ВОПРОС:
В адрес центров гигиены и эпидемиологии поступают обращения об антисанитарных условиях в помещениях парикмахерских, арендуемых физическими лицами, в которых последние оказывают парикмахерские услуги, не относящиеся к предпринимательской деятельности согласно абз. 44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК.
Вправе ли должностные лица центра гигиены и эпидемиологии:
1. Проводить в отношении указанных физических лиц (объектов, в которых ими осуществляется деятельность) контрольные (надзорные) мероприятия?
2. Применять по результатам контрольных (надзорных) мероприятия соответствующие меры реагирования в случае выявления нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения?
ОТВЕТ
1. Законодательством не предусмотрено проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении физических лиц, оказывающих парикмахерские услуги (а также косметические услуги, услуги по маникюру и педикюру), которые не относятся согласно абз. 44 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК к предпринимательской деятельности и, соответственно, не требуют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со сноской 2 к ч. 4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) для целей Указа под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, проверки (выборочные, внеплановые), мониторинги, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятия ТТП) могут осуществляться только в отношении указанных субъектов. При этом следует обратить внимание на следующее.
Согласно п. 2 Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97) мероприятия ТТП проводятся в целях оценки соблюдения юридическими и физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями, требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Под физическими лицами здесь понимаются нотариусы, лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма. Дело в том, что данные виды деятельности также как парикмахерские услуги не являются согласно ч. 4 п. 1 ГК предпринимательской деятельностью. На то, что речь идет не о любых физических лицах, указывают также нормы п. 6 Указа № 510, касающиеся мероприятий ТТП, в которых используется термин «субъекты» в упомянутом выше значении Указа № 510.
Таким образом, поскольку Указ № 510 в понятие «субъекты (проверяемые субъекты)» включил только часть физических лиц, которые вправе осуществлять определенные виды деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и образования юридического лица, не включив лиц, оказывающих парикмахерские услуги (а также косметические услуги, услуги по маникюру и педикюру), осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении последних нет оснований.
2. Поскольку в отношении рассматриваемых физических лиц контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, то применять к ним соответствующие меры нет оснований.
Однако изложенное выше не означает, что у органов госсаннадзора отсутствуют возможности реагирования на сообщения о возможных нарушениях, допущенных самозанятыми лицами, в других формах вне контрольной (надзорной) деятельности.
Например, органы госсаннадзора могут проводить в отношении самозанятых лиц мероприятия при рассмотрении обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок (абз. 26 п. 23 Указа № 510). При наличии поводов для административного процесса (например, заявление физического лица (п. 1 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП)) могут проводиться мероприятия по установлению оснований для начала административного процесса. При установлении совершения самозанятым лицом административного правонарушения орган госсаннадзора принимает меры по привлечению виновного к административной ответственности на основании соответствующей статьи особенной части КоАП в порядке, установленном ПИКоАП.
Татьяна СОКОЛОВСКАЯ, ведущий юрисконсульт ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова», аспирантка БГУ
по теме