Борьба с коррупцией: оформление обязательства государственного должностного лица
Поможет: разобраться и применить требования законодательства о борьбе с коррупцией.
Поможет: разобраться и применить требования законодательства о борьбе с коррупцией.
Коррупция, т. е. умышленное использование государственными должностными лицами (далее — ГДЛ) своего служебного положения в целях противоправного получения выгоды, представляет собой значительное препятствие для формирования правового государства.
Коррупция является одним из наиболее опасных видов правонарушений, посягающих на основы государственного строя. В связи с этим в Законе Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) с целью обеспечения защиты общества, государства, конституционных прав и свобод человека от коррупционных проявлений предусмотрена ответственность ГДЛ за несоблюдение законодательства о борьбе с коррупцией.
Ограничения для ГДЛ установлены ст. 17–20 Закона.
В ч. 1 ст. 17 Закона перечислены следующие общие требования (запреты):
Помимо ограничений, установленных ст. 17 Закона, на ГДЛ возложены и иные ограничения, указанные в ст. 18–20 Закона, к которым относятся ограничения:
Все ограничения, указанные в ст. 17–20 Закона, должны отражаться в обязательстве, которое подписывается ГДЛ, а также лицом, претендующим на занятие должности ГДЛ.
Статьей 16 Закона предусмотрено, что ГДЛ, лицо, претендующее на занятие должности ГДЛ, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Цель обязательства ГДЛ — недопущение действий, которые могут привести к использованию служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.
Это важно
Обязательство по соблюдению порядка, предусмотренного ст. 21 Закона, заключается в незамедлительном уведомлении ГДЛ своего руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения.
Справочно: приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.06.2023 № 836 утверждено Примерное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией в государственной системе здравоохранения.
Согласно ч. 1 ст. 16 Законасубъектами обязательства являются:
К лицам, претендующим на занятие должности ГДЛ, относятся:
Справочно: при перемещении ГДЛ внутри одной организации повторная дача обязательства не требуется.
Обязанность подписания обязательства ГДЛ предусмотрена и в иных законодательных актах. Например, такая обязанность дополнительно установлена п. 4 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе», ч. 8 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» и др.
Обязательство ГДЛ, лица, претендующего на занятие должности ГДЛ, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации.
Это важно
Обязательство дается в письменной форме, представляется в кадровую службу соответствующего государственного органа, иной организации и подшивается в личное дело.
Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами, за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей:
Типовая форма обязательства законодательством не установлена. Следовательно, функция разработки формы обязательства лежит на государственных органах. Поскольку в ч. 1 ст. 16 Закона прямо указано на необходимость подписания обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, включение в обязательство дополнительных ограничений, не предусмотренных законодательными актами, недопустимо.
Однако в обязательство ГДЛ могут быть включены и другие ограничения, предусмотренные для ГДЛ иными законодательными актами. Например, для государственных служащих в обязательство включаются также ограничения, установленные ст. 26 Закона Республики Беларусь от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе».
Это важно
Неподписание обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность ГДЛ или в назначении на должность ГДЛ либо освобождение ГДЛ от занимаемой должности.
Законодательством о труде предусмотрены два основания увольнения, связанные с рассматриваемым обязательством.
В соответствии с п. 5 ст. 47 ТКоснованием увольнения является неподписание работником, являющимся ГДЛ, письменного обязательства, предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией.
Согласно п. 51 ст. 47 ТКнарушение работником, являющимся ГДЛ, письменного обязательства, предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения также отнесено к основаниям увольнения.
Кроме того, при подписании письменного обязательства ГДЛ предупреждается о правовых последствиях неисполнения такого обязательства. Так, если ГДЛ подписало, но нарушило письменное обязательство, то оно подлежит освобождению от занимаемой должности и привлечению к иным видам ответственности в порядке, установленном законодательными актами.
Также вы можете ознакомиться с примерной формой обязательства ГДЛ для организации здравоохранения.