С 5 ноября 2021 г. вступило в силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.10.2021 № 113 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 52» (далее — постановление № 113). Постановление № 113 внесло ряд изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.07.2014 № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» (далее — постановление № 52).
Какие же нововведения содержит постановление № 113?
Основные нововведения
Первым нововведением можно считать изменение наименования постановления № 52.
Справочно: до вступления в силу постановления № 113 наименование постановления № 52 имело следующую редакцию: «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников».
После вступления в силу постановления № 113, а именно с 5 ноября 2021 г., наименование постановления № 52 изложено в новой редакции: «Об организации труда медицинских работников».
Но более существенно то, что изменилась продолжительность работы, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, выполняемой медработниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе (см. таблицу).
Таблица
Изменения постановления № 52
При этом важно разграничивать работу, названную в п. 1 постановления № 52, и работу, предусмотренную абз. 6 п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (в ред. от 31.12.2020, далее — Указ № 143).
Так, Указ № 143 предоставил нанимателям право устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год. Таким образом, в данном случае наниматель имеет право привлекать указанную категорию работников к дополнительной работе в рамках трудового договора сверх продолжительности рабочего времени по основной работе не более чем на 900 ч в год.
Руководителю на заметку
По своей природе дополнительная работа в соответствии с Указом № 143 похожа на работу, которая определена постановлением № 52. Однако стоит обратить внимание, что речь идет о разных категориях работников, и это исключает возможность применения постановления № 52 в отношении санитаров (санитарок) и нянь государственных учреждений социального обслуживания.
Особенности труда медработников
Особенности труда медработников, установленные Министерством здравоохранения Республики Беларусь с учетом ч. 2 ст. 319 ТК, заключаются в следующем.
Сокращенная продолжительность рабочего времени
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.03.2016 № 46 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников» медработникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — 38,5 ч в неделю.
Исключение из данного правила сделано для:
- работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- врачей-специалистов, являющихся руководителями организаций здравоохранения, медицинских научных организаций, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, других организаций, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность, обособленных подразделений этих организаций;
- главных медицинских сестер;
- медицинских сестер-диетологов;
- зубных техников.
Возможность привлечения к дополнительной работе
Как уже было сказано, нанимателям предоставлено право привлекать медработников к работе, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, выполняемой медработниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, до 900 ч в год, а в 2021–2022 гг. — до 1800 ч в год.
Осуществление дежурства на дому
Медработники осуществляют дежурство на дому, представляющее собой нахождение медработника в режиме ожидания и готовности к вызову на работу (рабочее место) в нерабочее время или в выходные дни за пределами рабочего времени по графику основной работы, работы на условиях совместительства, а также работы, выполняемой согласно постановлению № 52.
От редакции
Более подробно об организации дежурства медработников на дому вы можете прочитать в № 9 (2021) журнала в статье В. Самосейко «Особенности организации дежурства медработников на дому», а также в настоящем номере в статье В. Самосейко «Проблематика дежурства медработников на дому».
Действие постановления № 52
При применении постановления № 52 нанимателю необходимо понимать, на кого оно распространяется, а на кого нет.
Согласно ст. 1 Закона о здравоохранении медработник — это физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании, и в установленном законодательством порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведением медицинских экспертиз.
Справочно: как правило, медработники — это работники, занимающие должности, включенные в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих. К ним, в частности, относятся главный врач, старшая медицинская сестра, врачи-специалисты и т. д.
Длительное время оставался нерешенным вопрос о том, распространяется ли постановление № 52 на немедицинских работников, в частности, на санитарок организаций здравоохранения.
Первоначально санитарки не рассматривались как медработники и, соответственно, на них постановление № 52 не распространялось. Так, в письме Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.08.2014 № 03-2-07/860-257 «О применении постановления “О некоторых вопросах организации труда медицинских работников”» было сказано, что действие постановления № 52 не распространяется на работников здравоохранения, не имеющих медицинского образования, обеспечивающих оказание медицинской помощи. К таким работникам относятся:
- биологи;
- медицинские физики;
- дезинфекторы;
- медицинские регистраторы;
- инструкторы-методисты физической реабилитации;
- сестры-хозяйки;
- санитарки;
- младшие медицинские сестры по уходу за больными и др.
Однако в настоящее время ситуация несколько изменилась. Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2014 № 03-2-07/848-393 «Об организации труда работников учреждений здравоохранения в целях обеспечения своевременной и качественной медицинской помощи», принимая во внимание необходимость участия в оказании медицинской помощи работников здравоохранения, не имеющих медицинского образования, но обеспечивающих оказание медицинской помощи, в т. ч. санитаров (санитарок), медицинских дезинфекторов, инструкторов-методистов физической реабилитации, иных работников, выполняющих функции по уходу за пациентами, оказывающих помощь медработникам в проведении медицинских процедур и других лечебных мероприятий, возможно осуществлять организацию их труда с учетом постановления № 52.
Важно
В решении вопроса о применении постановления № 52 более важно не то, является ли работник медработником, а участвует ли он в оказании медицинской помощи.
Оформление и оплата работы, названной в постановлении № 52
Для выполнения медработником работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с постановлением № 52 необходимо заявление работника.
На основании заявления работника нанимателем издается приказ о привлечении медработника к работе сверх продолжительности рабочего времени по основной работе.
Справочно: согласно разъяснению Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников», размещенному на сайте министерства 4 марта 2020 г. (далее — разъяснение Минздрава), рассматриваемая работа осуществляется без заключения отдельного трудового договора на основании графика работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом с соблюдением законодательства.
Согласно пп. 3 и 4 Методических рекомендаций по обеспечению полной оплаты труда медицинских работников сверх 900 часов основного времени (письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.10.2018 № 10–2–6/13154 «О разъяснении законодательства») работа сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с постановлением № 52 может выполняться как по вакантной должности, так и по должности временно отсутствующего работника и отражается в графиках работы отдельной строкой.
При выполнении указанной работы в пределах 900 ч в год устанавливается суммированный учет рабочего времени. Рекомендуемая продолжительность учетного периода — 1 год.
Согласно разъяснению Минздрава данная работа оплачивается на основании табеля использования рабочего времени за фактически отработанное время, исходя из действующих условий оплаты труда, за счет средств, предусмотренных в установленном порядке на оплату труда.
Практика применения постановления № 52
На практике при применении постановления № 52 иногда возникают сложности. Это связано с тем, что необходимо разграничивать работу, предусмотренную постановлением № 52, и совмещение, совместительство, а также работу сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Руководителю на заметку
Работа по постановлению № 52 — это отдельная, самостоятельная форма организации труда, которая отличается от работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также от совмещения и совместительства.
Руководителю нужно учитывать ряд критериев, позволяющих идентифицировать работу, предусмотренную постановлением № 52:
- данная работа выполняется медработниками и для медработников при оказании ими медицинской помощи;
- работа по постановлению № 52 выполняется в свободное от основной работы время;
- данная работа может выполняться как по основной должности, так и по другой должности медработника;
- предельная продолжительность данной работы составляет не более 900 ч, в 2021–2022 гг. — до1800 ч в год;
- данная работа оформляется приказом нанимателя по заявлению работника;
- при оформлении данной работы необходимо согласование с профсоюзом.
Отметим следующие различия между работой по постановлению № 52 и работой сверх установленной продолжительности рабочего времени:
- работа по постановлению № 52 планируется в графиках работ (сменности), а работа сверх установленной продолжительности рабочего времени заранее не планируется;
- работа по постановлению № 52 оплачивается в одинарном размере, а оплата работы сверх установленной продолжительности рабочего времени осуществляется в следующем порядке: работа, указанная в ч. 1 ст. 110 ТК, — согласно ст. 69 ТК, иная (в частности, указанная в ч. 2 ст. 119 ТК) — в одинарном размере.
Заключение
Порядок оформления и правовая природа работы по постановлению № 52 с принятием постановления № 113 не изменились. Основным изменением является увеличение предельной продолжительности такой работы до 1800 ч в год.
Особенности оформления и выполнения работы в соответствии с постановлением № 52, рассмотренные нами в статье, обязательно необходимо учитывать нанимателю.