Важные изменения в законодательстве о закупках за счет собственных средств

Правовое регулирование закупок, осуществляемых за счет собственных средств, динамично. Изменения законодательства важно отслеживать и учитывать при проведении закупок.

Амельченя Юлия

Кандидат юридических наук, доцент, медиатор

884 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Закупки за счет собственных средств регулируются различными нормативными правовыми актами. Если речь идет об использовании собственных средств (не бюджетных и не средств государственных внебюджетных фондов), при этом организация здравоохранения относится к категории организаций, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, и товары (работы, услуги) не относятся к сферам жилищно-коммунального хозяйства, обращения с отходами, строительства (за некоторым исключением — п. 3 приложения 1 к постановлению № 229), то тогда применяется постановление № 229, а также принятые в его развитие акты. Кроме того, следует учитывать перечень товаров (приложение 1 к постановлению № 229), на закупку которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления № 229* (кроме правил о минимальной доле белорусских товаров).

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (по тексту — постановление № 229)

С 1 января 2023 г. вступили в силу следующие изменения, внесенные в постановление № 229, на которые необходимо обратить внимание: 

1) перечень документов, подтверждающих производство промышленной продукции на территории Республики Беларусь в случае, если при приобретении товаров собственного производства у их производителя применяется процедура закупки из одного источника, дополнен актом экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (для товаров, включенных в приложение к постановлению № 80*);

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (по тексту — постановление № 80)

2) появилась возможность применения преференциальной поправки при проведении конкурентных процедур закупок, если их предметом выступают товары из приложения к постановлению № 80;

3) изменен и дополнен перечень документов для подтверждения условий допуска по приложениям 3 и 31 к постановлению № 229;

4) перечень документов для подтверждения соблюдения минимальной доли белорусских товаров дополнен актом экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (для товаров, включенных в приложение к постановлению № 80).

С 15 марта 2023 г. изменены требования к заполнению сертификата СТ-1. Постановлением № 101 установлено, что сертификат о происхождении товара формы СТ-1 для целей участия в процедурах закупок заполняется по форме, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах2 , и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в Правилах определения страны происхождения товаров, с учетом ряда особенностей. Такие особенности необходимо принимать во внимание комиссии при рассмотрении документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если установлены условия допуска на основании подп. 2.16 и 2.18 п. 2 постановления № 229.

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.01.2023 № 10 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей участия в процедурах закупок» (по тексту — постановление № 10)
2
Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (по тексту — Соглашение о Правилах)

С 19 апреля 2023 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденной постановлением № 33*. Среди изменений выделим следующие: формализовано заявление, направляемое закупающей организацией в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ); дополнены основания для досрочного исключения субъектов из указанного реестра; право направлять заявления для включения субъектов в реестр появилось у контролирующих (надзорных), правоохранительных органов, судов. 

* Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам» (по тексту — постановление № 33)

С 21 мая 2023 г. вступили в силу изменения, внесенные в постановление № 1001*. В частности, с указанной даты под противоправными действиями понимается нарушение актов законодательства, а также регулирующих вопросы осуществления закупок за счет собственных средств локальных правовых актов. В связи с этим организациям необходимо руководствоваться порядком осуществления закупок за счет собственных средств, разрабатываемым на основании и во исполнение постановления № 229, не отступать от его предписаний, а при необходимости — вносить соответствующие изменения или дополнения.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)» (по тексту — постановление № 1001)

Кроме того, предусмотрено, что в рамках постановления № 1001 размер вреда определяется:

  • при нарушении порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений в процедуре закупки за счет собственных средств, повлекшем неправомерное решение о выборе участника-победителя (за исключением случая, связанного с неправомерным применением к товарам (работам, услугам) участника, выбранного участником-победителем, преференциальной поправки) и заключение договора с таким участником, — как разница между фактически выплаченными денежными средствами (в пределах цены договора, сформированной по результатам процедуры закупки, без учета ее увеличения при исполнении договора) и ценой предложения (ставкой при проведении электронного аукциона, в т.ч. с учетом преференциальной поправки в случае ее применения) участника, который должен был быть признан победителем;
  • при неправомерном заявлении участником о праве на применение преференциальной поправки при участии в закупках за счет собственных средств (в случае применения такой поправки), а также невыполнении в случаях, установленных актами законодательства, обязательств и условий в связи с применением преференциальной поправки — как разница между фактически полученными поставщиком (подрядчиком, исполнителем) денежными средствами (в пределах цены договора, сформированной по результатам процедуры закупки, без учета ее увеличения при исполнении договора) и ценой предложения (ставкой при проведении электронного аукциона, в т.ч. с учетом преференциальной поправки в случае ее применения) участника, который должен был быть признан победителем.

Мнение автора  

Членам комиссии следует осуществлять открытие, рассмотрение, оценку, сравнение, отклонение предложений участников в соответствии с документацией о закупке, руководствуясь постановлением № 229 и принятым в соответствии с ним порядком осуществления закупок за счет собственных средств. 

Участникам же при наличии права на применение преференциальной поправки необходимо добросовестно подтверждать данное право и выполнять условия, критерии производства и прочее в период исполнения договора, заключенного по результатам процедуры закупки, если была применена преференциальная поправка.


Одно из основных разъясненений МАРТ, появившихся в 2023 г., касается правил описания предмета закупки. Так, в письме МАРТ № 14-01-08/59К* отмечается, что, несмотря на отсутствие в постановлении № 229 прямого запрета, для недопущения возможного ограничения доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки целесообразно указывать конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования производителей при описании предмета закупки только при обоснованной необходимости (например, когда невозможно иным способом более точно описать потребности закупающей организации) и при этом сопровождать такое описание словами «или аналог». Указание идентифицирующих конкретный товар признаков без слов «или аналог» рекомендуется использовать только в исключительных случаях, например когда это требуется для обеспечения совместимости с товарами, используемыми организацией.

* Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.01.2023 № 14-01-08/59К «О разъяснении законодательства» (по тексту — письмо МАРТ № 14-01-08/59К)

Требования к описанию предмета закупки, в т.ч. условия, при которых разрешается закупка товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели, производителя и т.д., следует закрепить в порядке осуществления закупок за счет собственных средств. 

Кроме того, МАРТ обратило внимание, что при осуществлении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. посредством создания преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров.

884 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок