Характеристика для ознакомления: законно ли требование работника или соискателя?

На практике соискатель на определенную должность может запросить у потенциального нанимателя характеристику с предыдущего места работы для ознакомления. Но правомерно ли данное требование? Как в таком случае поступить организации здраво­охранения? Давайте разбираться.

Самосейко Владимир

юрист, магистр права

1981 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обязанность запрашивать характеристику для приема на работу в государственные организации, в т. ч. организации здравоохранения, а также фактическая зависимость приема на работу от ее содержания сделали характеристику важным для многих граждан документом.

Справочно: многочисленные отказы в приеме на работу в связи с негативным содержанием характеристики, в т. ч. при описании моральных качеств работников, активизировали запросы таких работников о предоставлении им копий характеристик.

Граждане стали обращаться как к нанимателям, которые отказали им в приеме на работу и у которых хранятся характеристики, так и к бывшим нанимателям, которые выдали такие характеристики. Как правило, цель таких запросов — это обращение в суд за защитой чести и достоинства (ст. 153 ГК) либо обжалованием отказа в приеме на работу (ч. 3 ст. 16 ТК).

На практике наниматели в большинстве случаев отказывают в предоставлении копии характеристики. Но правомерно ли это?

Как разъясняет ситуацию Минтруд

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруд) дополнило свои Разъяснения по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (см. clck.ru/h32NE) двумя вопросами-­ответами по данной теме.

Существует ли обязанность выдачи характеристики в рамках ТК?

Вопрос о том, существует ли обязанность нанимателя в рамках ст. 51 ТК выдавать характеристику по просьбе работника, в т. ч. уволенного, Минтруд разъясняет следующим образом.

Согласно ст. 51 ТК наниматель обязан не позднее чем в пятидневный срок по просьбе работника, в т. ч. уволенного, выдать справку с указанием квалификации, должности служащего (профессии рабочего), времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством.

Справочно: справки о месте работы, службы и занимаемой должности, о периоде работы, службы, о размере заработной платы (денежном довольствии) выдаются в порядке совершения административной процедуры в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (в ред. от 09.01.2017).

Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», в ред. от 12.10.2021), установлено, что данные справки выдаются организацией по месту работы, службы.

К другим документам, предусмотренным законодательством, которые наниматель обязан выдать работнику в период работы и после увольнения, относятся:

  • один экземпляр трудового договора (контракта), дополнительного соглашения — непосредственного после его подписания (ст. 18 ТК);
  • трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке, дубликат трудовой книжки) — в случаях и порядке, предусмотренных Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда от 16.06.2014 № 40, в ред. от 10.01.2020, далее — Инструкция);
  • один экземпляр договора о полной материальной ответственности (по аналогии с трудовыми договорами, контрактами);
  • сведения, переданные в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для занесения в индивидуальный лицевой счет (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», в ред. от 10.12.2020);
  • копия приказа об увольнении — при обжаловании увольнения в суд;
  • документ, подтверждающий работу по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству) (п. 14 Инструкции), и др.

Как видим, прямой обязанности выдать характеристику работнику в ст. 51 ТКне предусмотрено.

Установлена ли обязанность иными законодательными актами?

На вопрос о том, установлена ли обязанность нанимателя выдать работнику, в т. ч. уволенному, копию характеристики, направленную по запросу государственной организации, Минтруд поясняет следующее.

Юридическим лицам при выдаче документов гражданам следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» (в ред. от 03.04.2017, далее — постановление № 1256).

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления № 1256 юридические лица всех форм собственности, если иное не предусмотрено актами законодательства, выдают копии исходящих от них документов обратившимся к ним гражданам, в т. ч. индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам или их представителям, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц.

Это важно
Исключением в данном случае являются копии исходящих документов, относящихся к переписке государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

В то же время постановлением № 1256не предусмотрена обязанность юридических лиц (нанимателей) выдавать гражданам (работникам, в т. ч. уволенным) локальные правовые акты организации, а также иные внутренние документы, которые ведутся (оформляются) организациями в соответствии с законодательством (например, приказы, личные дела, табели использования рабочего времени, лицевые счета и т. п.).

Таким образом, если работник обратился к нанимателю с просьбой выдать документ или предоставить сведения, не предусмотренные законодательством, наниматель вправе отказать в предоставлении этого документа или сведений.

Проблематика вопроса

Согласно ч. 4 п. 9 Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утв. постановлением Минтруда от 05.04.2000 № 46, в ред. от 26.07.2021) работник вправе предоставить нанимателю рекомендательное письмо и другие документы, характеризующие его как работника у предыдущего (предыдущих) нанимателя (нанимателей).

Справочно: получается, что работник может предоставить и характеристику, ведь такой документ также характеризует его как работника у предыдущего (предыдущих) нанимателя (нанимателей).
Но в этом случае характеристика оформляется в произвольной форме, точнее, бывший наниматель не обязан оформлять ее по форме, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики» (далее — постановление № 585).

Минтруд, в свою очередь, не отвечает напрямую на вопрос, существует ли обязанность предоставлять характеристику с учетом ст. 51 ТК, а лишь перечисляет виды документов о труде, предоставление которых предусмотрено законодательством.

Мнение автора
Можно отметить не совсем удачную формулировку ст. 51 ТК, т. к. из содержания статьи не совсем ясно, о каких именно документах о работе, предусмотренных законодательством, идет речь, точнее, что такое документы о работе.

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

В разъяснениях Минтруд в контексте выдачи копии характеристики, которая запрашивается на работника в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кад­рам и работникам организаций» (в ред. от 12.10.2021), анализирует постановление № 1256, указывая, что наниматель не обязан выдавать копию, если это не предусмотрено законодательством.

Мнение автора
В данном случае возникает вопрос, с какой целью запрашивается копия характеристики: для оспаривания отказа в приеме на работу либо же это просто запрос в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (в ред. от 17.07.2020, далее — Закон об обращениях)?
Как быть, если гражданину нужна копия характеристики, чтобы понять, были ли в ней сведения, порочащие его честь и достоинство, т. е. для обращения в суд с иском по ст. 153 ГК? Как гражданин может удостовериться, что действительно в характеристике содержатся такие сведения?

В п. 1 ст. 2 Закона об обращениях установлено, что его действие распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в т. ч. поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-­процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Руководителю на заметку
Выдачу документов по инициативе работника, в т. ч. бывшего, в данном случае регламентирует ст. 51 ТК, при этом отказ в выдаче документов, предусмотренных ст. 51, может быть обжалован работником в судебном порядке.

Вопрос в данном случае заключается лишь в том, является ли характеристика установленной постановлением № 585 формы документом в значении, предусмотренном ст. 51 ТК? Если исходить из разъяснений Минтруда, то характеристика таковой не является.

Характеристика и персональные данные

На ситуацию можно посмотреть и с точки зрения ст. 11 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных», особенно на фоне последних разъяснений НЦЗПД.

Согласно указанной норме субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:

  • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) и место нахождения (адрес места жительства (места пребывания)) оператора;
  • подтверждение факта обработки персональных данных оператором (уполномоченным лицом);
  • его персональные данные и источник их получения;
  • правовые основания и цели обработки персональных данных;
  • срок, на который дано его согласие;
  • наименование и место нахождения уполномоченного лица, которое является государственным органом, юридическим лицом Республики Беларусь, иной организацией, если обработка персональных данных поручена такому лицу;
  • иную информацию, предусмотренную законодательством.

Это важно
Для получения указанной информации субъект персональных данных подает оператору заявление в соответствии со ст. 14 Закона о защите персональных данных. При этом субъект персональных данных не должен обосновывать свой интерес к запрашиваемой информации.

9 июня 2022 г. НЦЗПД изменил и дополнил свои Рекомендации об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью, затронув вопросы, посвященные видео­наблюдению.

Как указывает НЦЗПД, при организации системы видеонаблюдения субъект персональных данных имеет право на допуск к материальным носителям, содержащим персональные данные.

Мнение автора
В данном случае можно провести некоторую аналогию, и тогда получается, что гражданин будет иметь право если не на копию характеристики, то хотя бы на ознакомление с ее содержанием.
Кроме того, ознакомление со сведениями, содержащимися в характеристике, может быть необходимо гражданину для оценки того, нарушены ли его права, или контроля за передачей своих персональных данных.
Однако стоит отметить, что это только один из возможных вариантов, и разъяснений по данному вопросу в настоящее время нет, за исключением разъяснений Минтруда.

1981 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок