Основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора

В статье структурированно рассмотрены вопросы применения оснований назначения внеплановых проверок с учетом специфики деятельности органов государственного санитарного надзора.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1119 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор (далее — органы госсаннадзора), наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме внеплановых проверок по вопросам соблюдения проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения*.

* п. 8 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее — перечень), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510)

Основания назначения внеплановых проверок контролирующими (надзорными) органами определены в п. 12 Указа № 510, действующего в настоящее время с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 (далее — Указ № 376). 

В данной статье рассмотрим основания назначения внеплановых проверок, наиболее распространенные в сфере деятельности органов госсаннадзора. 

С учетом структуры п. 12 Указа № 510 указанные основания целесообразно рассмотреть в зависимости от органа, уполномоченного принимать решение о назначении внеплановых проверок.

Основания назначения внеплановых проверок субъектами, не относящимися к органам госсаннадзора

Назначить проведение внеплановой проверки или поручить ее проведение контролирующему (надзорному) органу, указанному в перечне, вправе следующие государственные органы и должностные лица:

  • Председатель Комитета государственного контроля и его заместитель, председатели комитетов государственного контроля областей, начальники управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по областям, по Минской области и г. Минску в пределах их компетенции;
  • Генеральный прокурор и его заместители, прокуроры областей, г. Минска в пределах компетенции;
  • руководитель иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и один из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа. Применительно к сфере государственного санитарного надзора речь здесь идет о Министре здравоохранения Республики Беларусь и заместителе Министра здравоохранения — Главном государственном санитарном враче Республики Беларусь.

Указанные органы и должностные лица вправе назначить или поручить проведение внеплановой проверки при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Источником такой информации может выступать правоохранительный или иной государственный орган, иностранное государство, другая организация или физическое лицо. При этом указанные лица должны документально подтвердить нарушения или факты, на которые они ссылаются, а при отсутствии документов — представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. Анонимное заявление не может служить основанием для поручения и назначения проведения внеплановой проверки (далее — ключевое основание внеплановой проверки).

При наличии указанного в предыдущем абзаце основания внеплановая проверка может быть назначена также по поручению Совета Министров Республики Беларусь, данному в отношении конкретного проверяемого субъекта.

Внеплановая проверка может быть назначена без учета упомянутого выше основания по поручению Президента Республики Беларусь.

На практике проведение проверок органами госсаннадзора по поручению указанных государственных органов и должностных лиц не осуществляется, за редким исключением проверок, проводимых по поручению упомянутых должностных лиц Министерства здравоохранения. Однако теоретически такая возможность не исключена. 

Наиболее часто на практике внеплановые проверки назначают сами органы госсаннадзора. 

Основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора

Министр здравоохранения, заместитель Министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах, их заместители вправе назначить внеплановую проверку в пределах установленной компетенции по следующим основаниям:

1.    Проведение дополнительной проверки. Дополнительная проверка проводится для подтверждения обоснованности доводов проверяемого субъекта, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение органа госсаннадзора (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений; изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок (ч. 1 п. 8 Указа № 510).

2.    Поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам.

3.    Возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, установление несоответствия гигиеническим нормативам факторов среды обитания человека.

4.    Необходимость оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (внеплановая тематическая оперативная проверка). 

Должностные лица органов госсаннадзора вправе проводить внеплановые тематические оперативные проверки при наличии ключевого основания внеплановой проверки. Соблюдение данного требования не требуется в случаях проведения проверок субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках*.

* п. 85 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 

5.    Проведение государственного кон­т­роля (надзора) в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции.

Такие проверки также назначаются и проводятся при наличии ключевого основания внеплановой проверки (подп. 12.3 п. 12 Указа № 510).

Следует отметить, что из перечня оснований для назначения внеплановых проверок применительно к сфере деятельности органов госсаннадзора с 1 января 2018 г. Указом № 376 исключены следующие основания:

1.    Получение доказательств по делу об административном правонарушении.

2.    Контрольные мероприятия для подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе проверки или мониторинга (ранее — контрольная проверка).

3.    Контрольные (надзорные) мероприятия по заявлению проверяемого субъекта.

На мероприятия, указанные в п. 2, 3 выше, действие Указа № 510 в настоящее время не распространяется (п. 23 Указа № 510 в редакции Указа № 376).

Заключение

В дополнение к рассмотренным основаниям назначения внеплановых проверок следует отметить, что проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года органом госсаннадзора, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) допускается только по решению государственных органов (должностных лиц), указанных в подп. 12.1 и ч. 1 подп. 12.2 п. 12 (упомянуты в начале статьи), а также при наличии поручения органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам (п. 11 Указа № 510). 

1119 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Привлечение клиентов (гостей). Информационные технологии (Дополнено 24.05.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи услуг, предлагаемых санаторно-курортной организацией, привлечь больше клиентов в санаторно...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1470
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 177
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок