Безвозмездная (спонсорская) помощь: правила и порядок оформления

В № 6 журнала в статье Т. Соколовской «Безвозмездная (спонсорская) помощь или иной вид помощи: как разграничить» мы вкратце затронули тему правового регулирования безвозмездной (спонсорской) помощи. В настоящей статье мы подробно расскажем об особенностях ее получения и оформления.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Получение безвозмездной (спонсорской) помощи (далее — БСП) регулируют следующие нормативные правовые акты:

Кто может предоставить БСП

На основании п. 1 Указа № 300 БСП могут оказывать только следующие субъекты (далее — спонсоры):

1) юридические лица Республики Беларусь;

Это важно
Перед получением БСП необходимо убедиться в том, что спонсор обладает статусом юридического лица (т. е. имеет свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица либо признан таковым законодательным актом и является резидентом).

Справочно: признак резидентства позволяет разграничить БСП от иностранной безвозмездной помощи.

2) индивидуальные предприниматели Республики Беларусь (далее — ИП).

Так, физическое лицо, выступающее спонсором, должно:

  • быть зарегистрировано в качестве ИП (иметь свидетельство о государственной регистрации ИП (п. 1 ст. 22 ГК, п. 1 ст. 19 НК)) регистрирующим органом Республики Беларусь;
  • иметь намерение или обязанность (например, если предметом БСП являются выполняемые ИП работы, услу­ги) выступать в отношениях по предоставлению БСП именно как ИП.

Цели предоставления БСП

БСП имеет целевое назначение, т. е. может предоставляться и использоваться в рамках целей, определенных п. 2 Указа № 300.

Выбор цели (целей) зависит от предмета БСП и обусловлен сферой и спецификой деятельности конкретной организации здравоохранения (далее — ОЗ).

Примерные формулировки целей для ОЗ могут быть следующими:

  • приобретение ОЗ лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;
  • оказание медицинской помощи гражданам Республики Беларусь;
  • содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
  • создание и укрепление материально-­технической базы.

Это важно
На цели, не указанные в п. 2 Указа № 300, БСП может предоставляться только по решению Президента или с его согласия (ч. 3 п. 2, абз. 4 п. 4 Указа № 300).

Конкретная цель (цели) предоставления БСП обязательно указывается в договоре предоставления БСП.

Запреты предоставления БСП

Согласно п. 4 Указа № 300запрещено предоставлять и использовать БСП:

  • на цели, не названные в Указе № 300, если Президентом или с его согласия не определено иное;
  • для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а также для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационно-­массовой работы среди населения;
  • должностными лицами организаций — получателей БСП в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.

Размер БСП

Ограничения размера предоставляемой БСП установлены чч. 1, 2 и 4 п. 9 Указа № 300 для следующих спонсоров:

  • Совета Республики, Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Администрации Президента, Госсекретариата Совета Безопасности, Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры, Национального банка, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Национальной академии наук Беларуси, Высшей аттестационной комиссии, Управления делами Президента, иных государственных организаций, подчиненных Президенту;
  • государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров;
  • государственных организаций, подчиненных органам и организациям, указанным выше, или входящих в их состав (систему);
  • областных, Минского городского, районных (городских) судов;
  • государственных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам;
  • организаций, в уставных фондах которых свыше 50 % долей находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-­терри­ториальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности.

Для указанных государственных органов и организаций предусмотрен максимальный размер оказываемой ими БСП в течение календарного года — не более 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году ее предоставления.

Однако если указанные государственные органы и организации не получают выручки, то размер оказываемой ими БСП не ограничивается (ч. 2 п. 9 Указа № 300).

Это важно
Должностные лица (органы), которые дают согласие указанным выше государственным органам и организациям на предоставление БСП, могут принять решение об оказании такой помощи в размере, превышающем установленный предел.

Иные юридические лица и ИП вправе оказывать БСП без ограничения ее размера (п. 10 Указа № 300).

Что может быть получено в качестве БСП

На основании Указа № 300 государственные организации, имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности, вправе принимать в качестве БСП:

  • имущество в виде денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте;
  • работы, услуги;
  • имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Справочно: с 15 мая 2020 г. государственные организации не вправе получать в качестве БСП товары (имущество), поскольку согласно новой редакции абз. 4 ч. 3 п. 1 Указа № 300 (уст. Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом»*) приобретение имущества в государственную собственность (за исключением денежных средств) исключено из сферы действия Указа № 300.

* С 22 марта 2023 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом».

Иные организации вправе принимать в качестве БСП в дополнение к вышеуказанному имущество в виде товаров.

Документальное оформление БСП

Получение (предоставление) БСП в соответствии с Указом № 300 осуществляется на основании договора предоставления БСП (далее — договор), заключаемого между ОЗ — получателем БСП и спонсором (п. 5 Указа № 300).

Договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у получателя БСП, другой — у спонсора. Примерная форма договора утверждена постановлением № 779.

Это важно
При заключении договора можно использовать примерную форму договора, форму, разработанную ОЗ — получателем БСП или спонсором.

Важно, чтобы форма договора была разработана на основании примерной формы договора (утв. постановлением № 779), которая содержит усло­вия и сведения, обязательные для включения в договор согласно п. 5 Указа № 300.

Информация об организации

В договоре указывается информация об организациях или ИП, которые оказывают БСП (спонсор) и получают ее (получатель).

Чтобы это условие было согласовано, рекомендуем включать в договор:

  • полное наименование спонсора и получателя в соответствии с учредительными документами;
  • должность, ФИО представителя, который уполномочен подписать договор;
  • документ, который подтверждает полномочия представителя.

Пример

«Общество с ограниченной ответственностью “А” в лице директора Иванова И. И., действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем “Спонсор”, с одной стороны, и учреждение здравоохранения “В” в лице главного врача Петрова П. П., действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем “Получатель”, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем».


Предмет договора

В договоре нужно конкретно прописать, какая БСП будет оказана. Это могут быть деньги, товары (имущество), работы (услуги), имущественные права, в т. ч. исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.


Пример

«Спонсор предоставляет Получателю безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде спецодежды согласно приложению 1 к настоящему договору»

или

«Спонсор предоставляет Получателю безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде строительно-­монтажных работ согласно перечню (приложение 2 к настоящему договору)».


Это важно
Необходимо также указать цель предоставления БСП.

Размер БСП

В договоре можно указать сумму БСП или приложить расчет стоимости имущества, работ (услуг), имущественных прав.


Пример

«Сумма безвозмездной (спонсорской) помощи составляет 10  500 (десять тысяч пятьсот) бел. руб.».


Виды товаров (работ, услуг)

В договоре важно указать виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства БСП.


Пример

«Безвозмездная (спонсорская) помощь направляется Получателем на оплату услуг гостиницы для участников фестиваля “Осень‑2023”».


Передавать БСП в виде денег без указания товаров (работ, услуг), которые будут приобретены, запрещено (п. 8 Указа № 300), за исключением случае, предусмотренных законодательством.

Порядок представления отчета о целевом использовании БСП

Срок представления отчета спонсору определяется сторонами.

Отчет составляется в произвольной форме с указанием видов товаров (работ, услуг), которые были приобретены на денежные средства БСП, и с представлением документов, подтверждающих приобретение этих товаров (работ, услуг) (копии накладных при приобретении товаров, копии актов при приобретении работ, услуг).

Аналогичным образом составляется отчет в отношении работ, услуг, выполненных в качестве БСП.

Это важно
Непредставление отчета спонсору является нарушением Указа № 300 и договора, однако административная ответственность за это не установлена.

Сведения об оказании БСП

В договоре важно отразить сведения об оказании БСП в пределах 1 % от выручки, полученной спонсором при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления БСП.

Это важно
Это обязательно в случае предоставления БСП органами и организациями, перечисленными в п. 9 Указа № 300 (ч. 2 п. 9 Указа № 300).

Иные условия

Иными условиями, определенными соглашением сторон, могут быть любые условия, которые не противоречат законодательству.

В целях минимизации коррупционных рисков в договоре целесообразно предусмотреть антикоррупционную оговорку.

С учетом Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных», а также законодательных актов, принятых в его развитие, и в связи с необходимостью совершенствования деятельности, направленной на защиту персональных данных, прав и свобод субъектов персональных данных при их обработке, в договоре целесо­образно предусмотреть взаимные обязательства сторон по соблюдению законодательства в указанной сфере.

Также вы можете ознакомить с примерными формулировками иных условий договора.

1130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок