Нововведения в законодательстве о борьбе с коррупцией

С 1 марта 2023 г. вступили в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». В статье мы обратим внимание на основные изменения антикоррупционного законодательства.

Полящук Наталья

начальник отдела государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», магистр юридических наук

842 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Изменения предусматривают корректировку не только самого Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон), но и ГК, ТК и Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Это важно
Изменения не связаны с корректировкой концептуальных положений антикоррупционного законодательства, а прежде всего направлены на оптимизацию взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере профилактики коррупции и повышение эффективности функционирования профилактических антикоррупционных механизмов.

Ряд положений Закона, которые претерпели изменения, заслуживают пристального внимания. Рассмотрим каждое из них.

Изменение терминологии

Статья 1 Закона дополнена определениями ряда терминов, таких как:

  • организационно-распорядительные обязанности;
  • административно-хозяйственные обязанности;
  • лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
  • подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия;
  • протокольное и иное официальное мероприятие.

Виды обязанностей 

Изменениями введены понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

Так, организационно-распорядительные обязанности — это полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные обязанности — это полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Подарки при проведении мероприятий 

Нововведением является определение понятия подарка, полученного при проведении протокольного и иного официального мероприятия. Таким подарком считается имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в т.ч. через иное лицо.

При этом под протокольным и иным официальным мероприятием понимается мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями государственных органов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя государственного органа, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) государственное должностное или приравненное к нему лицо.

Иные дополнения и изменения терминологии

Определено понятие лица, уполномоченного в установленном порядке на совершение юридически значимых действий: это работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.

Справочно: в остальном в терминологию внесены некоторые корректировки. 

Скорректировано, а именно сужено определение свойственников: свойственники — это родители, дети, в т.ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги). Таким образом, из определения исключены дед, бабка, внуки супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица.

Обязательство государственного должностного лица

Скорректированы положения ст. 16 Закона об обязательстве государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, по соблюдению антикоррупционных ограничений.

Так, при назначении государственных должностных лиц необходимо в обязательном порядке оформлять обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренное ст. 16 Закона.

В настоящее время обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, должно содержать не только ограничения, установленные ст. 17‒20 Закона, но и положения, определяющие порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренный ст. 21 Закона.

Это важно
В случае изменения служебного положения, которое повлияло на объем ограничений, установленных Законом, государственное должностное лицо обязано подписать новое обязательство.

Скорректированы подходы к запрету на прием имущества (подарков)

В ст. 17 Закона по-новому сформулирован ряд ограничений, предусмотренных законодательством.

В рамках корректировки Закона было принято решение отказаться от использования оценочного понятия «сувенир» и установить предельную стоимость вручаемого лицу подарка в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей в размере, не превышающем 20 БВ.

 Справочно: до 1 марта 2023 г. стоимость подарка не должна была превышать 5 БВ.

Закон по-прежнему устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц на принятиев связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имуществаили получение другой выгоды в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 17 Закона.

Что не является нарушением ограничений 

С 1 марта 2023 г. не является нарушением ограничений:

  • принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20-кратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;
  • получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;

 Справочно: порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в т.ч. подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, определяется Советом Министров.

  • иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совета Министров.

 Какие запреты остаются

Анализируя особенности принятия имущества (подарков), следует учитывать разъяснение, содержащееся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве (статьи 430, 431 и 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь)» (в ред. от 30.09.2021).

В данном пункте определено, что не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе.

Это важно
Если будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

Таким образом, принимать такого рода подарки в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей запрещено.

Дополнено еще одно ограничение, которое обязаны соблюдать государственные должностные лица, — ограничение по использованию во внеслужебных целях средств финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другого имущества государственного органа (организации) и информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученных при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.

Справочно: в новой редакции этот запрет распространяется на использование указанных средств и имущества как государственной организации, так и организации, в уставном фонде которой 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.Запрет касается использования средств и имущества не только во внеслужебных, но и в любых иных личных целях.

Претерпела изменения и ч. 5 ст. 17 Закона: антикоррупционные требования распространены на супругу (супруга), близких родственников, свойственников государственного должностного или приравненного к нему лица независимо от совместного их проживания и ведения ими общего хозяйства.

Ограничение совместной работы родственников

Расширено ограничение совместной службы (работы) супругов, близких родственников или свойственников на определенных должностях, предусмотренное ст. 18 Закона.

Запрещается совместная работа супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении), организации, в уставном фонде которой 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (обособленном подразделении), на должности:

  • руководителя (его заместителей);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Порядок изъятия незаконно полученного имущества

Усовершенствован порядок изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, оказанных услуг, предусмотренный ст. 40 Закона.

Это важно
Общие подходы к правовому регулированию изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ (оказанных услуг) концептуально не изменились.

В качестве основания для такого изъятия (взыскания) установлен факт предоставления денежных средств или иного имущества государственному должностному или приравненному к нему лицу исключительно в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятия им таких средств или имущества в результате совершения коррупционного правонарушения.

Обязанности руководителей 

Дополнены обязанности руководителей государственных органов и иных организаций по предупреждению и выявлению нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранению последствий нарушений, причин и условий, им способствующих, закрепленные в ст. 43 Закона.

Установленная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополнена обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.

Справочно: согласно ч. 2 ст. 43 Закона руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования, предусмотренные ч. 1 ст. 43 Закона, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Заключение

Учитывая изменения законодательства, руководителям государственных организаций (учреждений) необходимо принять меры по приведению письменных обязательств государственных должностных лиц в соответствие с новыми нормами по состоянию на 1 марта 2023 г., поскольку в кадровых службах должны находиться письменные обязательства государственных должностных лиц в актуальном состоянии.

842 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утвержден новый протокол диагностики и лечения взрослого населения

Министерство здравоохранения утвердило клинический протокол «Диагностика, лечение и профилактика пролежней у пациентов (взрослое население)».
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 265
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок