Высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело»: особенности развития

Неотъемлемой частью современного здравоохранения являются высококлассные медицинские специалисты, от уровня знаний и профессионализма которых зависит успех деятельности всей системы. В связи с этим организация эффективной подготовки медицинских работников в области сестринского дела является одной из актуальных задач. В статье проанализированы важные вопросы развития высшего сестринского образования в нашей стране и возможные пути их решения.

Хильмончик Наталья

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

1543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Особенностью высшего сестринского образования является то, что обучение базируется на среднем медицинском образовании соответствующего профиля с учетом достигнутого уровня профессиональных знаний и умений по специальности. Иными словами, студентами высшего сестринского образования медицинского университета могут стать лица, окончившие медицинские училища или колледжи и получившие квалификацию медицинской сестры, акушерки, помощника врача или фельдшера.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности при очной форме обучения составляет 4 года, при заочной — 5 лет. Целью высшего профессионального образования для медицинских сестер является подготовка специалистов к педагогической и управленческой деятельности в области сестринского дела

Реформирование высшего сестринского образования

Важным шагом по совершенствованию профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению является развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров, что подразумевает подготовку квалифицированных сестринских кадров, компетентных не только в области профессионального ухода за пациентами, но и в вопросах эффективной управленческой деятельности. 

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), продолжительность подготовки медицинских сестер в странах бывшего СССР была самой короткой в европейском регионе, уровень и содержание профессионального образования не соответствовали международным требованиям и стандартам. 

Становилось все более очевидным, что изменение сестринской практики невозможно без реформирования сестринского образования, системы управления сестринскими кадрами и развития прикладных научных исследований в области сестринского дела. 

Главной целью реформ в области высшего медицинского, в т.ч. сестринского, образования в нашей стране является реализация положений Концепции развития образования* и подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой медицины, культуры, способных работать в условиях современной экономики. 

* Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683 (по тексту — Концепция развития образования)

Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами организаций здравоохранения работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми умениями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности «Сестринское дело». 

В связи с этим в нашей стране в соответствии с решением, совместно принятым Министерством здравоохранения и Министерством образования, в учреждении образования «Гродненский государственный медицинский университет» (далее — ГрГМУ) был открыт прием на заочное отделение для работающих медицинских сестер с большой мотивацией к обучению. 

Перед ГрГМУ как базой для подготовки медицинских сестер с высшим медицинским образованием в нашей стране была поставлена стратегическая цель: подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов:

  • научного управления; 
  • рационального использования ресурсов; 
  • технологического совершенствования;
  • реализации и развития кадрового потенциала. 

Актуальные вопросы организации образовательного процесса

Именно заочная форма обучения является самой распространенной и востребованной формой подготовки сестринских кадров с высшим образованием в ГрГМУ, на ее долю приходится 70 % всех студентов. 

В последние годы в ГрГМУ после заочной подготовки выпускалось в среднем 25 специалистов по специальности «сестринское дело» с присвоением квалификации «медицинская сестра с высшим образованием», но только 1 из 25 выпускников занимает должность старшей (главной) медицинской сестры, а остальные работают на должностях медицинских сестер и (или) преподавателями в медицинских колледжах. 

В связи с этим будет небезынтересен опыт Российской Федерации. Первый факультет высшего сестринского образования (далее — ВСО) был открыт в 1991 г. в Первом Московском государственном медицинском университете им. И. М. Сеченова (далее — МГМУ). 

В МГМУ начали готовить студентов по программам специалиста и присваивать им по окончании обучения квалификацию «менеджер», что позволяло выпускникам претендовать на руководящие должности в медицинских учреждениях. Вслед за пилотной программой МГМУ отделения ВСО были открыты более чем в 40 медицинских вузах. 

Обладатели дипломов о ВСО, получив за время обучения все необходимые знания и подготовку по управлению сестринской деятельностью, могут занять должность заместителя главного врача, заведующего медицинской организацией, главной медицинской сестры, главной акушерки, главного фельдшера, директора хосписа, директора дома сестринского ухода, руководителя структурного подразделения, врача-статистика и врача-методиста. 

Кроме того, диплом менеджера с ВСО позволяет продолжить обучение в магистратуре, проводить научные исследования, работать над кандидатскими и докторскими диссертациями. 

Полагаем, что в организациях здравоохранения нашей страны должна проводиться системная работа по назначению на должности главных и старших медицинских сестер преимущественно медицинских сестер с высшим образованием. 

В свою очередь, порядок и условия приема абитуриентов для получения высшего сестринского образования в ГрГМУ определяются рядом нормативных правовых актов, включая:

1Кодекс Республики Беларусь об образовании (по тексту — Кодекс об образовании)
2Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования, утвержденные Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (по тексту — Правила приема № 23)
3Постановление Минис­терства образования Республики Беларусь от 10.08.2022 № 245 «О вступительных испытаниях для поступления в учреждения высшего образования» (по тексту — постановление № 245)

Следует отметить, что современные тенденции развития медицинского образования, а именно необходимость перехода от традиционных образовательных программ к интегрированным программам, ориентации образовательных программ на потребности системы здравоохранения и достижение конечных результатов обучения, внедрению эффективных образовательных стратегий требуют изменения принципов подготовки медицинских специалистов как на додипломном, так и на последипломном уровне. 

Это тесно взаимосвязано с формированием и развитием основных компетенций преподавателей медицинских учебных заведений и изменением отношения студентов к освоению медицинской образовательной программы.

Медицинские учебные заведения по всему миру постепенно переходят от традиционного дисциплинарно-ориентированного учебного плана к интегрированному

При этом проект нового образовательного стандарта (поколение 3+) предусматривает следующие основные виды профессиональной деятельности медицинской сестры-бакалавра

  • лечебно-диагностическую;
  • реабилитационную; 
  • медико-профилактическую;
  • организационно-управленческую; 
  • исследовательскую. 

Ориентация на мировые тенденции, Концепцию развития образования, концепцию развития сестринского дела также требует расширения самостоятельных направлений деятельности и функциональных обязанностей специалистов сестринского дела, их активного участия в системе оказания медицинской помощи вне организации здравоохранения. 

В связи с этим необходимо предусмотреть:

  • разработку научно обоснованных подходов к организации деятельности специалистов сестринского дела в условиях инновационного развития;
  • освоение новых технологий сестринского дела на рабочем месте.

В свете современных международных тенденций в сестринском деле также следует рассмотреть вопрос подготовки медицинских сестер с высшим образованием в магистратуре по специальности «сестринское дело» с профилизацией

  • организация здравоохранения и общественное здоровье;
  • научно-исследовательская деятельность; 
  • педагогическая деятельность; 
  • медицинская реабилитация;
  • валеология;
  • диетология. 

Это расширит возможности трудоустройства медицинских сестер с учетом их квалификации на должности, не требующие компетенций врача-специалиста. 

Кроме того, важным направлением развития непрерывного профессионального образования специалистов сестринского дела является совершенствование учебно-программной и учебно-методической документации среднего специального медицинского образования, включая:

  1. 1внесение дополнений в образовательные программы медицинских колледжей по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело» в части требований к содержанию профессиональной деятельности специалистов по организации командной работы при реализации принципа общей врачебной практики;  
  2. проработку вопроса сокращения срока обучения по специальности высшего образования «Сестринское дело» через реализацию образовательной программы, интегрированной с образовательными программами среднего специального образования по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», и внесение соответствующих предложений в Министерство образования и Министерство здравоохранения.
1543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Министерство здравоохранения подготовило методические рекомендации по применению Инструкции о порядке проведения профессиональной аттестации

Министерством здравоохранения подготовлены методические рекомендации по разъяснению постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2024 № 119 «Об...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 171
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок