Допускается ли включение в должностную инструкцию работника условия о выполнении им обязанностей временно отсутствующего работника того же подразделения на время отпуска либо временной нетрудоспособности?


Нет, не допускается. 

Согласно ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (далее — ТК) работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата.

Дополнительная работа может выполняться, в частности, в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, под которым понимается выполнение работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабо-

чего дня.

На основании норм законодательства вопросы целесообразности поручения исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, а также определения размеров доплат относятся к компетенции нанимателя. 

При поручении работнику дополнительной работы по другой профессии рабочего (должности служащего) наниматель должен учитывать специфику вида деятельности, характер выполняемых работником обязанностей, другие факторы, а также наличие документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы. Кроме того, поручение обязанностей по другой должности служащего наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), возможно при условии, если работа по другой должности служащего позволяет выполнять обязанности по основной работе в полном объеме и надлежащего качества.

Поручение работнику с его согласия выполнения дополнительной работы в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника и установление соответствующей доплаты наниматель должен оформить приказом (распоряжением) (ч. 4 ст. 67 ТК). Установление доплаты не влечет внесения изменений в трудовой договор (контракт) с работником, в связи с чем дополнительное соглашение не заключается. В издаваемом нанимателем приказе (распоряжении) должен быть оговорен срок установления доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.

В силу ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

В связи с этим закрепление в должностной (рабочей) инструкции работника обязанности по исполнению обязанностей временно отсутствующего работника не допускается. 

При этом необходимо учитывать, что по общему правилу заместитель руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) выполняет обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также обязанности руководителя в случае его отсутствия (ч. 7 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).

105 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 138
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок