Комментарий к проекту постановления о закупках за счет собственных средств

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» содержит ряд новаций, которые организациям здравоохранения следует принимать во внимание при планировании будущих закупок. Основные новации рассмотрим в данной статье.

Старко Галина

юрист

96 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 17 по 27 июля 2024 г. прошло общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — Проект). Проект был подготовлен с целью исключения множественности нормативных правовых актов, регламентирующих закупки за счет собственных средств, и разработки единого порядка осуществления таких закупок для организаций республиканского и местного уровней. 

Проект основан на положениях постановления № 229*, но в то же время включает и принципиально новые для сферы закупок за счет собственных средств положения. 

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (по тексту — постановление № 229).

Рассмотрим ключевые моменты Проекта.

1. Согласно Проекту не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета закупки и требований к предмету закупки, его объема (количества), увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора (за исключением случаев, установленных Советом Министров, а также ч. 5 п. 32 и ч. 2 п. 33 Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, утверждаемого Проектом (далее — Положение)).

2. Планируется ввести обязательность формирования дела по процедурам закупок со сроком хранения 3 года со дня заключения договора, признания процедуры закупки несостоявшейся или ее отмены.

3. Предлагается ввести правила описания предмета закупки, в т.ч. правило об аналоге. Как и в государственных закупках, планируется запретить объединять в предмете закупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).

4. По предложению Министерства архитектуры и строительства в Проекте предусматривается, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве будут регулироваться общим законодательством о закупках за счет собственных средств. 

5. Согласно Проекту для допуска к процедурам закупок участники должны будут представлять заявления: 

  • о непричастности к террористической деятельности, невключении участника в перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, невключении в перечень граждан Рес­публики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности;
  • об отсутствии аффилированности с закупающей организацией (организатором). 

6. Проектом вводится категория «аффилированность» применительно к отсутствию аффилированности между участником-победителем и всеми другими участниками конкурентных процедур закупок за счет собственных средств, а также аффилированности с закупающей организацией, организатором. 

7. Предлагается не допускать к процедуре закупки юридическое лицо, подвергшееся административному взысканию за административное правонарушение, предусмотренное ст. 24.59 КоАП*.

* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (по тексту — КоАП).

8. Проект содержит указание на возможность приобретения товаров в финансовую аренду (лизинг).

Как указано в Проекте, договор финансовой аренды (лизинга) заключается с участником конкурентной процедуры закупки, победившим во втором этапе двухэтапного конкурса, — лизингодателем, предложившим лучшие условия исполнения договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии с критериями, способом оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки, указанными в документации о закупке. 

Закупающая организация (организатор) формирует и размещает на электронной торговой площадке (за исключением проведения процедуры закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения) документы, представляемые для участия в первом этапе двухэтапного конкурса, и документы, представляемые для участия во втором этапе двухэтапного конкурса. 

При проведении первого этапа двухэтапного конкурса закупающая организация (организатор) определяет товар, подлежащий приобретению у продавца (поставщика) для последующей передачи во владение и пользование закупающей организации в качестве предмета договора финансовой аренды (лизинга) (его наименование, потребительские, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики), и его продавца (поставщика).

В документах, представляемых для участия в первом этапе двухэтапного конкурса, подлежит указанию, что победитель первого этапа конкурса будет являться продавцом (поставщиком) имущества в рамках договора финансовой аренды (лизинга), заключенного закупающей организацией с лизингодателем, победившим во втором этапе конкурса. При проведении второго этапа двухэтапного конкурса закупающая организация (организатор) размещает в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» документы, представляемые для участия во втором этапе двухэтапного конкурса, содержащие в т.ч. сведения о предмете договора финансовой аренды (лизинга) и его продавце (поставщике) с указанием сроков и порядка оплаты продавцу (поставщику) и сроков поставки товара.

Критериями оценки и сравнения предложений участников второго этапа двухэтапного конкурса являются цена договора финансовой аренды (лизинга) и срок лизинга, а также иные критерии, предусмотренные документами, представляемыми для участия во втором этапе двухэтапного конкурса. 

Если по условиям закупки выбор товара, подлежащего приобретению у продавца (поставщика) для последующей передачи во владение и пользование закупающей организации в качестве предмета договора финансовой аренды (лизинга), и его продавца (поставщика) осуществляет лизингодатель, закупка осуществляется по процедуре конкурса, не являющегося двухэтапным конкурсом, в порядке осуществления закупок за счет собственных средств. 

По запросу лизингодателя (участника процедуры закупки) закупающая организация представляет ему документы и информацию, необходимые для оценки ее финансового состояния, а продавец (поставщик) — иную информацию (о товаре, условиях его поставки и информацию, необходимую лизингодателю для проведения оценки деловой репутации продавца (поставщика)).

9. Проектом предусматривается, что при закупке программного обеспечения от правообладателей из иностранных государств, совершающих недружественные действия, при ориентировочной стоимости предмета закупки свыше 2000 базовых величин лица, предлагающие такое программное обеспечение, будут допускаться к участию в процедуре закупки после согласования такого участия с Советом по проектам в сфере цифрового развития при Министерстве связи и информатизации. 

10. Предполагается введение закрытого перечня конкурентных процедур закупок за счет собственных средств: 

  • процедура запроса ценовых предложений; 
  • конкурс, в т.ч. двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием; 
  • электронный аукцион. 

Закупающая организация (организатор) будет самостоятельно определять условия применения конкурентных процедур закупок в своих порядках осуществления закупок за счет собственных средств. 

Согласно Проекту:

  • процедура закупки из одного источника — вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки, при котором закупающая организация предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Процедура закупки из одного источника может применяться в случаях, перечисленных в приложении 2 к Положению. Предложение заключить договор двум и более потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет закупки разделен на части (лоты), а также если одним потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не может быть поставлен товар (оказана услуга, выполнена работа) в объеме, необходимом закупающей организации; 
  • процедура запроса ценовых предложений — конкурентный вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, предложивший наименьшую цену предложения и соответствующий требованиям документации о закупке. Если несколькими участниками предложена наименьшая цена, победителем признается участник, предложение которого подано ранее других таких предложений; 
  • конкурс — конкурентный вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям документации о закупке. Выбор участника-победителя при проведении конкурса осуществляется исходя не менее чем из двух критериев, одним из которых является цена предложения.

11. В Проекте указывается, что при закупках согласно пп. 2, 5‒7, 9, 15, 17, 24‒28, 45 и 46 приложения 2 к Положению выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется на основании результатов изучения конъюнктуры рынка среди потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), закупка у которых возможна по соответствующему основанию. 

Изучение конъюнктуры рынка осуществляется с обязательным применением минимум одного из способов: 

  • направление запросов в адрес не менее трех отечественных производителей (при их наличии), в т.ч. организаций, входящих с закупающей организацией в состав одного холдинга, государственного объединения; 
  • размещение запросов на одной из электронных торговых площадок на срок не менее двух рабочих дней со дня размещения запроса. Операторы информационной системы «Тендеры» и электронной торговой площадки обеспечивают размещение запроса в информационной системе «Тендеры». 

Приобретение товаров с применением процедуры закупки из одного источника при закупках согласно пп. 5‒7, 9, 15, 16, 24‒27 и 45 приложения 2 к Положению осуществляется у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. Решение об экономической нецелесообразности или невозможности осуществления закупки с применением процедуры закупки из одного источника у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) принимается закупающей организацией на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и оформляется в виде справки, подписанной уполномоченным лицом закупающей организации, либо протокола комиссии по закупкам (в случае ее создания), содержащих обоснование такой нецелесообразности или невозможности. 

12. В п. 9 перечня случаев осуществления закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение 2 к Положению) указываются закупки товаров (работ, услуг) на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. При этом годовой объем закупок, которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить на основании п. 9, не должен будет превышать 5000 базовых величин. 

Планируется, что после принятия Проекта постановление Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» вступит в силу с 1 января 2025 г., за исключением некоторых пунктов, которые вступят в силу после официального опубликования постановления.

96 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок