Невыплата заработной платы: правовые последствия для нанимателя

С 11 апреля 2023 г. определен механизм восстановления прав работников при невыплате заработной платы. Что нужно знать о данном механизме нанимателю и какие последствия могут наступить в случае его несоблюдения? Расскажем об этом в статье.

Сбитнева Ольга

заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

534 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2023 № 3 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы» (далее — Указ № 3) определен механизм восстановления прав работников при невыплате (неполной выплате) нанимателем в установленный срок заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся работнику в соответствии с законодательством о труде.

Это важно
Основные положения Указа № 3 вступают в силу с 11 апреля 2023 г.

Указ № 3 наделяет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее — Департамент) полномочиями по вынесению обязательного для исполнения нанимателем требования об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты причитающихся работникам сумм без проведения проверок.

Справочно: в настоящее время Департамент может выдавать требование об устранении нарушений законодательства о труде только по результатам проверок.

Кто может вынести требование

Правом на вынесение требования от имени Департамента наделяются:

  • директор Департамента;
  • заместители директора Департамента;
  • начальники областных, Минского городского управлений, начальники межрайонных отделов областных управлений и их заместители.

Справочно: форма требования утверждается Министерством труда и социальной защиты.

Последствия неисполнения требования

Указом № 3 предусмотрено, что в случае устранения нанимателем нарушений в установленный в требовании срок меры административной ответственности за данные нарушения в отношении его должностных лиц не применяются.

В случае неисполнения требования в установленный срок Департамент не позднее 10 рабочих дней по каждому работнику в отдельности выносит решение о принудительном исполнении требования в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Справочно: форма решения утверждается Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством юстиции.

Решение от имени Департамента вправе выносить директор Департамента, его заместители, начальники областных, Минского городского управлений, начальники межрайонных отделов областных управлений и их заместители.

Что вправе предпринять работник

Решение является исполнительным документом, позволяющим работнику обратиться в органы принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.

Справочно: в соответствии с законодательством исполнительными документами являются исполнительные листы, выданные судами в обеспечение исполнения решения, исполнительные надписи нотариусов о взыскании денежных сумм (задолженности).
В настоящее время работнику необходимо обращаться в суд для вынесения соответствующего решения либо предъявить нотариусу справку о сумме задолженности перед ним для совершения исполнительной надписи. 

О вынесенном решении Департамент уведомляет нанимателя не позднее двух рабочих дней, следующих за днем его вынесения.

Работник (его законный представитель) в течение трех месяцев со дня вынесения решения вправе предъявить решение к исполнению в орган принудительного исполнения по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника, месту нахождения его имущества, месту осуществления должником хозяйственной деятельности, а также по месту, указанному в исполнительном документе.

Это важно
Решение подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

 Что предпринимает судебный исполнитель

Судебным исполнителем на основании заявления работника с приложением решения возбуждается исполнительное производство, при осуществлении которого на любой стадии исполнительного производства могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа:

  • арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц;
  • арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его банковских счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронных денег;
  • опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение;
  • запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;
  • запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;
  • запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;
  • временное ограничение права должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника — юридического лица на выезд из Республики Беларусь;
  • временное ограничение права должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 кВт (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;
  • иные меры.
534 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасность деятельности частной медорганизации (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность посетителей частной медорганизации...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2273
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок