В настоящее время вопросы проведения закупок за счет собственных средств (далее — закупки) регулирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229). Оно распространяет свое действие на организации здравоохранения, имущество которых находится в республиканской собственности. Организации здравоохранения, имущество которых находится в коммунальной собственности, должны руководствоваться решениями местных Советов депутатов, принятыми на основании постановления № 229.
Мониторинг практики проведения процедур закупок за счет собственных средств показал, что законодательство в данной сфере регулирует лишь общие аспекты проведения закупок. При этом в различных районах республики даже эти общие аспекты отличаются. Более того, каждая организация устанавливает особенности проведения закупок, характерные только для нее, что приводит к разрозненности подходов в осуществлении закупок, ведет к созданию неравных условий для потенциальных участников.
В связи с этим Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) подготовило проект Указа Президента Республики Беларусь «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — проект Указа), который предлагает закрепление общего и единого для всех организаций порядка проведения процедур закупок без необходимости принятия местными Советами депутатов решений, регламентирующих порядок осуществления закупок на местном уровне.
Также в отличие от постановления № 229 проект Указа не предусматривает возможности определения соответствующими государственными органами и организациями особенностей осуществления закупок для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций.
На какие организации здравоохранения распространяется проект Указа?
Применительно к сфере здравоохранения проект Указа распространяет свое действие на бюджетные организации здравоохранения, иные организации здравоохранения, имущество которых находится в государственной собственности, а также на организации здравоохранения, включая санатории, созданные в форме хозяйственных обществ (АО, ООО, ОДО), если в их уставных фондах более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или административно-территориальной единице, или организациям, имущество которых находится в государственной собственности.
Что следует понимать под закупкой за счет собственных средств?
Проект Указа, в отличие от постановления № 229, приводит определение понятий «закупка за счет собственных средств» и «собственные средства».
Закупка за счет собственных средств — приобретение заказчиком товаров (работ, услуг), а также заключение договора аренды имущества, если иное не установлено законодательными актами, для собственного производства и (или) потребления.
Собственные средства — средства, полученные заказчиком от приносящей доходы деятельности, средства целевого назначения, кредитные (заемные) средства, а также средства внебюджетных централизованных инвестиционных фондов.
Таким образом, проект Указа определяет не только субъектов, на которых распространяется проект Указа, но и четкие условия, при которых эти субъекты обязаны им руководствоваться.
На какие случаи закупок проект Указа не распространяется?
Проект Указа, как и постановление № 229, определяет перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых не распространяется его действие.
В отличие от постановления № 229 проект Указа не распространяет свое действие, в частности, на закупки товаров (работ, услуг):
- на сумму до 300 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки. Согласно постановлению № 299 это пороговое значение составляет 1000 базовых величин;
- за счет безвозмездной (спонсорской) помощи при условии, что договором о ее предоставлении предусматриваются специальные требования к порядку закупки и (или) выбору поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- при устранении и (или) ликвидации аварийных ситуаций.
При этом, как и постановление № 229, проект Указа не распространяет свое действие на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.
Какие процедуры закупок за счет собственных средств необходимо будет применять?
В настоящее время постановление № 229 не устанавливает исчерпывающего перечня видов процедур закупок, указывая лишь на то, что организации осуществляют закупки с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.
Проект Указа закрепляет исчерпывающий перечень процедур закупок, разделяя их на конкурентные (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений и процедура запроса предложений) и неконкурентные (процедура закупки из одного источника), а также приводит определения каждой из конкурентных процедур закупок.
Как и постановление № 229, проект Указа предусматривает, что виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением заказчиком закупок, будут определяться в самостоятельно разрабатываемом заказчиком порядке (например, Положении).
Устанавливается электронный порядок проведения процедур закупок
Проект Указа устанавливает, что при проведении конкурентных процедур закупок документы, представляемые заказчиком для подготовки предложения, включающие приглашение, а также предложения участников, протоколы заседаний комиссии размещаются в форме электронных документов на электронной торговой площадке. При этом документы и сведения, размещаемые в форме электронного документа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (организатора), участника.
Определены требования к работе комиссии, созданной для проведения закупки
Проект Указа определяет, что создание комиссии обязательно только для организации и проведения открытого конкурса и электронного аукциона. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры запроса ценовых предложений, процедуры запроса предложений и процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) определяет самостоятельно.
Кроме того, проект Указа устанавливает требования к составу комиссии (в нее должны входить не менее пяти человек), а также к порядку принятия комиссией решений.
Требования к проведению процедуры закупки из одного источника
В настоящее время постановление № 229 определяет только случаи проведения процедуры закупки данного вида, и в проекте Указа они определены аналогичным образом. Однако согласно последнему обязательным требованием при проведении такой процедуры будет являться ее проведение на основании результатов изучения конъюнктуры рынка, в т. ч. информации о производителях или их сбытовых организациях (официальных торговых представителях), включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляет Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.
Заключение
Проект Указа направлен на унификацию и конкретизацию законодательства о закупках за счет собственных средств, что будет способствовать установлению единообразного порядка проведения процедур закупок в локальных актах организаций-заказчиков. После принятия проекта Указа организации здравоохранения, как заказчику, предстоит привести свой порядок осуществления закупок в соответствии с ним.