинских изделий и внесения изменений в регистрационное досье на продукцию, ранее зарегистрированную по национальному законодательству, до 31 декабря 2026 г.;
- определено, что медицинское изделие, зарегистрированное в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, выпускается в обращение на территории этого государства-члена до окончания срока действия документов, подтверждающих факт его регистрации, и обращается только на территории этого государства-члена.
Следует отметить, что Совет Евразийской экономической комиссии 19 августа 2022 г. одобрил проект протокола о внесении изменений в Соглашение. Указанный проект протокола предусматривает возможность регистрации медицинских изделий по национальной процедуре до 31 декабря 2025 г. и в настоящее время проходит внутригосударственные согласования стран — участниц Соглашения.
Особенности осуществления национальной процедуры
Государственная регистрация (перерегистрация) в рамках национальной процедуры осуществляется в соответствии с Перечнем № 5481 и Положением № 12692.
1 Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 (по тексту — Перечень № 548)
2 Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2008 № 1269 (по тексту — Положение № 1269)
Согласно п. 9.3 Перечня № 548 выдача регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения и медицинскую технику отечественного и зарубежного производства осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Перечни медицинских изделий, которые подлежат и которые не подлежат государственной регистрации, определены пп. 4 и 5 Положения № 1269 (представлены в таблице 1).
Таблица 1
Медицинские изделия, подлежащие и не подлежащие государственной регистрации
Участники процедуры государственной регистрации:
- заявитель, указанный в п. 6 Положения № 1269;
- республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (далее — УП ЦЭИЗ);
- лаборатории системы Министерства здравоохранения и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь;
- главные специалисты и эксперты Министерства здравоохранения;
- организации здравоохранения и др.
При этом УП ЦЭИЗ является организацией, уполномоченной в случаях и порядке, определенных Министерством здравоохранения, на осуществление:
- комплекса технических работ, связанных с проведением экспертиз;
- инспектирования производства, испытаний и других исследований, предшествующих государственной регистрации (перерегистрации) медицинских изделий, и др.
Этапы национальной процедуры регистрации
Бизнес-процесс экспертизы и национальной процедуры регистрации медицинских изделий можно разбить на 3 основных этапа:
- подача документов в УП ЦЭИЗ;
- проведение комплекса предварительных технических работ (далее — КПТР), предшествующих государственной регистрации (перерегистрации), внесению изменений в регистрационное досье;
- государственная регистрация, выдача регистрационного удостоверения.
Подача документов в УП ЦЭИЗ предусматривает представление в УП ЦЭИЗ документов (регистрационного досье) и заключение с УП ЦЭИЗ договора на проведение первичной экспертизы документов.
Перечень документов, необходимых для проведения КПТР, предшествующих государственной регистрации медицинских изделий, а также требования к ним определены в приложении 1 к Инструкции № 55*.
* Инструкция о порядке проведения комплекса предварительных технических работ, предшествующих государственной регистрации (перерегистрации) медицинских изделий, внесению изменений в регистрационное досье на изделия медицинского назначения и медицинскую технику, ранее зарегистрированные в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.04.2015 № 55 (по тексту — Инструкция № 55)
Необходимо отметить, что информационное взаимодействие заявителей и УП ЦЭИЗ при проведении процедуры экспертизы медицинских изделий возможно посредством личного кабинета, расположенного на сайте УП ЦЭИЗ, после предварительной регистрации.
Проведение КПТР осуществляется УП ЦЭИЗ в случаях и порядке, определенных Инструкцией № 55, и включает в себя проведение ряда экспертиз и испытаний и инспектирования производства.
На сайте УП ЦЭИЗ в разделе «Базы данных онлайн» → «Медицинские изделия, находящиеся на рассмотрении в рамках действующих договоров» введена система информирования заинтересованных лиц о ходе КПТР, предшествующего государственной регистрации (перерегистрации) медицинских изделий, и ознакомления с инструкциями по применению (руководствами по эксплуатации) зарегистрированных медицинских изделий.
Справочно: Инструкция по пользованию личным кабинетом размещена на сайте УП ЦЭИЗ (https://www.rceth.by) в разделе «Актуальное».
Доступность информации о ходе КПТР для заинтересованных лиц позволяет им анализировать рынок республики и принимать своевременные управленческие решения, в т.ч. в области проведения государственных закупок медицинских изделий и их планирования.
В соответствии с постановлением № 51* допускается участие в государственных закупках не зарегистрированных в Республике Беларусь медицинских изделий, имеющих документы об их регистрации в Российской Федерации и (или) документы, подтверждающие их обращение в США и (или) государствах — членах Европейского Союза, и находящихся в процессе регистрации в Республике Беларусь на дату подачи предложения, при наличии следующих документов:
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.05.2021 № 51 «О порядке участия в процедурах государственных закупок незарегистрированных медицинских изделий» (по тексту — постановление № 51)
- копии регистрационного удостоверения Российской Федерации и (или) копии документов о сертификации, разрешающих обращение в Европейском Союзе и США;
- копии договора на проведение КПТР с УП ЦЭИЗ и документа, подтверждающего факт оплаты договора;
- письменного обязательства участника закупки о предоставлении регистрационного удостоверения в срок не позднее даты поставки товара и др.
Государственная регистрация, выдача регистрационного удостоверения. Заявитель после прохождения КПТР при наличии положительного заключения УП ЦЭИЗ о соответствии изделий медицинского назначения и медицинской техники требованиям безопасности, эффективности и качества представляет документы для государственной регистрации, указанные в п. 7 Положения № 1269.
Этапы национальной процедуры регистрации, их сроки и результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы регистрации
При этом важно помнить, что регистрационные удостоверения с 28 июля 2022 г. действуют бессрочно.
Ускоренная (упрощенная) национальная процедура
С целью упрощения допуска медицинских изделий к обращению предусмотрены следующие ускоренные (упрощенные) процедуры регистрации в Республике Беларусь:
- упрощенная процедура регистрации медицинских изделий при условии наличия регистрации и обращения данных изделий в странах Европейского союза и США;
- упрощенная процедура регистрации медицинских изделий, произведенных и допущенных к применению в ЕАЭС и находящихся в обращении в странах Европейского союза или США;
- регистрация изделий медицинского назначения и медицинской техники, поставляемых в Республику Беларусь в ограниченном количестве для государственных организаций здравоохранения в целях выполнения ими международных программ в области здравоохранения, для медицинского применения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации или для диагностики новых, природно-очаговых или особо опасных инфекционных заболеваний, а также поступающих в качестве иностранной безвозмездной помощи.
Порядок реализации ускоренных процедур регистрации медицинских изделий предусматривает:
- КПТР без проведения лабораторных испытаний;
- КПТР без проведения инспектирования производства;
- по результатам рассмотрения документов и получения положительного заключения профильного специалиста Министерства здравоохранения регистрацию партии (серии) медицинских изделий, планируемых к поставке в ограниченном количестве для нужд организаций здравоохранения.
Упрощенная процедура регистрации:
- дает возможность заявителю в случае необходимости получить регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения и медицинскую технику в короткие сроки:
- для применения изделий медицинского назначения и медицинской техники, поставляемых в ограниченном количестве для государственных организаций здравоохранения в целях выполнения ими международных программ в области здравоохранения;
- для медицинского применения медицинских изделий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации;
- для диагностики новых, природно-очаговых или особо опасных инфекционных заболеваний;
- при поступлении медицинских изделий в качестве иностранной безвозмездной помощи;
- способствует увеличению количества медицинских изделий в Государственном реестре изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- предоставляет возможность потенциальным поставщикам расширять перечень медицинских изделий при планировании поставок в Республику Беларусь.