Борьба с коррупцией: оформление обязательства государственного должностного лица

Поможет: разобраться и применить требования законодательства о борьбе с коррупцией.

Белокопытов Валерий

Юрист

410 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Коррупция, т. е. умышленное использование государственными должностными лицами (далее — ГДЛ) своего служебного положения в целях противоправного получения выгоды, представляет собой значительное препятствие для формирования правового государства.

Коррупция является одним из наиболее опасных видов правонарушений, посягающих на основы государственного строя. В связи с этим в Законе Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) с целью обеспечения защиты общества, государства, конституционных прав и свобод человека от коррупционных проявлений предусмотрена ответственность ГДЛ за несоблюдение законодательства о борьбе с коррупцией.

Ограничения для ГДЛ

Ограничения для ГДЛ установлены ст. 17–20 Закона.

В ч. 1 ст. 17 Закона перечислены следующие общие требования (запреты):

  • не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, не оказывать содействия супругу (супруге), близким родственникам или свой­ственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
  • не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью организации, работником которой ГДЛ является, либо подчиненной и (или) подконтрольной ей организации;
  • не совершать от имени организации без согласования с государственным органом (организацией), в подчинении (ведении) которого (которой) она находится (в состав которого (которой) она входит), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются супруг (супруга), близкие родственники или свой­ственники ГДЛ, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися супругом (супругой), близкими родственниками или свой­ственниками ГДЛ, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • не принимать участия лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом, иными законодательными актами и постановлениями Совета Министров;
  • не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
  • не выполнять имеющие отношение к трудовой деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) является ГДЛ (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Рес­публики Национального собрания, депутатов местных Советов депутатов);
  • не принимать в связи с исполнением трудовых обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, указанных в ч. 7 ст. 17 Закона;
  • не осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы трудовой деятельности ГДЛ, за исключением поездок, указанных в абз. 10 ч. 1 ст. 17 Закона;
  • не использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-­технического и информационного обеспечения, другое имущество организации, предоставленные ГДЛ для исполнения трудовых обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров, а также полученную при исполнении трудовых обязанностей информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Помимо ограничений, установленных ст. 17 Закона, на ГДЛ возложены и иные ограничения, указанные в ст. 18–20 Закона, к которым относятся ограничения:

  • по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свой­ственников;
  • участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации;
  • управлению долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций.

Все ограничения, указанные в ст. 17–20 Закона, должны отражаться в обязательстве, которое подписывается ГДЛ, а также лицом, претендующим на занятие должности ГДЛ.

Обязательство ГДЛ

Статьей 16 Закона предусмотрено, что ГДЛ, лицо, претендующее на занятие должности ГДЛ, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Цель обязательства ГДЛ — недопущение действий, которые могут привести к использованию служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.

Это важно
Обязательство по соблюдению порядка, предусмотренного ст. 21 Закона, заключается в незамедлительном уведомлении ГДЛ своего руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения.

Справочно: приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.06.2023 № 836 утверждено Примерное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией в государственной системе здравоохранения.

Согласно ч. 1 ст. 16 Законасубъектами обязательства являются:

  • ГДЛ (перечень определен в абз. 3 ст. 1 Закона);
  • лица, претендующие на занятие должности ГДЛ.

К лицам, претендующим на занятие должности ГДЛ, относятся:

  • лица, впервые поступающие на указанные должности;
  • лицо, ранее занимавшее должность ГДЛ, но поступающее на указанную должность после перерыва;
  • лицо, занимающее должность ГДЛ в одной организации, но поступающее на службу в другую организацию.

Справочно: при перемещении ГДЛ внутри одной организации повторная дача обязательства не требуется.

Обязанность подписания обязательства ГДЛ предусмотрена и в иных законодательных актах. Например, такая обязанность дополнительно установлена п. 4 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе», ч. 8 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» и др.

Оформление обязательства и последствия его неисполнения

Обязательство ГДЛ, лица, претендующего на занятие должности ГДЛ, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации.

Это важно
Обязательство дается в письменной форме, представляется в кадровую службу соответствующего государственного органа, иной организации и подшивается в личное дело.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами, за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей:

  • по оформлению обязательства ГДЛ;
  • оформлению обязательства лица, претендующего на занятие должности ГДЛ;
  • своевременному ознакомлению ГДЛ с предъявляемыми к ним требованиями.

Типовая форма обязательства законодательством не установлена. Следовательно, функция разработки формы обязательства лежит на государственных органах. Поскольку в ч. 1 ст. 16 Закона прямо указано на необходимость подписания обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, включение в обязательство дополнительных ограничений, не предусмотренных законодательными актами, недопустимо.

Однако в обязательство ГДЛ могут быть включены и другие ограничения, предусмотренные для ГДЛ иными законодательными актами. Например, для государственных служащих в обязательство включаются также ограничения, установленные ст. 26 Закона Рес­публики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе».

Это важно
Неподписание обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность ГДЛ или в назначении на должность ГДЛ либо освобождение ГДЛ от занимаемой должности.

Законодательством о труде преду­смотрены два основания увольнения, связанные с рассматриваемым обязательством.

В соответствии с п. 5 ст. 47 ТКоснованием увольнения является неподписание работником, являющимся ГДЛ, письменного обязательства, предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией.

Согласно п. 51 ст. 47 ТКнарушение работником, являющимся ГДЛ, письменного обязательства, предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения также отнесено к основаниям увольнения.

Кроме того, при подписании письменного обязательства ГДЛ предупреждается о правовых последствиях неисполнения такого обязательства. Так, если ГДЛ подписало, но нарушило письменное обязательство, то оно подлежит освобождению от занимаемой должности и привлечению к иным видам ответственности в порядке, установленном законодательными актами.

Также вы можете ознакомиться с примерной формой обязательства ГДЛ для организации здравоохранения.

410 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утверждена новая редакция Положения о порядке представления организациями здравоохранения информации правоохранительным органам

Новая редакция Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну, утверждена постановле...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 76
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок