В практике неонатологов, педиатров, реаниматологов встречаются случаи, когда несовершеннолетнему пациенту требуется сложное медицинское вмешательство (например, переливание крови) в рамках оказания экстренной либо неотложной медицинской помощи, а законные представители данного пациента отказываются от такой помощи, ссылаясь на нормы ст. 41 и 45 Закона о здравоохранении. Особо остро данная проблема стоит в отношении неблагополучных семей.
Напомним, законными представителями в отношении несовершеннолетних являются родители, усыновители, а в случае их отсутствия или лишения родительских прав — попечители или опекуны (абз. 2 ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении).
Как в таких случаях должен поступать медицинский работник и администрация организации здравоохранения?
Законодательством не предусмотрено прямых указаний относительно действий врача или организации здравоохранения в случае, если отказ законных представителей является немотивированным и явно может повлечь неблагоприятные последствия для ребенка.
В Законе о здравоохранении говорится лишь об оформлении отказа, чего явно недостаточно для защиты интересов несовершеннолетнего.
В связи с этим обратимся также к другим актам законодательства и письму Минздрава от 05.11.2010 № 02-1-06/3589 «О некоторых вопросах оказания медицинской помощи детскому населению» (далее — Письмо). Конечной целью разъяснений, приведенных в Письме, является оказание несовершеннолетнему необходимой медицинской помощи в порядке, установленном Законом о здравоохранении.
Следует обратить внимание на то, что должны быть четко определены показания для сложного медицинского вмешательства, которые указывают на то, что несовершеннолетний находится в опасном для жизни и (или) здоровья состоянии.
Таким образом, при отказе законных представителей несовершеннолетнего от сложного медицинского вмешательства необходимо следовать нижеприведенному алгоритму.
Алгоритм действий при отказе законных представителей от сложного медицинского вмешательства
Шаг 1. Разъяснение последствий отказа
Лечащий врач должен в доступной форме разъяснить законным представителям возможные последствия отказа (ч. 2 ст. 45 Закона о здравоохранении).
Рекомендуем все возможные последствия отказа в конкретном случае отразить в медицинской документации. Также целесообразно сделать отметку о том, что указанные последствия законному представителю разъяснены, и засвидетельствовать эту запись подписью законного представителя (если возможно).
Если несовершеннолетнему пациенту действительно требуется сложное медицинское вмешательство, особенно когда ситуация не терпит отлагательств, рекомендуем разъяснить законному представителю не только медицинские последствия отказа, но также последствия в виде возможного привлечения к уголовной ответственности и отобрания ребенка органами опеки и попечительства.
Справочно: орган опеки и попечительства в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка вправе принимать решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Шаг 2. Оформление отказа
Отказ законного представителя от оказания медицинской помощи, в т. ч. медицинского вмешательства, лечащий врач оформляет записью в медицинских документах. Под этой записью ставится подпись законного представителя и лечащего врача (ч. 3 ст. 45 Закона о здравоохранении). В случае отказа законного представителя поставить свою подпись лечащий врач делает об этом отметку в медицинском документе.
Шаг 3. Информирование руководства
О факте отказа законного представителя от проведения сложного медицинского вмешательства несовершеннолетнему лечащий врач безотлагательно информирует руководство организации здравоохранения.
Шаг 4. Информирование комиссии по делам несовершеннолетних
При наличии письменного отказа законных представителей от проведения сложного медицинского вмешательства несовершеннолетнему, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии, администрация организации здравоохранения обязана немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (орган опеки и попечительства, органы внутренних дел) для принятия последующих решений.
При этом следует проинформировать законных представителей несовершеннолетнего пациента под роспись в медицинской документации о направлении сведений о существующей непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего в органы опеки и попечительства.
Шаг 5. Передача информации в госорганы
Руководитель организации здравоохранения информирует о случае отказа родителей от проведения сложного медицинского вмешательства ребенку и принятых мерах начальника управления здравоохранения облисполкома (председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома) с целью доведения сведений до других государственных органов областного (городского) уровня, уполномоченных законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей.
Шаг 6. Проведение консилиума
Далее необходимо провести врачебный консилиум. Согласно п. 8 Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов) (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2008 № 224) (далее — Инструкция) одним из оснований для проведения врачебного консилиума является отказ пациента от оказания медицинской помощи, что определяет обязательность проведения консилиума в случае отказа от оказания медицинской помощи несовершеннолетнему его законных представителей.
Заключение врачебной консультации (консилиума) вносится в медицинские документы пациента и включает в себя:
- дату и время проведения врачебной консультации (консилиума);
- сведения о специалисте организации с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), специальности, занимаемой должности, при наличии — квалификационной категории, ученого звания, ученой степени;
- установленный диагноз;
- результаты медицинского осмотра пациента;
- результаты дополнительных исследований, подтверждающих диагноз;
- транспортабельность и способ транспортировки (эвакуации) при необходимости перевода пациента в другую организацию;
- рекомендации по оказанию медицинской помощи (п. 22 Инструкции).
Справочно: проведение консилиума в случае отказа пациента от оказания медицинской помощи обязательно не только относительно обозначенной ситуации с несовершеннолетними пациентами. Врачебную консультацию необходимо проводить и во всех иных случаях.
Шаг 7. Передача информации в прокуратуру
Необходимо сообщить о факте отказа законных представителей от срочного сложного медицинского вмешательства в правоохранительные органы, в частности в прокуратуру. Письмом такая обязанность организации здравоохранения не предусмотрена. Однако необходимость в этих действиях связана с нормой, указанной в ст. 159 УК. Данной статьей предусмотрена уголовная ответственность за оставление в опасности.
Согласно ч. 2 ст. 159 УК преступлением будет являться заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться.
В данном случае преступление признается оконченным с момента оставления потерпевшего без помощи. То есть можно говорить о том, что как только законные представители ребенка отказались от срочного сложного медицинского вмешательства, имеет место состав преступления. При этом законные представители осознают, что, имея возможность оказать ребенку помощь, они оставляют его в опасном для жизни и (или) здоровья состоянии, и желают бездействовать таким образом.
Другие статьи автора — посмотреть