Оказание наркологической помощи: особенности и правовое регулирование

Одним из профилей специализированной медицинской помощи населению является наркологическая помощь. Правовое регулирование такой помощи достаточно разнообразно. В настоящей статье мы расскажем об особенностях оказания наркологической помощи в Республике Беларусь и осветим правовую базу, регламентирующую ее отдельные аспекты.

Короткевич Татьяна

заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ психического здоровья, кандидат медицинских наук, доцент

1529 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время основными законодательными актами, которые регламентируют оказание наркологической помощи населению, являются Закон о здравоохранении и Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» (в ред. от 23.11.2019, далее — Закон о психиатрической помощи).

В соответствии с Законом о психиатрической помощи наркологическая помощь является одной из разновидностей психиатрической помощи, включающей в себя медицинскую профилактику, диагностику, лечение психических расстройств (заболеваний), связанных с потреблением психоактивных веществ, и медицинскую реабилитацию пациентов, страдающих синдромом зависимости от психоактивных веществ.

Далее нами будут рассмотрены основные особенности организации наркологической помощи пациентам, закрепленные в правовом поле.

Гарантии и права пациентов

Стоит отметить, что гарантии пациентам в рамках оказания наркологической помощи согласно Закону о здравоохранении, а также Закону о психиатрической помощи достаточно обширны, что в целом противодействует стигматизации граждан, страдающих наркологическими расстройствами.

Данный факт является очень важным, т. к. общество часто относится к таким гражданам негативно, ассоциируя их с полностью деградировавшими социальными элементами, а их заболевание — с отсутствием воли и моральной распущенностью. В сложившихся обстоятельствах правовые гарантии пациентам наркологического профиля позволяют обеспечить адекватные их состоянию возможности и условия для оказания специализированной наркологической помощи.

Исходя из ст. 14 Закона о психиатрической помощипациенты, которые страдают синдромом зависимости от психоактивных веществ, имеют гарантии на оказание:

  • бесплатной наркологической помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов;
  • скорой и (или) плановой наркологической помощи;
  • наркологической помощи в организациях здравоохранения в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения.

Важно
Кроме того, пациентам, страдающим синдромом зависимости от психоактивных веществ, предоставляется гарантия на реабилитацию.

Согласно ст. 41 Закона о здравоохранении и ст. 21 Закона о психиатрической помощи пациентам наркологического профиля гарантируется реализация следующих прав:

  • на получение медицинской помощи;
  • выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
  • участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
  • пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-­эпидемиологическим требованиям;
  • выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии их здоровья;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством;
  • отказ от оказания медицинской помощи и др.

На пациентов наркологического профиля, обратившихся за медицинской помощью, распространяется гарантия соблюдения врачебной тайны.

Справочно: предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только лишь в случаях, определенных ст. 46 Закона о здравоохранении.

Еще одна гарантия для пациентов данного профиля закреплена в ст. 16 Закона о психиатрической помощи. Граждане имеют право на получение анонимной наркологической помощи. Причем анонимная помощь может оказываться в организациях здравоохранения в амбулаторных или стационарных учреждениях, а также на дому согласно Инструкции о порядке и условиях оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи анонимно (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.07.2012 № 111, в ред. от 25.12.2016).

Для обеспечения данной гарантии оказание анонимной наркологической помощи осуществляется без занесения подлинных фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места жительства (места пребывания) пациента в медицинские документы.

Руководителю на заметку
При оказании анонимной медицинской помощи пациенту не выписываются рецепты на лекарственные средства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, т. к. заполнение данных рецептов требует внесения в рецептурный бланк подлинных, а не вымышленных данных пациента.

Порядок оказания помощи

Наркологическая помощь согласно ст. 17 Закона о психиатрической помощи оказывается при условии предварительного согласия пациента. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от оказания наркологической помощи.

В принудительном порядке оказание наркологической помощи осуществляется только по решению суда.

Справочно: речь идет о принудительной госпитализации и лечении лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ и совершивших преступление (ст. 107 УК).

В таких случаях лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании осуществляется в следующем порядке:

  • лица, осужденные к аресту, лишению свободы или пожизненному лишению свободы, проходят лечение по месту отбывания наказания;
  • лица, отбывшие наказание, при необходимости продолжения лечения либо при назначении наказания, не связанного с помещением их в исправительные учреждения закрытого типа, проходят лечение в организации здравоохранения по месту жительства.

Прекращение такого лечения производится судом на основании заключения врачебно-­консультационной комиссии организации здравоохранения, в которой пациент находится на лечении.

Кроме того, в Республике Беларусь функционируют лечебно-­трудовые профилактории (далее — ЛТП), которые входят в структуру органов внутренних дел, куда по решению суда могут быть помещены граждане, совершившие неоднократные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Справочно: цель ЛТП — медико-­социаль­ная реадаптация и принудительная изоляция с обязательным привлечением к труду определенных категорий граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

В последние годы в целях более эффективного воздействия на таких граждан в ряде ЛТП организовано проведение в отношении них лечебно-­реабилитационных мероприятий.

Важно
Направление в ЛТП возможно только по решению суда.

Правовым актом, регламентирующим направление в ЛТП, является Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-3 «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-­трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (в ред. от 19.12.2020), которым закреплена необходимость проведения медицинского освидетельствования перед направлением лица в ЛТП. Целью медицинского освидетельствования является уточнение диагноза наркологического расстройства, имеющегося у гражданина, а также наличия (отсутствия) иных заболеваний и состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для направления его в ЛТП.

Справочно: порядок проведения медицинского освидетельствования лиц, направляемых в ЛТП, установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.05.2020 № 50 «О медицинском освидетельствовании и принудительном обследовании в организациях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь».

Уровни оказания медицинской помощи

В Республике Беларусь выделяют 3 уровня оказания медицинской помощи пациентам наркологического профиля.

1‑й уровень

Это районные, городские учреждения здравоохранения. На данном уровне преимущественно осуществляется выявление пациентов с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ.

Основными задачами оказания помощи пациентам на данном уровне являются своевременное лечение состояния отмены и мотивация на прекращение потребления психоактивных веществ.

Кроме того, осуществляются поддерживающее лечение синдрома зависимости — фармакотерапия и психотерапия, диспансерное наблюдение пациентов, страдающих синдромом зависимости от психоактивных веществ, профилактика развития осложнений заболевания, проводятся профилактические мероприятия, мотивирующие пациентов на формирование здорового образа жизни.

2‑й уровень

Это межрайонные, областные учреждения здравоохранения (в г. Минске — городское). На данном уровне функционируют амбулаторные наркологические отделения (амбулаторные реабилитационные отделения (центры)), а при наличии коечного фонда — и стационарные наркологические отделения, в т. ч. для реабилитации пациентов наркологического профиля.

Оказание наркологической помощи пациентам на данном уровне кроме мероприятий, реализуемых на 1‑м уровне, включает лечение и реабилитацию граждан, страдающих наркологическими расстройствами и проживающих в областных центрах и регионе в целом в амбулаторных и стационарных условиях, консультации с привлечением научных сотрудников профильных кафедр вузов, использование новых методов оказания наркологической помощи, проведение комплексных профилактических мероприятий и др.

3‑й уровень

Это республиканские организации здравоохранения. На данном уровне в государственном учреждении «Республиканский научно-­практический центр психического здоровья» кроме лечения пациентов с состоянием отмены и синдромом зависимости от психоактивных веществ осуществляются:

  • лечение резистентных случаев, коморбидных форм психических расстройств и синдрома зависимости от психоактивных веществ;
  • разработка и апробация новых методов оказания наркологической помощи, в т. ч. реабилитационных программ;
  • реабилитация пациентов наркологического профиля;
  • консультирование пациентов, в т. ч. посредством телемедицинского консультирования, с целью определения тактики их лечения на других уровнях оказания наркологической помощи;
  • координация и методическое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь.

Особенности оказания помощи

Оказание данного рода медицинской помощи осуществляется на основании клинических протоколов.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2012 № 1387 утвержден клинический протокол оказания медицинской помощи пациентам с психическими и поведенческими расстройствами, включая отдельные наркологические заболевания и состояния, вызванные употреблением наркотических средств.

В отдельных случаях по определенным группам наркологических расстройств оказание медицинской помощи осуществляется также путем применения заместительной терапии с использованием опиоидных анальгетиков, что отражено в клиническом протоколе оказания наркологической помощи с использованием опиоидных анальгетиков (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.08.2021 № 101).

Справочно: еще одним правовым актом, регулирующим оказание наркологической помощи, является постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2021 № 98 «О медицинской помощи пациентам с синдромом зависимости от наркотических средств опийной группы».
В данном акте отражены:
– отдельные вопросы оказания медицинской помощи в наркологических организациях и вне наркологических организаций;
– условия для самостоятельного приема опиоидных анальгетиков пациентами;
– оценка результатов оказания медицинской помощи;
– регламент прекращения оказания медицинской помощи и др.

Диспансерное наблюдение

В соответствии с Законом о психиатрической помощи за всеми пациентами с синдромом зависимости от психоактивных веществ устанавливается диспансерное наблюдение.

Группы диспансерного наблюдения, критерии включения в группу, периодичность проведения осмотров пациента, сроки диспансерного наблюдения и другие вопросы регулируются Инструкцией о порядке осуществления диспансерного наблюдения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2017 № 95, в ред. от 19.05.2020).

Профилактические осмотры

Для пациентов, у которых установлено потребление без назначения врача наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ без развития синдрома зависимости, осуществляются ежеквартальные медицинские профилактические осмотры.

Правовая основа проведения данных медицинских осмотров закреплена в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.05.2020 № 57 «О порядке осуществления ежеквартальных медицинских профилактических осмотров».

Реабилитация

В настоящее время в республике реализуется Концепция социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2015 № 803).

Еще одним правовым документом в части проведения реабилитации является приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.08.2019 № 993, который утвердил Инструкцию о порядке медицинской реабилитации пациентов с синдромом зависимости от психоактивных веществ (далее — Инструкция).

В Инструкции отражены:

  • принципы и условия медико-­социаль­ной реабилитации;
  • этапы оказания социальных услуг, содействия в трудоустройстве;
  • критерии эффективности медико-­социальной реабилитации и др.

Реализация порядка реабилитации также предполагает взаимодействие организаций здравоохранения, органов по труду, занятости и социальной защите и территориальных органов внутренних дел в целях создания наиболее оптимальных условий для реадаптации и социализации граждан, страдающих наркологическими расстройствами.

В рамках данного порядка учреждения здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь, осуществляют обязательную выдачу направлений (которые носят наименование «индивидуальная программа социальной реабилитации») для прохождения данной категорией лиц социальной реабилитации в территориальных центрах социального обслуживания населения, а также для обеспечения содействия в их трудоустройстве при участии служб занятости населения системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Важно
Данный порядок взаимодействия определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 14.09.2016 № 105/247/47 (в ред. от 10.01.2019).

Справочно: в 2021 г. утвержден очередной План действий по реализации Концепции социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду, на 2021–2025 годы, которым предусмотрена активизация межведомственного взаимодействия, а также персонифицированный подход к каждому пациенту в целях скорейшей реинтеграции в общество.

Меры выявления и профилактики

В целях своевременного выявления лиц, потребляющих психоактивные вещества, реализуется ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

К таким мероприятиям относятся:

  • осмотр врача — психиатра-­нарколога при проведении обязательных и (или) внеочередных медицинских осмотров работающих;
  • предсменные медицинские осмотры и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и владению оружием и др.

Заключение

В отличие от других видов специализированной медицинской помощи, оказание наркологической помощи требует от врача — психиатра-­нарколога не только знаний в области наркологии, но и умений взаимодействовать с пациентом, имеющим, как правило, сложный социальный анамнез, а также эффективно решать вопросы, касающиеся функционирования пациента, с работниками иных социальных институтов.

Нормативное регулирование вопросов оказания наркологической помощи позволяет обеспечить ее доступность для всех нуждающихся пациентов независимо от места проживания, качество оказания в соответствии с утвержденными стандартами, гарантии для пациентов, страдающих наркологическими расстройствами, в части соблюдения их прав, а также вооружает врачей инструментом для грамотного и компетентного решения вопросов, возникающих в их профессиональной деятельности.

1529 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Профсоюз проводит общественный контроль соблюдения трудовых прав медиков

Главным правовым инспектором труда Минской городской организации БПРЗ Аллой Авдеенковой в рамках осуществления общественного контроля особое внимание уделяется вопросам с...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 78
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок