О новых функциях Министерства здравоохранения Республики Беларусь

В статье рассмотрены дополнения в Положение о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, касающиеся функций Министерства (далее — Минздрав), основная часть которых вступила в силу с 16 июня 2019 г.

Петренко Александр

консультант юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Беларусь

1814 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Положение о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 г. № 1446) (далее — Положение) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2019 г. № 379 «О вопросах Министерства здравоохранения» внесены изменения и дополнения, основная часть которых вступила в силу с 16.06.2019 г.

Включение МРЭК в систему Минздрава

Включение медико-­реабилитационных экспертных комиссий областей (г. Минска) (далее — МРЭК) в систему Мин­здрава связано с созданием системы оценки качества оказания медицинской помощи; закреплением функций оценки качества оказания медицинской помощи за МРЭК; их более тесным взаимодействием с вертикалью оценки качества медицинской помощи, выстраиваемой Республиканским научно-­практическим центром медицинской экспертизы и реабилитации, подчиненным Минздраву; наделением Министра здравоохранения полномочием согласовывать назначение на должность и освобождение от должности главных врачей МРЭК.

Включение МРЭК в систему Минздрава повысит независимость главных врачей МРЭК от местных органов управления и одновременно усилит их ответственность за осуществление возлагаемой на МРЭК функции оценки качества оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз перед Минздравом как республиканским органом государственного управления, осуществляющим функции принятия мер по совершенствованию качества оказания медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, контролю и оценке качества оказания медицинской помощи, определению порядка их осуществления.

Определение порядка дачи согласия на обработку персональных данных пациента

Положение дополнено компетенцией Минздрава определять порядок дачи письменного согласия пациента или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении, на обработку персональных данных пациента и информации, составляющей врачебную тайну, в информационных системах, информационных ресурсах, базах (банках) данных и (или) регистрах (реестрах) в здравоохранении, форму этого согласия и форму отказа пациента или указанных лиц от обработки таких персональных данных и информации.

Полномочия Минздрава в сфере установления гигиенических нормативов и санитарно-­эпидемиологических требований

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлена компетенция Совета Министров Республики Беларусь определять обязательные для соблюдения специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации, в частности, объектов организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, санаторно-­курортных и оздоровительных организаций, источников и систем питьевого водоснабжения; организации и проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий, процедурам их контроля, условиям труда работающих, а также гигиенические нормативы.

В связи с этим исключена компетенция Минздрава утверждать гигиенические нормативы и одновременно закреплено полномочие разрабатывать в пределах своей компетенции гигиенические нормативы, специфические санитарно-­эпидемиологические требования, определение которых отнесено к компетенции Совета Министров.

Определение условий оплаты труда в здравоохранении

В соответствии с п. 8 и 9 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»Положение дополнено компетенцией Минздрава по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством финансов определять:

  • тарифные разряды, перечни стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, их размеры (кроме надбавки за стаж работы в бюджетных организациях) и порядок осуществления таких выплат по должностям медицинских, фармацевтических работников, а также служащих, занятых в здравоохранении и фармацевтической деятельностью, независимо от ведомственной подчиненности бюджетных организаций;
  • перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в систему Минздрава, а также работникам бюджетных организаций, подчиненных местным органам управления, относящихся к области деятельности Минздрава.

Данное дополнение в Положение вступает в силу с 1 января 2020 г.

Определение порядка наблюдения за несовершеннолетними, употребляющими ПАВ, и их лечения

Компетенция Минздрава дополнена полномочием по определению порядка медицинского наблюдения, оказания медицинской помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические либо иные одурманивающие вещества, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво (далее — ПАВ).

Необходимость в данном дополнении связана с тем, что действующая нормативная правовая база в недостаточной степени регулирует порядок выявления несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, и оказания им наркологической помощи.

В связи с этим Минздрав разработает и утвердит порядок медицинского наблюдения, оказания медицинской помощи несовершеннолетним, употребляющим ПАВ. Планируется также утвердить порядок наблюдения несовершеннолетних в контрольной группе, группах профилактического и диспансерного наблюдения и сроки наблюдения в указанных группах.

Нормативное регулирование вопросов оказания наркологической помощи несовершеннолетним будет способствовать улучшению качества организации и оказания такой помощи во всех учреждениях здравоохранения республики, профилактике общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними, потребляющими ПАВ.

Определение порядка реализации товаров медработниками

Положение дополнено компетенцией Минздрава определять порядок розничной реализации товаров медицинскими работниками государственной организации здравоохранения (ее структурного подразделения), расположенной в сельской местности.

В соответствии со ст. 21 Закона о лекарственных средствах в целях обеспечения лекарственными средствами населения сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют аптеки, розничная реализация лекарственных средств может осуществляться медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах (далее — розничная реализация ЛС). При этом в п. 3 Инструкции, определяющей порядок розничной реализация ЛС (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.11.2009 г. № 123), установлено, что при необходимости в договоре, заключенном между государственной организацией здравоохранения и торгово-­производственными республиканскими унитарными предприятиями «Фармация», «Минская Фармация», может быть предусмотрено положение об обеспечении медицинского работника изделиями медицинского назначения, медицинской техникой и другими товарами аптечного ассортимента в целях реализации населению.

Таким образом, медицинский работник наделяется полномочиями на реализацию населению изделий медицинского назначения, отдельных изделий и товаров, включенных в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и используемых для санитарно-­гигиенических и гигиенических целей, в т. ч. для личной гигиены человека (косметические и иные средства для гигиены кожи лица и тела, волос, полости рта или зубов, средства для и после бритья, средства моющие для ванны и душа); средства для ухода и гигиены детей, товары для новорожденных, предметы детского обихода, в т. ч. посуда для детского питания, соски, соски-­пустышки, прорезыватели для зубов, погремушки, ерши для мытья бутылочек и т. д.; детское питание, специализированные продукты (питание для спортсменов, энтеральное питание, в т. ч. для больных фенилкетонурией и т. д., подсластители, минеральные воды (лечебно-­столовые и лечебные), биологически активные добавки к пище (готовые формы); полимерные материалы и изделия из них, контактирующие с пищевыми продуктами.

О порядке закупок, реализации и применения незарегистрированных медицинских товаров

Положение дополнено компетенцией Минздрава определять порядок участия в процедурах государственных закупок, реализации и применения лекарственных средств, медицинских изделий, не зарегистрированных в установленном порядке.

Государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий осуществляются в соответствии с законодательством о государственных закупках. В связи с этим Минздрав наделен правом устанавливать порядок предложения участниками при проведении процедур государственных закупок медицинских изделий, не зарегистрированных в установленном порядке. Это обусловлено ограниченным предложением медицинских изделий и лекарственных средств на рынке Республики Беларусь и необходимостью создания конкурентной среды при проведении государственных закупок.

По общему правилу, предусмотренному ст. 391 Закона о здравоохранении, реализация и медицинское применение медицинских изделий разрешаются после прохождения в установленном порядке государственной регистрации, а также подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов.

В то же время Минздрав вправе выдавать разрешение на реализацию и (или) применение незарегистрированных изделий медицинского назначения и медицинской техники, в т. ч. по истечении срока действия регистрационного удостоверения, а также незарегистрированных лекарственных средств в случаях и порядке, определенных подп. 10.5, 10.28 п. 10 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 г. № 156).

Определение порядка организации диетического питания пациентов

Положение дополнено компетенцией Минздрава определять порядок организации диетического питания пациентов, обучающихся и иных лиц.

Требования к организации диетического питания пациентов государственных организаций здравоохранения определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 января 2003 г. № 2 «Об утверждении норм среднесуточного набора продуктов питания для одного пациента в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь» и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения».

Справочно: в настоящее время Мин­здравом подготовлен проект постановления по вопросам диетического питания, которым планируется заменить указанные выше постановления.

В то же время в организациях и учреждениях, подчиненных Министерству образования, Министерству труда и социальной защиты, Министерству спорта и туризма и других организациях, предоставляющих питание гражданам, также требуется организация диетического питания. С этой целью использование информации о показаниях для назначения диетических рационов поможет организовать правильное питание граждан.

Иные дополнения функций Минздрава

Помимо рассмотренных функций Минздрава, Положение дополнено также следующими:

  • установление номенклатуры товаров, работ и услуг, необходимых для проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, вируса иммунодефицита человека;
  • обеспечение производства, размещения (распространения) социальной рекламы в целях формирования здорового образа жизни, контроля за неинфекционными заболеваниями, предупреждения и профилактики пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья, табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака;
  • осуществление комплексного анализа и маркетинговых исследований фармацевтического рынка, рынка медицинских изделий и запасных частей к ним, анализа практики формирования цен на лекарственные средства, медицинские изделия и запасные части к ним.
1814 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Продолжаем рассказывать о требованиях к санаторно-курортным и оздоровительным организациям

Руководитель. Здравоохранение № 8 (116) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 404
• • •

Институт наставничества в здравоохранении необходимо совершенствовать

Председатель БПРЗ Вячеслав Шило на седьмом пленуме Республиканского комитета отраслевого профсоюза сообщил, что институт наставничества в организациях здравоохранения нео...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 85
• • •

Как организовать инфекционный контроль в стационаре

Для того чтобы предупредить возникновение в больнице инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), следует сработать на опережение. Имеет смысл прово...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1241
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок