Особенности закупок товаров (работ, услуг) в сфере медицины

22 октября 2021 г. редакция журнала провела вебинар «Закупки в здравоохранении: особенности и нововведения», посвященный одному из важнейших вопросов проведения закупок организациями здравоохранения. Чтобы в рамках журнала не ограничиваться только общими вопросами проведения закупок, рассмотрим, на какие особенности осуществления данной деятельности организациям здравоохранения необходимо обратить особое внимание.

Амельченя Юлия

Кандидат юридических наук, доцент, медиатор

1332 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для государств — членов Евразийского экономического союза, в т. ч. Республики Беларусь, регулирование сферы государственных закупок осуществляется на национальном и наднациональном уровнях.

Правила проведения государственных закупок закреплены в ст. 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор) и Протоколе о порядке регулирования закупок, являющемся приложением 25 к Договору (далее — Протокол).

Протокол позволяет государствам-­членам при выстраивании правового регулирования сферы государственных закупок сообразно нормам Протокола одновременно устанавливать особенности осуществления закупок.

Справочно: эти особенности могут быть связаны с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о потенциальных поставщиках до окончания осуществления закупки, а в исключительных случаях можно предусмотреть особенности осуществления закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), но на срок не более 2 лет (п. 11 Протокола).

Право закреплять в национальном законодательстве такие особенности государство-член может использовать неоднократно (данная позиция сформирована в Консультативном заключении Суда Евразийского экономического союза от 11.01.2021).

Республика Беларусь активно пользуется правом устанавливать особенности регулирования государственных закупок, и одна из сфер, где это право реализуется, — закупки товаров (работ, услуг) в сфере медицины, в частности, закупки лекарственных средств, лечебного питания и медицинской техники.

Особенности правового регулирования

В настоящее время общие правила проведения государственных закупок установлены многочисленными правовыми актами.

От редакции
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственных закупок 

Кроме того, обязательно необходимо учитывать разъяснения законодательства о государственных закупках, которые размещаются на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (https://www.mart.gov.by).

Но как мы уже отметили, наравне с общими правилами действуют специальные нормы, устанавливающие особенности приобретения лекарственных средств, лечебного питания и медицинской техники. Так, для сферы медицины действует Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 494).

Важно
Срок действия Указа № 494 ограничен до 31 декабря 2022 г.

Указом № 494 предусмотрено, что государственные органы имеют право определять:

  • перечни медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания;
  • минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением организатора.

Согласно ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 494 организаторы для проведения таких закупок определяются государственным органом из числа следующих организаций:

  • УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия — при закупке медицинских изделий, запасных частей к ним;
  • РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Брестское РУП «Фармация», Витебское УП «Фармация», Гомельское УП «Фармация», Гродненское РУП «Фармация», Могилевское РУП «Фармация», РУП «Минская Фармация» — при закупке лекарственных средств и лечебного питания;
  • РУП «Белорусский протезно-­ортопедический восстановительный центр» — при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением технических средств социальной реабилитации, произведенных этим юридическим лицом.

Руководителю на заметку
Как следствие, Министерством здравоохранения Республики Беларусь определены перечни товаров и минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением указанных выше организаторов.

Особенности закупок медтехники

Порядок взаимодействия организатора и заказчиков при осуществлении государственных закупок медицинских изделий и запасных частей к ним утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2021 № 78 «О порядке взаимодействия организатора и заказчиков при осуществлении государственных закупок».

Справочно: для закупок медицинской техники установлено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах в размере 3000 БВ и выше, при превышении которого для проведения процедур привлекается организатор.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.01.2021 № 32 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинских изделий, запасных частей к ним» (далее — приказ № 32) утверждены перечни:

  • медицинской техники и изделий медицинского назначения для осуществления государственных закупок;
  • медицинской техники, для осуществления ремонта которой осуществляются государственные закупки запасных частей.

Важно
Особенностью закупок услуг по ремонту, запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники (ее перечень приведен в приложении к Указу № 494) является правомерное применение процедуры закупки из одного источника для этой цели (подп. 1.6 п. 1 Указа № 494).

Особенности закупок лекарственных средств

Перечни лекарственных средств и лечебного питания, закупки которых осуществляются организатором, утверждены приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2019 № 161 «О вопросах централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания» (ред. от 03.09.2019, с изм. от 04.05.2020, далее — приказ № 161).

Справочно: для закупок лекарственных средств и лечебного питания определено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности в размере 2000 БВ.

Руководителю на заметку
Если ориентировочная стоимость годовой потребности в таких товарах не превышает суммовые пороги (3000 БВ — для медицинской техники и 2000 БВ — для лекарственных средств и лечебного питания), а также если необходимы иные товары (работы, услуги), не включенные в указанные выше перечни, то проведение процедур государственных закупок осуществляется заказчиками.

Таким образом, товары, включенные в указанные выше перечни, при превышении стоимостных порогов приобретаются для заказчиков организатором.

Нужно обратить внимание на то, что общим основанием для приобретения лекарственных средств, лечебного питания и медицинской техники по процедуре закупки из одного источника, которая может быть проведена заказчиком, является возникновение потребности в приобретении медицинских изделий, запасных частей к ним вследствие непреодолимой силы, в т.ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение процедур государственных закупок (за исключением закупки из одного источника), требующих затрат времени, нецелесообразно (подп. 2.4.1 п. 2 приказа № 32, подп. 2.11.2 п. 2 приказа № 161).

Особенностью закупок лекарственных средств и лечебного питания является правило описания предмета государственной закупки. Так, допускается указывать торговые наименования лекарственных средств и лечебного питания в случае их закупки для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-­генетических заключений, без включения в описание предмета государственной закупки слов «или аналог».

Невозможность приобретения аналогичных лекарственных средств и лечебного питания должна быть обоснована в аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т. ч. индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (подп. 1.9 п. 1 Указа № 494).

Общие особенности проведения закупок

Для лекарственных средств, лечебного питания, медицинской техники разрешено проведение процедур закупок на очередной финансовый год начиная с IV квартала текущего года.

Основанием для проведения таких процедур до выделения финансирования заказчику является утверждаемый им годовой план государственных закупок на очередной финансовый год, размещенный в государственной информационно-­аналитической системе управления государственными закупками, на сумму, не превышающую объема финансовых средств, использованных заказчиком в текущем финансовом году по соответствующим статьям расходов бюджета (подп. 1.8 п. 1 Указа № 494).

Таким образом, до 31 декабря 2022 г. при приобретении лекарственных средств, лечебного питания, медицинской техники, а также услуг по ремонту, запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники необходимо учитывать нормы Указа № 494, актов Министерства здравоохранения Республики Беларусь наряду с общими нормами законодательства о государственных закупках. 

1332 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нужно ли запрашивать паспорт у пациента?

Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 309
• • •

Алгоритм проведения государственной закупки: 10 простых шагов

Поможет: организовать проведение процедуры государственной закупки в соответствии с требованиями законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 11 (131) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 950
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок