Вопрос
Чем регламентируется порядок работы медицинского изолятора в детском реабилитационно-оздоровительном центре и какие требования предъявляются к организации его работы?
Ответ
В настоящее время требования к организации работы медицинских изоляторов в детских реабилитационно-оздоровительных центрах (далее — ДРОЦ) регулируются:
- специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663) (далее — ССЭТ № 663);
- санитарными нормами и правилами «Требования к санаторно-курортным организациям для детей, взрослых и детей» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.06.2015 № 83) (далее — СанПиН) в части, не противоречащей ССЭТ;
- специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130) (ССЭТ № 130) в части требований к помещениям медицинского назначения.
Так, согласно ССЭТ № 663:
- они распространяют свое действие на ДРОЦ (абз. 9 ч. 2 п. 1);
- в помещениях медицинского назначения ДРОЦ необходимо предусматривать наличие медицинского изолятора, расположенного рядом с медицинским кабинетом, с выделением не менее двух палат для лиц с подозрением на воздушно-капельные и кишечные инфекции (с отдельными туалетами или индивидуальными биотуалетами) (абз. 3 ч. 1 п. 21);
- для каждой из палат медицинского изолятора необходимо выделять отдельный уборочный инвентарь (абз. 2 ч. 1 п. 38);
- грязное белье из медицинского изолятора должно быть промаркировано, его необходимо собирать, хранить, транспортировать и стирать отдельно от иного белья, а перед стиркой или во время стирки оно должно дезинфицироваться (ч. 3 п. 41, абз. 5 ч. 3 п. 34);
- не допускается лечение в медицинском изоляторе отдыхающих и работников с подозрением на инфекционные заболевания (абз. 3 ч. 2 п. 11).
Согласно СанПиН:
- они распространяют свое действие на ДРОЦ (абз. 3 п. 1);
- количество коек в палатах медицинского изолятора должно быть из расчета не менее 2 % от общей вместимости санаторно-курортной организации (ч. 1 п. 43);
- медицинский изолятор должен размещаться на первом этаже с отдельным выходом на территорию и включать полубоксированную палату, палаты (одно-, двух-, трехместные) для детей с неинфекционными заболеваниями, пост дежурной медицинской сестры (смежно с палатами и полубоксированной палатой), санитарный узел, буфетную, помещения для медицинских работников (ч. 2 п. 43);
- система вытяжной вентиляции палат медицинского изолятора должна осуществляться посредством индивидуальных раздельных воздушных каналов, исключающих перетекание воздуха по вертикали (ч. 3 п. 50);
- питание детей, находящихся в медицинском изоляторе, организуется непосредственно в медицинском изоляторе. Для транспортировки готовой пищи (в жилые секции (отделения), медицинский изолятор) используют термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся крышками кухонную посуду, которые должны обрабатываться и храниться в буфетных (п. 138);
- при необходимости заболевшие дети и взрослые должны быть госпитализированы в государственную организацию здравоохранения. Заболевшие дети могут проходить лечение острых заболеваний и в медицинском изоляторе (подп. 145.3 п. 145);
- устройство, оборудование и содержание помещений медицинского назначения должны соответствовать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в т.ч по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения (ч. 2 п. 42).
Порядок работы структурных подразделений ДРОЦ, положения об отделениях, кабинетах и т.д. разрабатываются и утверждаются руководителем ДРОЦ.
В дополнение к указанному выше следует отметить, что совместным письмом Министерства здравоохранения, Министерства образования и Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению (далее — РЦОСКЛ) от 10.05.2018 «Об улучшении качества оздоровления и санаторно-курортного лечения населения» управлениям (главным управлениям) здравоохранения и образования облисполкомов, комитетам по здравоохранению и по образованию Мингорисполкома, представительствам РЦОСКЛ были даны следующие поручения:
- разработать алгоритм взаимодействия медицинских работников санаторно-курортной (оздоровительной) организации с территориальными организациями здравоохранения (далее — ТОЗ) при оказании медицинской помощи лицам, пребывающим на санаторно-курортном лечении (оздоровлении), и утвердить его приказом руководителя санаторно-курортной (оздоровительной) организации, согласовав с руководителем ТОЗ, заключить соответствующие гражданско-правовые договоры на безвозмездной основе;
- в случае развития у ребенка острого заболевания во время пребывания на санаторно-курортном лечении (оздоровлении) не допускать его нахождения в группе с другими детьми;
- при помещении ребенка в изолятор обеспечить круглосуточное динамическое наблюдение врачом-специалистом;
- при невозможности организовать круглосуточное наблюдение врачом-специалистом обеспечить обязательную госпитализацию детей в тяжелом состоянии, со средней степенью тяжести с отрицательной динамикой заболевания и остро заболевших;
- при оказании скорой и неотложной медицинской помощи лицам, пребывающим на санаторно-курортном лечении (оздоровлении), обеспечить неукоснительное выполнение клинических протоколов оказания скорой медицинской помощи детскому и взрослому населению, утвержденных приказами Министерства здравоохранения, а также, в случае лечения острых и обострения хронических заболеваний, — клинических протоколов обследования и лечения в соответствии с установленным диагнозом.
Таким образом, для организации указанного раздела работы должны быть разработаны и утверждены руководителем ДРОЦ соответствующие приказы.
Алгоритм взаимодействия медицинских работников ДРОЦ с территориальными организациями здравоохранения разрабатывается руководителем ДРОЦ по согласованию с руководителем ТОЗ.
При возникновении проблемных вопросов по организации оказания медицинской помощи населению в ДРОЦ руководителям данных учреждений необходимо обратиться в главные управления (комитет) здравоохранения облисполкомов (Мингорисполкома) для выработки совместных мероприятий по их решению.
Также, учитывая неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, связанную с коронавирусной инфекцией (инфекцией COVID-19), в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения по профилактике коронавирусной инфекции (инфекции COVID-19) в организациях необходимо предусмотреть разработку локального документа или перечня мероприятий по созданию максимально безопасных условий для реабилитации и оздоровления в ДРОЦ.
Людмила ЛЁГКАЯ, заведующий организационно-методическим отделом ГУ «Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям», врач высшей категории
От редакции
Далее представлены ответы на вопросы руководителей, заместителей руководителей, врачей-гигиенистов центров гигиены и эпидемиологии, обучающихся на кафедре гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования.
Возможность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении самозанятых лиц
ВОПРОС
В адрес центров гигиены и эпидемиологии поступают обращения об антисанитарных условиях в помещениях парикмахерских, арендуемых физическими лицами, в которых последние оказывают парикмахерские услуги, не относящиеся к предпринимательской деятельности согласно абз. 44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК.
Вправе ли должностные лица центра гигиены и эпидемиологии:
1. Проводить в отношении указанных физических лиц (объектов, в которых ими осуществляется деятельность) контрольные (надзорные) мероприятия?
2. Применять по результатам контрольных (надзорных) мероприятия соответствующие меры реагирования в случае выявления нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения?
ОТВЕТ
1. Законодательством не предусмотрено проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении физических лиц, оказывающих парикмахерские услуги (а также косметические услуги, услуги по маникюру и педикюру), которые не относятся согласно абз. 44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК к предпринимательской деятельности и, соответственно, не требуют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со сноской 2 к ч. 4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) для целей Указа под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, проверки (выборочные, внеплановые), мониторинги, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятия ТТП) могут осуществляться только в отношении указанных субъектов. При этом следует обратить внимание на следующее.
Согласно п. 2 Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97) мероприятия ТТП проводятся в целях оценки соблюдения юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Под физическими лицами здесь понимаются нотариусы, лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма. Дело в том, что данные виды деятельности также как парикмахерские услуги не являются согласно ч. 4 п. 1 ГК предпринимательской деятельностью. На то, что речь идет не о любых физических лицах, указывают также нормы п. 6 Указа № 510, касающиеся мероприятий ТТП, в которых используется термин «субъекты» в упомянутом выше значении Указа № 510.
Таким образом, поскольку Указ № 510 в понятие «субъекты (проверяемые субъекты)» включил только часть физических лиц, которые вправе осуществлять определенные виды деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и образования юридического лица, не включив лиц, оказывающих парикмахерские услуги (а также косметические услуги, услуги по маникюру и педикюру), осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении последних нет оснований.
2. Поскольку в отношении рассматриваемых физических лиц контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, то применять к ним соответствующие меры нет оснований.
Однако изложенное выше не означает, что у органов госсаннадзора отсутствуют возможности реагирования на сообщения о возможных нарушениях, допущенных самозанятыми лицами, в других формах вне контрольной (надзорной) деятельности.
Например, органы госсаннадзора могут проводить в отношении самозанятых лиц мероприятия при рассмотрении обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок (абз. 26 п. 23 Указа № 510). При наличии поводов для административного процесса (например, заявление физического лица (п. 1 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП)) могут проводиться мероприятия по установлению оснований для начала административного процесса. При установлении совершения самозанятым лицом административного правонарушения орган госсаннадзора принимает меры по привлечению виновного к административной ответственности на основании соответствующей статьи особенной части КоАП в порядке, установленном ПИКоАП.
Татьяна СОКОЛОВСКАЯ, ведущий юрисконсульт ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова», аспирантка БГУ
по теме