Дебиторская задолженность: мероприятия по управлению и взысканию

Поможет: определиться с выбором мероприятий по управлению и взысканию дебиторской задолженности.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

Пархимович Ольга

юрисконсульт 2-й категории юридического отдела ГУ «Респуб­ликанский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова»

283 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В прошлом номере журнала мы рассмотрели общие вопросы дебиторской задолженности и обозначили основные этапы работы, направленной на недопущение образования у организации здравоохранения (далее — ОЗ) просроченных долгов. В продолжение темы остановимся более подробно на мероприятиях, позволяющих минимизировать причины, приводящие к возникновению дебиторской задолженности, а также результативно управлять ею.

Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью

Упорядочить работу с дебиторами поможет разработанное в ОЗ положение о договорной и претензионно-­исковой работе (далее — Положение).

В Положении целесообразно установить порядок осуществления договорной и претензионно-­исковой работы, в частности:

  • порядок и сроки прохождения документов, связанных с заключением, исполнением, изменением и расторжением договоров;
  • распределение функций между структурными подразделениями, должностными лицами, ответственными за заключение договоров;
  • порядок согласования (визирования) договоров специалистами ОЗ;
  • анализ хода и итогов заключения договоров;
  • мероприятия, обеспечивающие выполнение договоров.

Кроме того, в целях управления дебиторской задолженностью, в т. ч. просроченной свыше одного года и безнадежной, в ОЗ целесообразно создать комиссию по проверке в порядке внутрихозяйственного контроля, которая будет проводить ежеквартальный анализ наличия дебиторской задолженности для принятия решений по ее погашению.

Мероприятия по взысканию дебиторской задолженности

Рассмотрим возможные мероприятия по взысканию задолженности.

Досудебный порядок взыскания задолженности

Досудебным урегулированием спора принято считать его разрешение сторонами путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований, достижения соглашения по спорным вопросам.

Досудебный порядок урегулирования экономического спора может предусматриваться законодательством или договором (ч. 1 п. 2 ст. 10 ГК).

Принудительный порядок взыскания задолженности

Если контрагент (дебитор) отказался добровольно погашать образовавшуюся задолженность в рамках досудебного порядка разрешения экономического спора, есть несколько вариантов ее взыскания: в порядке искового производства, приказного производства, путем совершения исполнительной надписи.

1. Исковое заявление (далее — иск) — это одна из форм обращения в суд, рассматривающий экономические дела, по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений (абз. 2 ч. 1 ст. 7 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, далее — ХПК). Суд рассматривает иски в порядке искового производства (гл. 18–22 ХПК).

Подать иск в экономический суд можно в том случае, когда имеется спор о праве — должник оспаривает требование кредитора (ОЗ). При этом необходимо учитывать, что для защиты судом нарушенного права действует срок исковой давности, т. е. срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 196 ГК).

Справочно: иск направляется в экономический суд области (г. Минска) по месту нахождения (жительства) ответчика. Если спор касается обособленного подразделения организации, иск можно подать по месту его нахождения (ч. 1 ст. 48, чч. 1 и 2 ст. 49 ХПК).

2. Приказное производство — самостоятельный упрощенный вид судопроизводства в экономическом суде первой инстанции. Предполагает вынесение определения о судебном приказе по заявлению взыскателя без разбирательства и вызова сторон (ч. 1 ст. 220 ХПК, п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства»). Рассмотрение без вызова сторон позволяет сэкономить рабочее время и избежать возможных дополнительных затрат на юридическую помощь по представлению интересов в суде.

Срок рассмотрения требований взыскателя в приказном производстве — 20 рабочих дней (в исковом производстве — 2 месяца). При этом гл. 24 ХПК не предусматривает приостановления приказного производства (ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 175 ХПК).

Государственная пошлина в приказном производстве составляет от 2 до 7 БВ, в исковом за рассмотрение имущественных требований — от 25 БВ (п. 5, подп. 1.1.1 п. 1 приложения 15 к НК).

В приказном производстве исполнительный документ выдается сразу в виде определения о судебном приказе, вступающего в силу с момента вынесения. Это позволяет сразу предъявить его к принудительному исполнению (чч. 1 и 4 ст. 220 ХПК, абз. 3 ч. 1 ст. 10 Закона Рес­публики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», в ред. от 17.07.2023). В исковом производстве решение суда вступает в силу по истечении 15 рабочих дней со дня принятия, апелляционное обжалование продлевает этот срок (ч. 1 ст. 204 ХПК).

Преимущество приказного производства перед исковым выражается также в невозможности уменьшения судом пени в порядке ст. 314 ГК и процентов за пользование чужими денежными средствами по п. 4 ст. 366 ГК.

Вместе с тем в приказном производстве существует возможность ознакомиться с возражениями должника и понять целесообразность подачи искового заявления.

Следует учитывать, что в порядке приказного производства не подлежат рассмотрению требования:

  • об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества;
  • об исполнении гарантийного обязательства (за исключением банковской гарантии);
  • об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга (за исключением случаев письменного признания должником задолженности);
  • взыскание по которым в соответствии с законодательными актами осуществляется путем совершения нотариусом исполнительной надписи (ч. 3 ст. 220 ХПК).

3. Исполнительная надпись позволяет без суда взыскать бесспорную задолженность. Но все же такая возможность существует не по всем требованиям, к тому же для совершения исполнительной надписи надо придерживаться определенных условий (ст. 106 Закона Рес­публики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в ред. от 05.01.2024, далее — Закон о нотариате).

Получить исполнительную надпись можно лишь по денежным требованиям (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» , в ред. от 28.10.2021). При этом по одним видам требований можно взыскать задолженность и неустойку (штраф, пеня), по другим — только задолженность.

Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.2024 № 418 «О перечнях документов по вопросам совершения исполнительных надписей».

При взыскании задолженности с помощью совершения исполнительной надписи соблюдение обязательного претензионного порядка не требуется, однако в некоторых случаях требуется письменное извещение (предупреждение) должника о необходимости погасить долг и намерении обратиться за совершением исполнительной надписи.

При отсутствии полного комплекта документов, который нужно представить по конкретному виду требования, нотариус исполнительную надпись не совершит (абз. 6 п. 1 ст. 71 Закона о нотариате). Вместе с тем, как вариант, можно обратиться за взысканием задолженности в экономический суд в порядке приказного или искового производства.

Спрвочно: в бухгалтерском учете:
• бюджетных организаций факт наличия дебиторской задолженности отражается по счету 17 (субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами») Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций (утв. постановлением Министерства финансов Рес­публики Беларусь от 22.04.2010 № 50);
• иных организаций (за исключением банков и небанковских кредитно-­финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»), — по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76.3) Типового плана счетов бухгалтерского учета (утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Заключение

Реализация рассмотренного в настоящей статье комплекса мер позволит минимизировать причины, приводящие к возникновению дебиторской задолженности, а также результативно управлять ею.

Также вы можете ознакомиться с образцами приказа о создании комиссии по проверке в порядке внутрихозяйственного контроля, положения о такой комиссии.

283 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

С 1 ноября увеличен бюджет прожиточного минимума

С 1 ноября 2024 г. изменились размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 46

Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам при принятии их на работу в санаторно-курортную организацию и в процессе трудово...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1920
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок