Вопрос 3. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о государственных закупках если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, <…>, заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству, тариф на работы или услуги. При этом оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется по тарифу с учетом объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.
Каким образом в таких случаях необходимо сравнивать предложения подрядчиков (исполнителей):
- только исходя из предложенного ими тарифа на работы (услуги), выбирая наименьший, и не учитывая стоимость предлагаемых ими запасных частей?
- только исходя из общей стоимости запасных частей, предлагаемой участниками, не учитывая предлагаемый ими тариф на работы (услуги)?
Ответ МАРТ. При осуществлении государственной закупки в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о государственных закупках, учитывая, что оплата осуществляется по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, полагаем необходимым сравнение предложений участников осуществлять исходя из совокупной стоимости тарифа на работы (услуги) и цены каждой из предполагаемых запасных частей.
Комментарий М. Бенсмана. Одно из правил, предусмотренных п. 4 ст. 21 Закона о государственных закупках, которым организация здравоохранения как заказчик должна руководствоваться при описании предмета государственной закупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, состоит в следующем.
Если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки, а также других услуг в случае их определения Советом Министров Республики Беларусь, заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству, тариф на работы или услуги.
При этом в договоре (проекте договора) должно быть указано, что оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется в размере, не превышающем ориентировочную стоимость предмета государственной закупки:
- по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги;
- по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора.
Если рассматривать работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств (далее — оборудование), как наиболее актуальный для учреждений здравоохранения предмет государственной закупки, то заказчик должен сначала определить ориентировочную стоимость предмета закупки в соответствии с постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» и включить такую закупку в годовой план государственных закупок, оформляемый согласно постановлению МАРТ от 22.07.2019 № 61.
До определения ориентировочной стоимости закупки заказчику необходимо определить, какие услуги, работы, запасные части потребуются, учитывая имеющееся и планируемое к закупке в текущем периоде оборудование, исходя из периодичности и объема регламентных работ по техническому обслуживанию, предусмотренных технической документацией производителя оборудования, а также технического состояния оборудования, графика планово-предупредительных ремонтов, опыта эксплуатации оборудования за прошедший период.
Кроме того, заказчику необходимо определить и указать в документах, предоставляемых участникам для подготовки предложений, порядок формирования цены предложения (п. 1. ст. 32, п. 1. ст. 39, п. 1. ст. 46 Закона о государственных закупках).
Учитывая ответ МАРТ о необходимости сравнения предложений исходя из совокупной стоимости тарифа на работы (услуги) и цены каждой из предполагаемых запасных частей, возникает вопрос: каким образом заказчик должен определить порядок формирования цены таких предложений?
Опираясь на ответ МАРТ, можно предположить, что ценой предложения участника должна являться общая стоимость всех запасных частей, указанных заказчиком, суммированная с общей стоимостью всех работ, подразумевающих использование всех таких запасных частей, рассчитанной исходя из предложенного участником тарифа.
Однако данное предположение не бесспорно, поскольку такой способ расчета цены предложения не учитывает те случаи ремонта техники, когда он осуществляется без использования запасных частей, а также случаи, когда необходимо выполнить ремонт с использованием запасных частей, не указанных в договоре.
Хотелось бы получить от представителей МАРТ более подробное разъяснение того, каким образом на практике должна применяться норма абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о государственных закупках.
Вопрос 4. В соответствии со ст. 5 Закона о государственных закупках и подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 преференциальная поправка применяется к товарам (работам, услугам), происходящим из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Означает ли это, что при осуществлении государственных закупок национальный режим и преференциальная поправка применяется только к товарам (работам, услугам), происходящим из стран — участников международного договора? Или они применяются также к товарам (работам, услугам), происходящим из других стран, с которыми имеются соглашения о применении национального режима (например, стран, перечисленных в подп. 2.16 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановаление № 229))?
Ответ МАРТ. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 5 Закона о государственных закупках, если иное не установлено законодательными актами, при осуществлении государственных закупок национальный режим применяется к товарам (работам, услугам) иностранного происхождения и поставщикам (подрядчикам, исполнителям), предлагающим такие товары (работы, услуги), в случае, если аналогичный режим установлен иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги).
Согласно абз. 2 ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере 15 % в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
На основании ст. 88 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС) при осуществлении государственных закупок Республикой Беларусь национальный режим предоставляется товарам (работам, услугам), происходящим из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, и участникам, предлагающим такие товары (работы, услуги).
Иных международных договоров, предусматривающих предоставление национального режима в сфере государственных закупок, в настоящее время в Республике Беларусь не имеется.
Странам, перечисленным в подп. 2.16 п. 2 постановления № 229, предоставлен национальный режим лишь в сфере закупок за счет собственных средств.
Комментарий М. Бенсмана. В соответствии с п. 1, 3 Договора о ЕАЭС в качестве одного из принципов регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок определен принцип предоставления государствам-членам национального режима в сфере закупок. При этом сами же закупки в этих государствах должны осуществляться согласно приложению № 25 к Договору о ЕАЭС (далее — приложение № 25).
На основании п. 30 приложения № 25 каждое из государств-членов обеспечивает в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов, предлагающих такие товары, работы и услуги, национальный режим в сфере закупок.
В п. 2 приложения № 25 под национальным режимом понимается «режим, предусматривающий, что каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги». При этом страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на таможенной территории ЕАЭС. В настоящее время для целей государственных закупок применяется Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанное в г. Ялте 20 ноября 2009 г.
Важно обратить внимание, что если участник предлагает товар не белорусского производства, то преференциальная поправка в размере 15 % применяется именно к товару, происходящему с территории страны — члена ЕАЭС, а не к участнику, который может быть и нерезидентом страны — члена ЕАЭС.