Можно ли привлечь к ответственности по ст. 16.8 КоАП самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги?

В статье рассмотрена проблема привлечения к административной ответственности по ст. 16.8 КоАП органами госсаннадзора физических лиц, оказывающих парикмахерские услуги, не относящиеся к предпринимательской деятельности согласно ч. 4 ст. 1 ГК.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

2139 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с абз. 44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК граждане могут оказывать парикмахерские услуги без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и без образования юридического лица (далее — самозанятые лица). Оказание парикмахерских услуг самозанятыми лицами к предпринимательской деятельности не относится.

На практике возникают ситуации, когда в органы госсаннадзора поступают обращения граждан, в которых указывается на неудовлетворительные санитарные условия в помещениях, арендуемых самозанятыми для оказания парикмахерских услуг.

Возникает вопрос: могут ли органы госсаннадзора привлечь самозанятых парикмахеров к административной ответственности на основании ст. 16.8 КоАП за нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов? Суть вопроса именно в наличии требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязательных для самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги, за нарушение которых они могут быть привлечены к ответственности по ст. 16.8 КоАП.

Очевидно, что Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) и в частности подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7, а также общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — ОСЭТ), на самозанятых лиц не распространяются — они распространяются на субъекты хозяйствования, под которыми понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели (абз. 1 п. 1 Декрета № 1).

Специфические санитарно-эпидемиологические требования, в частности специфические санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2020 № 66), также не распространяются на самозанятых лиц, поскольку приняты в развитие ОСЭТ.

Попробуем разобраться, имеются ли нормы законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые обязательны для самозанятых лиц, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых последних можно привлечь к ответственности по ст. 16.8 КоАП.

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы 

Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.02.2009 № 17 утверждены санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских» (далее — СанПиН № 17).

Согласно п. 1 СанПиН № 17 устанавливают санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских. Для целей СанПиН № 17 под парикмахерскими понимаются салоны-парикмахерские, салоны красоты, гримуборные театров, студии телевидения и другие организации, оказывающие услуги парикмахерских.

В соответствии с п. 2 требования СанПиН № 17 обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями (далее — ИП).

Кого следует понимать под физичесикими лицами — работников юридических лиц и ИП, самозанятых лиц либо и тех, и других?

Полагаем, что в п. 2 СанПиН № 17 речь идет о работниках юридических лиц и ИП (и, конечно же, самих ИП), оказывающих парикмахерские услуги. Аргументы в пользу такого утверждения следующие.

В правовой реальности Беларуси нормы о самозанятых лицах впервые появились в Указе Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее — Указ № 337), который в подп. 1.1 п. 1 установил перечень видов деятельности (в т.ч. парикмахерские услуги), не относящихся к предпринимательской деятельности, осуществляемых физическими лицами (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь) самостоятельно. Указ был опубликован 21.09.2017 и в рассматриваемой части вступил в силу через один месяц.

СанПиН № 17 вступил в силу 22.03.2009, приведенные положения п. 1 и 2 присутствовали в СанПиН № 17 уже в исходной редакции. Соответственно, относить к физическим лицам самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги, не было смысла, поскольку такой способ занятости не был на тот момент разрешенным. Кроме того, как мы упоминали, в п. 1 СанПиН № 17 под парикмахерскими понимаются салоны-парикмахерские, салоны красоты, гримуборные театров, студии телевидения и другие организации, оказывающие услуги парикмахерских. То есть самозанятые лица, оказывающие парикмахерские услуги, не входят и в понятие парикмахерских тоже.

В дополнение к изложенному следует упомянуть письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.02.2018 № 7-10/2509, в котором Минздрав разъяснил, что требования, изложенные в СанПиН № 17, не распространяются на физических лиц в рамках Указа № 337. Подпункт 1.1 п. 1 Указа № 337 действовал до 01.08.2018, т.е. до вступления в силу соответствующих изменений, внесенных в ст. 1 ГК Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Таким образом, несмотря на то, что перечень видов деятельности, не являющихся предпринимательской деятельностью, перенесен из Указа № 337 в ст. 1 ГК, приведенный в письме вывод Минздрава не утрачивает своей актуальности.

Вместе с тем в этом же письме Минздрав отметил, что деятельность самозанятых лиц имеет определенное эпидемиологическое значение в части возникновения и передачи различных инфекционных и паразитарных заболеваний. Так, при нарушении целостности кожных покровов и неправильной обработке инструментария существует вероятность заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией и другими заболеваниями, передающимися через кровь или биологические жидкости. Нарушение правил личной гигиены, условий приготовления и хранения продуктов питания, использование некачественной пищевой продукции могут быть причиной возникновения пищевых отравлений. В связи с указанным Минздрав полагает необходимым обратить внимание на основные противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний.

Также согласно письму к общим принципам предупреждения заболеваний при оказании парикмахерских и косметических услуг относятся соблюдение чистоты кожных покровов, использование продезинфицированных и простерилизованных инструментов, одноразовых стерильных салфеток, безопасной парфюмерно-косметической продукции, индивидуального белья, соблюдение личной гигиены, применение средств индивидуальной защиты, использование в случаях пореза 3% перекиси водорода, а также обработка кожи вокруг пореза спиртовой настойкой йода или бриллиантовой зелени.

В то же время упомянутое письмо не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения самозанятыми лицами. Однако полагаем, что приведенные и другие содержащиеся в письме рекомендации можно использовать если не для привлечения самозанятого лица к ответственности, то для проведения разъяснительной и профилактической работы с самозанятым лицом о мерах профилактики возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, которым такое лицо оказывает парикмахерские услуги (и другие услуги, не являющиеся предпринимательской деятельностью).

Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 утверждены санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19» (далее — СанПиН № 217). С 12.04.2020 СанПиН № 217 дополнен гл. 7, установившей для различных субъектов требования по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости инфекцией COVID-19. С 06.11.2020 вступила в силу новая редакция гл. 7 СанПиН № 217 (см. постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.10.2020 № 92).

Анализ положений гл. 7 СанПиН № 217 позволяет сделать вывод о том, что установленные в ней требования также не распространяются на самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги.

Примечательно, что в п. 2 СанПиН № 217, как и в п. 2 СанПиН № 17, указано, что первые обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями. К физическим лицам в данном случае не относятся самозанятые лица по тем же основаниям, которые рассмотрены нами применительно к п. 2 СанПиН № 17.

Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85 утверждены санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов» (далее — СанПиН № 85).

Согласно п. 1 СанПиН № 85 устанавливают требования к условиям труда работающих, общие требования по организации технологических процессов, оборудованию, содержанию и эксплуатации производственных зданий и помещений, вентиляции и микроклимату, водоснабжению и водоотведению, освещению, организации питания, санитарно-бытовому обеспечению и медико-санитарному обслуживанию работающих, организации лабораторного контроля за состоянием условий труда работающих на производственных объектах.

Под производственным объектом понимаются производственные здания, помещения, цеха, участки, которые функционируют в сфере материального производства.

Производственные здания — здания для размещения промышленных производств и обеспечения необходимых условий труда работающих и эксплуатации технологического оборудования.

Производственные помещения — это помещения в производственных и иных зданиях и сооружениях, в которых в течение рабочего дня (рабочей смены) осуществляется трудовая деятельность людей (абз. 2, 3 ,5 п. 2 СанПиН № 85).

Анализ приведенных положений и норм СанПиН № 85, в частности относящихся к производственным помещениям, приводит к выводу о том, что данный СанПиН также не применим к самозанятым лицам, оказывающим парикмахерские услуги, т.к. самозанятые не являются трудящимися (т.е. не выступают работниками по трудовому договору) и помещения, в которых они оказывают парикмахерские услуги, не относятся к числу производственных помещений.

Промежуточный вывод 

Анализ перечня санитарных норм и правил на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов (tnpa.by) позволяет заключить, что иные СанПиН, кроме рассмотренных выше, нецелесообразно анализировать с точки зрения содержания обязательных санитарно-эпидемиологических требований к самозанятым лицам, оказывающим парикмахерские услуги, к самим таким услугам и объектам, на которых они оказываются.

Обязательность тех или иных СанПиН для определенных субъектов, видов деятельности, объектов может еще следовать из ссылок на их обязательное применение, содержащихся в законодательных акта и иных актах законодательства. Поэтому далее проанализируем такие акты.

Законодательные акты и иные акты законодательства

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 

Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санэпидблагополучии) граждане Республики Беларусь в обязаны:

  • соблюдать законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • проводить или участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • выполнять предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
  • заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о санэпидблагополучии и иными актами законодательства.

Как мы уже выяснили, СанПиН, которые устанавливали бы требования к содержанию объектов и выполнению парикмахерских услуг самозанятыми лицами, отсутствуют. В самом Законе о санэпидблагополучии также отсутствуют конкретные требования по данным вопросам.

Законодательство о защите прав потребителей

В гл. 12 Правил бытового обслуживания потребителей (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590) (далее — Правила) определены особые требования к оказанию парикмахерских услуг.

Однако Правила не распространяются на самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги, в силу того, что приняты на основании Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) и термин «исполнитель» применяется в них в значении, определенном в Законе (п. 2 Правил).

Согласно абз. 7 ст. 1 Закона под исполнителем понимается организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю, а также иное физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги в рамках ремесленной деятельности либо оказывающее услуги в сфере агроэкотуризма.

Между тем ради справедливости следует отметить, что на основании п. 1 ст. 11 Закона если законодательством предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, то исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

С учетом Закона одна из обязанностей исполнителя — своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. Информация об услугах должна в обязательном порядке содержать, в частности, указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству услуги (п. 1, подп. 2.3 п. 2 ст. 7 Закона).

Под нормативными документами, устанавливающими требования к качеству услуги, в Законе понимаются технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, другие технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования к качеству услуги (абз. 12 ст. 1 Закона).

Промежуточный вывод 

К самозанятым лицам можно отнести требования ст. 28 Закона о санэпидблагополучии, однако анализ законодательства, затрагивающего вопросы оказания паркмахерских услуг, приводит к выводу о нераспространении его требований на самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги.

Заключение

Сложившуюся ситуацию с регулированием деятельности самозанятых лиц, в частности оказывающих парикмахерские услуги, можно рассматривать с двух позиций:

  • законодатель намеренно не включил таких лиц в сферу действия соответствующего законодательства, создав для них особые условия деятельности;
  • законодательство не было скорректировано с появлением в правовом поле Беларуси самозанятых лиц, тем самым создав пробелы в правовом регулировании деятельности, осуществляемой самозанятыми лицами.

Полагаем, речь идет именно о пробелах в правовом регулировании. Ведь если рассматривать парикмахерские услуги, то их предоставление относится к услугам, представляющим потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (абз. 3 п. 54 перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, установленного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104). Кроме того, по своему содержанию парикмахерские услуги, оказываемые самозанятыми лицами, не отличаются от тех же услуг, выполняемых наемными работниками парикмахерских.

Таким образом, в целях защиты жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами самозанятых лиц, для распространения на последних нормативных правовых актов, содержащих обязательные санитарно-эпидемиологические требования, целесообразно реализовать на законодательном уровне любые из следующих мер:

1. В СанПиН № 17 внести изменения, согласно которым действие данных СанПиН будут распространяться на самозанятых лиц, оказывающих парикмахерские услуги. При этом целесообразно требования к деятельности таких лиц изложить отдельным пунктом. Аналогичным образом поступить и в отношении иных видов деятельности, перечисленных в ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК. Данный вариант, на наш взгляд, наиболее предпочтительный.

2. Внести изменения в Закон о защите прав потребителей, расширив перечень физических лиц, охватываемых термином «исполнитель».

Что касается возможности привлечения самозанятых лиц к ответственности по ст. 16.8 КоАП, то на данный момент это представляется невозможным. Однако в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в частности, граждан, пользующихся услугами самозанятых лиц) полагаем возможным осуществлять разъяснительную профилактическую работу с самозанятыми лицами, в частности с теми, которые оказывают парикмахерские услуги.

2139 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологии

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 18.07.2024 № 121 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологи...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 130
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок