В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID‑19, и как следствие, снижением спроса на платные медицинские услуги, для частных медицинских организаций как никогда актуальным стал вопрос о поддержании своей финансовой устойчивости за счет консультаций клиентов посредством использования телекоммуникационных технологий (в первую очередь интернета).

Однако поскольку частные медицинские организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии, у руководителей и учредителей этих организаций возник вопрос о правомерности оказания таких услуг в Беларуси. Соответствующие обращения были направлены в Министерство здравоохранения, которое в письме от 29.05.2020 № 3-1-8/8945 обозначило свою позицию по данному вопросу.

Как указано в письме, его подготовка явилась следствием многочисленных обращений в Министерство здравоохранения по вопросам оказания консультационных медицинских услуг по видеосвязи.

Суть ответа министерства заключается в следующем.

В соответствии с Положением о телемедицинском консультировании в Рес­публике Беларусь (утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.10.2017 № 1250) основным потребителем результатов телемедицинского консультирования является лечащий врач пациента. То есть данный формат телемедицины предусматривает консультирование только по схеме «врач — врач».

Далее Министерство здравоохранения ссылается на нормы Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450) о том, что особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством) (далее — особое требование). Осуществление медицинской деятельности в местах, не указанных в лицензии, является грубым нарушением законодательства о лицензировании. А поскольку нормативные правовые акты Министерства здравоохранения об установлении возможности оказания медицинской помощи дистанционно вне указанного в лицензии места осуществления медицинской деятельности отсутствуют, то на данный момент лицензируемая медицинская деятельность может осуществляться только по адресу, указанному в лицензии, и осуществление дистанционных консультаций действующим законодательством о лицензировании не предусмотрено.

Нам не известно содержание обращений заинтересованных организаций в Министерство здравоохранения, поэтому мы не можем оценить полноту ответа министерства. Тем не менее общая суть ясна и во второй части статьи мы позволим себе не согласиться с позицией Минздрава и привести доводы в пользу того, что изложенные Министерством доводы не столь безупречны.

Об особом требовании. На наш взгляд, ситуация с оказанием медицинских услуг не по месту, указанному в лицензии, а именно при выезде к пациенту, существенно отличается от дистанционного консультирования. В последнем случае ситуация напоминает философский парадокс «стакан наполовину полон или пуст». При онлайн-­консультировании медицинский работник находится по адресу, указанному в лицензии. Действующим законодательством не определены критерии определения места оказания лицензируемой деятельности, т. е. подлежит ли в таком случае применению принцип местонахождения медицинского работника или принцип местонахождения пациента. Поэтому считаем, что при дистанционном консультировании особое требование не нарушается.

О лицензировании дистанционного консультирования. Онлайн-­консультирование осуществляется штатным медицинским работником в рамках того вида медицинской деятельности, на который уже получена лицензия. Онлайн-­консультация не является самостоятельным видом медицинской деятельности, требующим наличия ­какого-то особого медицинского образования или медицинской квалификации за рамками уже установленных к медицинским работникам лицензионных требований. Это лишь способ оказания медицинской услуги, на которую уже получена лицензия. Кроме того, если речь идет о так называемой предварительной консультации, то возникает вопрос, а можно ли ее считать полноценной медицинской услугой.

О содержании (объеме) онлайн-­консультации. Если обратиться к приложению к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2007 № 156, касающемуся единых норм и нормативов трудовых затрат (времени) на платные медицинские услуги по консультациям врачей-­специалистов, а именно к графе характеристик работ, то увидим, в каком объеме нормируются консультации врачей разных медицинских специальностей. Однако эта же информация позволяет выбрать такие составляющие указанных консультаций, которые не требуют проведения первичного очного осмотра пациента, как опрос пациента, изучение жалоб, сбор анамнеза заболевания, изучение диагностических данных с последующими рекомендациями об обращении к нужному специалисту или о проведении дополнительной диагностики. Конечно, необходимо учитывать особенности таких консультаций по разным медицинским профилям — в стоматологии, терапии и др. Однако, если консультация возможна без проведения очного приема, полагаем, препятствия для ее проведения действующим законодательством не установлено.

Приглашаем всех заинтересованных к дискуссии по данной теме.

От редакции
Подробнее вопросы дистанционного консультирования будут рассмотрены на семинаре, который состоится в августе текущего года, а также в будущих статьях.

1704 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 августа 2024 г. № 129 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 мая 2021 г. № 55»

Изменениями, внесенными в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 мая 2021 г. № 55, дополнительно установлена необходимость проведения экспер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 248
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок