Порядок ведения воинского учета в соответствии с новой редакцией Положения о воинском учете

В статье рассмотрены ключевые вопросы организации и ведения воинского учета в организациях здравоохранения, санаториях (далее — организации здравоохранения), обязанности руководителя и ответственных за ведение воинского учета работников в связи с принятием новой редакции Положения о воинском учете, вступившей в силу с 08.11.2019.

Небеждин Николай

юрист

2220 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 08.11.2019 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 742, которое изложило в новой редакции Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее — Положение о воинском учете).

Вначале обозначим общие положения, связанные с ведением воинского учета, а затем рассмотрим основные требования по ведению воинского учета организациями здравоохранения в соответствии с новой редакцией Положения о воинском учете.

Общие требования по ведению воинского учета

Общие требования по ведению воинского учета в организациях здравоохранения определены Законом Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон).

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате (обособленном подразделении) по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), — в органах местного управления (далее — органы воинского учета), и, кроме того, в организациях по месту работы (ч. 1 ст. 18 Закона).

Воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные (ч. 1 ст. 11 Закона).

Призывник — это гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку. Приписке к призывным участкам подлежат граждане мужского пола по достижении ими 16-летнего возраста (ст. 1, ч. 1 ст. 14 Закона).

Военнообязанным является гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований. (ст. 1 Закона)

Запас Вооруженных Сил создается из числа граждан, перечисленных в ст. 67 Закона. К ним, в частности, относятся:

  • уволенные с военной службы, службы в резерве в запас Вооруженных Сил;
  • освобожденные от призыва на военную службу, службу в резерве;
  • отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
  • не прошедшие военную службу по достижении ими 27-летнего возраста;
  • признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время;
  • прошедшие альтернативную службу.

Граждане, состоящие в запасе и достигшие предельного возраста состояния в запасе или признанные негодными к военной службе с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и исключаются с воинского учета.

Предельным возрастом состояния военнообязанного в запасе является предельный возраст его состояния в запасе третьего разряда в соответствии со ст. 69 Закона. Согласно этой статье минимальный предельный возраст составляет 50 лет, а максимальный — 65 лет в зависимости от состава запаса. В этой же статье Закона определен предельный возраст для военнообязанных женского пола.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора организация здравоохранения как наниматель обязана потребовать, а гражданин, являющийся призывником или военнообязанным, должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документы воинского учета. При этом призывники обязаны иметь и хранить удостоверение призывника, а военнообязанные — военный билет (ч. 1 ст. 18 Закона). Прием на работу без указанных документов не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК).

Организационные вопросы ведения воинского учета

Каждая организация здравоохранения обязана вести воинский учет лиц мужского пола, принимаемых на основную работу, которые являются призывниками или военнообязанными, т. е. лицами, состоящими на воинском учете, а также военнообязанных женского пола (ч. 1 ст. 9 Закона).

В организации здравоохранения независимо от формы собственности должен быть работник, ответственный за ведение воинского учета. Как и ранее, Положение о воинском учете определяет требования к количеству таких работников, которое зависит от количества граждан, находящихся на воинском учете в организации:

  • от 500 до 2500 граждан — один работник по воинскому учету;
  • от 2500 до 5000 граждан — два работника по воинскому учету;
  • от 5000 до 8000 граждан — три работника по воинскому учету;
  • на каждые последующие 300 граждан — по одному работнику по воинскому учету.

Если в организации на воинском учете числится менее 500 граждан, работа по ведению такого учета может возлагаться на одного из работников в соответствии с законодательством о труде.

Если рассматривать первую группу организаций, то в соответствии с выпуском 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159) (далее — ЕКСД № 1) в штатном расписании организации должна быть предусмотрена должность инспектора по учету и бронированию военнообязанных в необходимом количестве единиц.

В организациях здравоохранения с количеством состоящих на учете граждан менее 500 может быть предусмотрена должность инспектора по учету и бронированию военнообязанных, а если содержание отдельной такой должности не целесообразно, то ответственным назначается либо специалист по кадровой работе, либо работник бухгалтерии.

При этом помимо лица, ответственного за ведение воинского учета постоянно, должно быть определено лицо, которые будет выполнять эти обязанности в период временного отсутствия основного ответственного работника или если должность этого работника окажется вакантной.

В дополнение к этому в должностной инструкции ответственных за ведение воинского учета или в заключенных с ними трудовых договорах (контрактах) должны быть в полном объеме отражены должностные обязанности, предусмотренные в соответствии с ЕКСД № 1 должностью инспектора по учету и бронированию военнообязанных для организаций различных организационно-­правовых форм с учетом норм Положения о воинском учете.

От редакции
Перечень должностных обязанностей инспектора по учету и бронированию военнообязанных вы можете скачать по ссылке.

Ответственные за ведение воинского учета назначаются приказом руководителя организации здравоохранения.

Частью 2 п. 74 Положения о воинском учете на руководителя организации здравоохранения возложена обязанность обеспечить сохранность документов воинского учета, к которым имеют доступ только он и работники по воинскому учету. В предыдущей редакции Положение такой обязанности не содержало.

Справочно: на период временного отсутствия работника по воинскому учету (отпуск, командирование, заболевание и другие причины) документы, необходимые для ведения воинского учета, проверяются комиссией организации здравоохранения и по акту передаются должностному лицу, замещающему этого работника.

Другие обязанности руководителя организации по ведению воинского учета, а также иных ответственных за военно-­учетную работу должностных лиц определены в п. 76 Положения о воинском учете.

К ним относятся:

1. Обязанности при приеме работника на работу (до заключения трудового договора):

  • проверить у призывника удостоверение призывника, а у военнообязанного — военный билет;
  • установить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу, на воинском учете в органе воинского учета по месту его жительства;
  • направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в органы воинского учета по месту их жительства;
  • при приеме граждан на воинский учет проверять подлинность удостоверений призывников, военных билетов, а при обнаружении в этих документах неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов сообщать об этом в соответствующие органы воинского учета;
  • в месячный срок сообщать сведения о приеме на работу граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в органы воинского учета (ч. 1 ст. 9 Закона).

Это важно
Призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после приема их на воинский учет по месту их жительства.

2. Обязанности после приема работника на работу (в процессе трудовой деятельности):

  • при приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета выдать владельцу документа расписку;
  • направлять в месячный срок в органы воинского учета необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять (ч. 1 ст. 9 Закона);
  • заполнять на всех призывников и военнообязанных личные карточки;
  • обеспечить полноту и достоверность воинского учета призывников и военнообязанных, работающих в организации. В новой редакции Положение о воинском учете определило, каким образом обеспечивается полнота и достоверность воинского учета. Полнота достигается посредством постановки на учет всех граждан, подлежащих воинскому учету, и внесения в документы воинского учета необходимых данных о таких гражданах. Достоверность обеспечивается посредством внесения в документы воинского учета точных данных о гражданах, состоящих на воинском учете, и свое­временного их уточнения в связи с произошедшими изменениями (п. 5 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства и др.;
  • в месячный срок письменно сообщать о произошедших изменениях в органы воинского учета;
  • ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах, представлять эти карточки для сверки с учетными данными по требованию органов воинского учета;
  • по требованию органов воинского учета оповещать граждан об их вызове в органы воинского учета (ч. 1 ст. 9 Закона);
  • обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в органы воинского учета;
  • направлять по запросам органов воинского учета сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации;
  • при снятии (исключении) граждан с воинского учета делать соответствующие отметки об этом в личных карточках.

Справочно: документы воинского учета по своему назначению подразделяются на: личные документы граждан; до­кументы основного учета; докумен­ты справочного характера. Как и раньше, в организациях осуществляется персонально-­первичный воинский учет по личным карточкам, из которых составляется картотека. Формы документов воинского учета, порядок их оформления, хранения и учета устанавливаются Министерством обороны (п. 8, 74 Положения о воинском учете).

3. Обязанности после прекращения трудовых отношений с работником:

  • в месячный срок сообщать сведения об увольнении с работы граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в военные комиссариаты (ч. 1 ст. 9 Закона).

В новой редакции Положения о воинском учете уточнено, что личные карточки граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, подлежат изъятию из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными соответствующего органа воинского учета, затем уничтожаются в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

Как и ранее, контроль за ведением воинского учета в организациях возлагается на органы воинского учета.

Подробнее вопросы оформления документов воинского учета урегулированы постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 и утвержденной им Инструкцией о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных. В приложениях к последней определен перечень до­кумен­тов воинского учета военнообязанных, а также формы таких документов. 

От редакции
Пример приказа о назначении ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных вы можете скачать по ссылке.
Пример оформления акта о передаче документов вы можете скачать по ссылке.
Перечень документов воинского учета военнообязанных вы можете скачать по ссылке.
Личная карточка призывника (военнообязанного) вы можете скачать по ссылке.
Приходно-расходная книга по учету бланков строгой отчетности вы можете скачать по ссылке.
Форма расписки в приеме документов воинского учета вы можете скачать по ссылке.
Форма журнала проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных вы можете скачать по ссылке.


2220 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

О результатах мониторинга применения контрактной формы найма в госучреждениях здравоохранения

Главный правовой инспектор труда Татьяна Диско, рассказала о результатах мониторинга применения контрактной формы найма на заседании президиума Республиканского комитета...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 287
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок