Заработная плата: ее структура, формы и системы оплаты труда
Структура заработной платы работников бюджетных организаций здравоохранения состоит из нескольких элементов. Из каких именно, подробнее рассмотрим в статье.
Структура заработной платы работников бюджетных организаций здравоохранения состоит из нескольких элементов. Из каких именно, подробнее рассмотрим в статье.
Заработная плата — это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 ТК*).
* Трудовой кодекc Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (по тексту — ТК)
Заработную плату следует рассматривать как экономическую и как правовую категорию.
В экономической теории существует следующее определение заработной платы: это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или цена труда. Ее величина, динамика формируются под воздействием рыночных факторов, в первую очередь спроса и предложения.
Экономическая сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет. Основные из них: воспроизводственная, распределительная, социальная, стимулирующая, инновационная, компенсирующая.
Воспроизводственная функция предусматривает обеспечение работников необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы. Эта функция тесно связана с установлением государством минимального размера заработной платы.
Распределительная — происходит дифференциация доходов в зависимости от качества и количества труда.
Социальная — гарантирует поддержание социальной стабильности.
Основное содержание стимулирующей функции состоит в установлении взаимосвязи между результатами труда работника и его оплатой. Причем эта зависимость должна создавать у работника заинтересованность в постоянном улучшении результатов труда, стимулировать повышение его квалификации и профессионального мастерства.
Инновационная функция заключается в использовании возможностей современных технологий.
Компенсирующая — связана с необходимостью возмещения работнику дополнительных затрат труда или ущерба здоровью, которые вызваны тяжелыми и вредными условиями труда: загрязненностью, вредными химическими и иными воздействиями, опасностью заражения, работой в неблагоприятных регионах и т. д.
Заработная плата как правовая категория представляет собой элемент трудовых правоотношений. Фактически это деятельность государства и нанимателей по правовому регулированию отношений в сфере заработной платы. Признаки, характеризующие заработную плату как главный элемент трудовых правоотношений:
* Закон от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (по тексту — Закон № 273-З)
Под формой оплаты труда понимается способ установления зависимости размера заработной платы работника от затраченного им труда, т.е. механизм определения размера заработной платы в организации. Основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная, существуют также их разновидности (повременно-премиальная, сдельно-премиальная и др.).
Повременная оплата труда — величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифного оклада (тарифной ставки, оклада).
Сдельная оплата труда — заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. Иными словами, заработная плата устанавливается на основе сдельных расценок за единицу произведенной продукции, товаров (работ, услуг).
Существуют тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Бестарифная система предполагает определение для каждого члена коллектива коэффициента трудового участия (КТУ), что приводит к дифференцированной оплате одинакового количества труда для сотрудников с разным КТУ. При тарифной системе дифференциация зарплаты производится пропорционально тарифной ставке, определяемой в соответствии с уровнем квалификации, сложностью исполняемой работы и другими условиями. В Республике Беларусь более распространена тарифная система оплаты.
Согласно ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников здравоохранения, являются:
Рассмотрим структуру заработной платы работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — работники бюджетных организаций).
Справочно: с 1 января 2020 г. внедрена система оплаты труда работников бюджетных организаций, в т.ч. работников здравоохранения, на основе 18-разрядной тарифной сетки.
Оплата труда работников бюджетных организаций производится на основании тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку (ст. 61 ТК).
Справочно: с 1 сентября 2023 г. размер базовой ставки составляет 235 руб. (п. 1 постановления № 546*).
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2023 № 546 «О размере базовой ставки» (по тексту — постановление № 546)
В структуру заработной платы входят оклад, стимулирующие (надбавки, премии) и компенсирующие (доплаты) выплаты. Оклад является обязательной частью заработной платы независимо от системы оплаты труда.
Оклады работников бюджетных организаций здравоохранения определяются путем умножения базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров, на коэффициент тарифного разряда тарифной сетки (кратный размер базовой ставки).
Для составления списков окладов приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия.
Основой расчета оклада является тарифный разряд и соответствующий ему тарифный коэффициент. Тарифный разряд и тарифный коэффициент определяются в соответствии с тарифной сеткой для оплаты труда работников бюджетных организаций, установленной постановлением № 138.
Справочно: ранее при оплате труда работников бюджетных организаций использовалась Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением № 21*.
* Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета"» (по тексту — постановление № 21)
Наименование должностей при составлении списков окладов должны соответствовать наименованию должностей в штатном расписании и действующей номенклатуре должностей служащих с высшим и средним медицинским образованием, утвержденной постановлением № 61*.
* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2021 № 61 «О номенклатуре должностей служащих медицинских, фармацевтических работников и профилях медицинских, фармацевтических специальностей» (по тексту — постановление № 61)
Сведения о размерах оплаты труда работников содержатся в штатном расписании организации.
Тарифный разряд напрямую зависит от уровня квалификации работника, теоретических, практических знаний, сложности и ответственности при выполнении работы.
Тарифные разряды по должностям работников учреждений здравоохранения, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, установлены в приложении к постановлению № 13. Этим же постановлением утверждена Инструкция о порядке установления тарифных разрядов по должностям служащих работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Постановлением № 52 установлены тарифные разряды по должностям медицинских и фармацевтических работников, а также служащих, занятых в здравоохранении и фармацевтической деятельностью, поименованным в ЕКСД*.
* Выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, фармацевтической деятельностью», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.07.2012 № 80 (по тексту — ЕКСД)
Часовой оклад определяется путем деления оклада на расчетную норму рабочего времени конкретного месяца.
При почасовой оплате труда работников часовой оклад определяется путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов с учетом годового баланса рабочего времени.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется делением расчетной нормы рабочего времени, установленной на календарный год, на 12 месяцев.
Стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие выплаты устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов (например, положения об оплате труда и премировании) и трудового договора.
Компенсирующие выплаты производятся работнику с целью компенсации каких-либо неблагоприятных факторов, связанных с его трудовой деятельностью или каким-то образом осложняющих ее. Наиболее распространенными общими компенсирующими выплатами являются: доплата за работу в ночное время (подп. 50.4 п. 50 Указаний № 1), доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (подп. 50.1 п. 50 Указаний № 1), доплата при совмещении должностей служащих (профессий рабочих), расширении зон обслуживания (увеличении объема работы) (подп. 50.2 п. 50 Указаний № 1*).
* Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 № 1 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду» (по тексту — Указания № 1)
Стимулирующие выплаты направлены на улучшение качественно-количественных показателей труда. Стимулирующие выплаты подразделяются на регулярные (ежемесячные, ежеквартальные) и единовременные. К стимулирующим выплатам относятся, в частности, надбавки, повышение за работу по контракту, премии (п. 49 Указаний № 1).
Справочно: для применения к работнику стимулирующих выплат наниматель издает приказ, содержащий основание (основания) и размер таких выплат.
Для работников бюджетных организаций здравоохранения предусмотрена надбавка в размере не более 50 % оклада (п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК).
Главной медицинской сестре следует владеть вопросами формирования заработной платы, поскольку она может принимать участие в работе комиссии по составлению списков окладов работников.