Важные аспекты медицинской аккредитации

В статье рассмотрим, какие виды медицинской аккредитации существуют, с какими проблемными вопросами сталкиваются организации здравоохранения при прохождении данной процедуры.

Хомич Алеся

ведущий юрисконсульт УЗ «5-я городская стоматологическая поликлиника», медиатор

242 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Медицинская аккредитация: виды, цель, применение ее результатов

Основная цель медицинской аккредитации — оценка обеспечения организациями здравоохранения безопасных условий оказания медицинской помощи как в отношении пациентов, так и в отношении медицинских работников, которые также нуждаются в безопасных условиях труда на рабочих местах.

На сегодняшний день медицинская аккредитация представляет собой двухуровневую систему. 

Первый уровень — соответствие базовым критериям, обязательным для всех государственных организаций здравоохранения. 

Второй уровень — аккредитация на соответствие национальным критериям. Главная особенность этой процедуры заключается в ее добровольности. И если обязательная базовая аккредитация касается безопасности медицинской помощи, то национальная — ее качества. Пройдя оценку соответствия национальным критериям, учреждение может получить определенные выгоды: более высокий уровень оборудования и специалистов, большее количество стажировок и др. Соответственно, если главный врач хочет развивать организацию, он имеет право подать документы на национальную аккредитацию и в случае ее прохождения получить дополнительные выгоды.

Медицинская аккредитация — это новый уникальный инструмент менеджмента в здравоохранении, который уже доказал свою эффективность и является важным шагом в стандартизации процесса оценки соответствия деятельности медицинских организаций установленным требованиям.

Аккредитация стала дополнительным аудитом качества и безопасности медицинской помощи, она способствует дальнейшему совершенствованию механизма управления процессами лечебной деятельности.

Медицинская аккредитация призвана в т.ч. повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых организациям, и предотвратить необоснованные затраты — на приобретение дорогостоящего оборудования и медицинских изделий при отсутствии условий для оказания соответствующей медицинской помощи надлежащего качества. Известны случаи, когда учреждение оснащается дорогостоящей медицинской техникой при небольших объемах оказания соответствующей медицинской помощи, что влечет длительные простои такой техники. В результате возникают предпосылки для формирования угроз безопасности пациента, которому выполняется сложное медицинское вмешательство, ввиду недостаточности опыта у медицинского работника.

Оценке подлежат созданные в структурных подразделениях условия труда, штат работников и их квалификация, оснащение медицинской техникой и медицинскими изделиями, санитарно-эпидемиологический режим, экспертиза качества медицинской помощи, оценка качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, готовность к оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, доступность инструментальных, лабораторных и иных исследований, качество специализированной медицинской помощи.

Аккредитация — это не только инструмент внешнего контроля, она необходима и как внутренний регулятор деятельности учреждения, индикатор скрытых рисков. 

Перспективы применения результатов медицинской аккредитации обозначены приказом № 868*. Так, предусмотрено изменение объема финансирования в течение текущего года организациям здравоохранения, финансируемым за счет средств бюджета, на оказание медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания, не имеющим документа о медицинской аккредитации на соответствие базовым критериям. Министерством здравоохранения совместно с государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» разработан и утвержден план мероприятий по реализации стратегии на среднесрочный период до 2025 г.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.06.2022 № 868 «Об определении Стратегии финансирования организаций здравоохранения с учетом их медицинской аккредитации» (по тексту — приказ № 868)

Основные вопросы при аккредитации

В процессе медицинской аккредитации (на этапе самоаккредитации) следует обратить внимание на следующие основные вопросы:

1. Обеспеченность ресурсами — финансовыми, кадровыми, инфраструктуры и др. 

Самой распространенной проблемой является отсутствие более чем в 50 % организаций полного объема условий для формирования и ведения электронных медицинских документов. 

Не выделяется достаточное количество финансовых ресурсов на техобслуживание медицинской техники. 

Не укомплектован штат как минимум до 75 % (согласно критериям).

2. Формирование организационно-распорядительной документации (приказов, положений, должностных инструкций и др.), планирование и анализ деятельности организации (в т. ч. на уровне структурного подразделения). 

Наиболее часто устанавливаются: несоблюдение требований к структуре и содержанию документации; неполная и несвоевременная адаптация деятельности организации здравоохранения к требованиям нормативных правовых актов вышестоящих организаций. 

В должностные инструкции не всегда вносятся необходимые требования в части организации и (или) проведения оценки и экспертизы качества. 

3. Деятельность, связанная с организацией работы по охране труда и противопожарной безопасности, процессами учета, техобслуживания, эксплуатации медицинской техники. 

Установлены факты: ненадлежащего заполнения журналов по контролю за состоянием охраны труда, регистрации инструктажа по охране труда; выдачи инструкций по охране труда неуполномоченным лицам; наличия неактуализированных локальных правовых актов.

Более чем в половине случаев эксплуатируемая медицинская техника не обеспечивается техобслуживанием. Выявляются: недостоверное и несвоевременное подтверждение выполнения техобслуживания; отсутствие на системной основе проведения обучения правилам использования медицинской техники в структурном подразделении и на уровне организации. Не налажена надлежащим образом работа по учету медицинской техники в структурных подразделениях.

4. Осуществление контроля и экспертизы качества медицинской помощи, соблюдение протоколов лечения и обследования, ведение медицинской документации. 

Наиболее часто в заключениях по оценке качества в виде предложений указываются организационные меры, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи, без определения конкретного исполнителя, сроков выполнения, вносятся шаблонные предложения.

Среди системных недостатков при оформлении медицинской документации — формирование эпикриза в неполном объеме, частичное внесение данных о выполняемых лабораторных и диагностических обследованиях, осмотре врачами-специалистами, отсутствие информации о выданных листках нетрудоспособности. Данные недостатки встречаются как при оформлении эпикриза от руки, так и при использовании программного обеспечения. 

Нередко выявляются нарушения при оформлении согласия на различные виды медицинских вмешательств.

Порядок проведения 

Для государственных организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, установлены базовые критерии медицинской аккредитации к оказанию:

  • первичной, специализированной и (или) высокотехнологичной медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам;
  • паллиативной медицинской помощи;
  • медико-социальной помощи.

Национальные критерии медицинской аккредитации установлены для организаций здравоохранения по профилям оказания медицинской помощи.

Постановлением № 601 скорректировано постановление № 2692. В частности, в новой редакции изложены:

  • Положение о порядке проведения медицинской аккредитации организаций здравоохранения;
  • перечень государственных организаций здравоохранения, подлежащих медицинской аккредитации, видов оказываемой ими медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2024 № 60 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 2021 г. № 269 и от 24 сентября 2021 г. № 548» (по тексту — постановление № 60).
2
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.2021 № 269 «О медицинской аккредитации организаций здравоохранения» (по тексту — постановление № 269)

Согласно Положению перечень подразделений заинтересованного лица, подлежащих медицинской аккредитации, определяется данным лицом по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, Министерством здравоохранения.

За месяц до подачи заявления в ГУ «Республиканский научно­практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» заинтересованное лицо должно провести самоаккредитацию. На данном этапе следует обратить особое внимание на организацию процесса подготовки документов, правильно распределить обязанности и нагрузку между сотрудниками. Необходимо не только подготовить все документы, но и отсканировать их для загрузки в программу информационной системы «Медицинская аккредитация». Если на данном этапе выявляются несоответствия критериям медицинской аккредитации, организации здравоохранения необходимо устранить их до подачи заявления.

Справочно: свидетельство о базовой аккредитации выдается на определенный срок при условии достижения пороговых значений, установленных Положением о порядке проведения медицинской аккредитации организаций здравоохранения, утвержденным постановлением № 269. Недостатки, ставшие причиной отказа в выдаче свидетельства, могут быть устранены организацией здравоохранения в течение 6 месяцев.

В заявлении о выдаче свидетельства о медицинской аккредитации указываются все реквизиты организации и информация по профилям, по которым будет проводиться административная про-цедура. К заявлению прилагаются заполненные и подписанные формы документов. Документы, подтверждающие выполнение критериев, должны быть заверены. Весь пакет нужно упорядочить — собрать документы в порядке нумерации критериев. 

Соответствие критериям медицинской аккредитации уполномоченный орган устанавливает в отношении каждого подразделения, определенного заинтересованным лицом, на основании анализа документов и сведений, представленных данным лицом.

Результаты подсчитываются посредством определения процентного соотношения количества полученных баллов к максимально возможным для группы критериев медицинской аккредитации (от 0 до 100 %).

Итоговым результатом оценки соответствия базовым критериям медицинской аккредитации для государственных организаций здравоохранения является среднее арифметическое от суммы полученных результатов для каждой группы критериев медицинской аккредитации.

Заинтересованное лицо, признанное соответствующим базовым критериям медицинской аккредитации, получает свидетельство на определенный срок при условии достижения пороговых значений:

  • 50–69 % — один год;
  • 70–89 % — три года;
  • 90–100 % — пять лет.

Заинтересованное лицо признается соответствующим национальным критериям медицинской аккредитации при условии полного соответствия этим критериям. Такому лицу в трехмесячный срок выдается свидетельство о соответствии национальным критериям на три года.

Как сообщили в Министерстве здравоохранения, порядок проведения медицинской аккредитации теперь распространяется и на организации здравоохранения частной формы собственности — в случае, если руководителем будет принято решение о проведении медицинской аккредитации для установления соответствия национальным критериям.

Государственным организациям здравоохранения, подчиненным Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, не прошедшим повторно в установленном порядке медицинскую аккредитацию на соответствие базовым критериям, прекращается выделение финансирования из респуб­ликанского или местного бюджета. Это касается финансирования на следующий финансовый год текущих расходов (исключение — расходы на коммунальные услуги) на оказание видов медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам, на которые отсутствует свидетельство о соответствии организации здравоохранения базовым критериям медицинской аккредитации (согласно постановлению № 60).

Нормативное регулирование процедуры 

Чтобы подготовиться к медицинской аккредитации, необходимо ознакомиться с нормативными правовыми документами, регулирующими проведение данной административной процедуры. 

Постановление № 60 определяет порядок непосредственно проведения медицинской аккредитации, а также перечень государственных организаций, подлежащих аккредитации, видов оказываемой ими медицинской помощи и профилей заболеваний.

Постановление № 209* устанавливает базовые и национальные критерии. Опираясь на базовые критерии, медицинская организация может заранее начать подготовку к проведению процедуры. Следует определить состав ответственных лиц, организационную структуру и создать бумажный вариант пакета документации перед внесением данных в информационную систему «Медицинская аккредитация».

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2023 № 209 «Об установлении базовых и национальных критериев медицинской аккредитации» (по тексту — поста-новление № 209).

Постановление № 20* определяет перечень обязательных документов и сведений для осуществления административной процедуры: заявление, копия штатного расписания, сведения об используемой технике, сведения об укомплектованности специалистами, отчет о результатах самоаккредитации. Необходимо обратить внимание на формы документов и правильное их заполнение. Неправильное и невнимательное оформление данных документов будет основанием для отказа в их приеме на медицинскую аккредитацию.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.02.2024 № 20 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2022 г. № 40» (по тексту — постановление № 20).

Приказ № 123* содержит: примерное положение о порядке проведения самоаккредитации, рекомендации по применению базовых критериев к оказанию первичной медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам, методам их исследования, а также оказанию паллиативной медицинской помощи и медико-социальной помощи, график проведения самоаккредитации и обращения за получением свидетельства.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2024 № 123 «Об оценке соответствия базовым критериям медицинской аккредитации» (по тексту — приказ № 123).

Приказ № 339* утверждает положение о комиссии по оценке соответствия государственной организации здравоохранения базовым критериям аккредитации, а также формы контрольного листа и отчета.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.03.2024 № 339 «Об изменении приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 123» (по тексту — приказ № 339).

Приказ № 126* определяет перечень общих требований для оценки соответствия зданий, помещений и созданных в них условий требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и рекомендации по его заполнению.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2024 № 126 «Об установлении перечня общих требований и проведении оценки соответствия» (по тексту — приказ № 126).


От редакции

В следующих номерах журнала мы продолжим рассматривать тему медицинской аккредитации.

242 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологии

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 18.07.2024 № 121 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологи...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 128
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок