Для государств — членов Евразийского экономического союза, в т. ч. Республики Беларусь, регулирование сферы государственных закупок осуществляется на национальном и наднациональном уровнях.
Правила проведения государственных закупок закреплены в ст. 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор) и Протоколе о порядке регулирования закупок, являющемся приложением 25 к Договору (далее — Протокол).
Протокол позволяет государствам-членам при выстраивании правового регулирования сферы государственных закупок сообразно нормам Протокола одновременно устанавливать особенности осуществления закупок.
Справочно: эти особенности могут быть связаны с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о потенциальных поставщиках до окончания осуществления закупки, а в исключительных случаях можно предусмотреть особенности осуществления закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), но на срок не более 2 лет (п. 11 Протокола).
Право закреплять в национальном законодательстве такие особенности государство-член может использовать неоднократно (данная позиция сформирована в Консультативном заключении Суда Евразийского экономического союза от 11.01.2021).
Республика Беларусь активно пользуется правом устанавливать особенности регулирования государственных закупок, и одна из сфер, где это право реализуется, — закупки товаров (работ, услуг) в сфере медицины, в частности, закупки лекарственных средств, лечебного питания и медицинской техники.
Особенности правового регулирования
В настоящее время общие правила проведения государственных закупок установлены многочисленными правовыми актами.
От редакции
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственных закупок
Кроме того, обязательно необходимо учитывать разъяснения законодательства о государственных закупках, которые размещаются на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (https://www.mart.gov.by).
Но как мы уже отметили, наравне с общими правилами действуют специальные нормы, устанавливающие особенности приобретения лекарственных средств, лечебного питания и медицинской техники. Так, для сферы медицины действует Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 494).
Важно
Срок действия Указа № 494 ограничен до 31 декабря 2022 г.
Указом № 494 предусмотрено, что государственные органы имеют право определять:
- перечни медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания;
- минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением организатора.
Согласно ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 494 организаторы для проведения таких закупок определяются государственным органом из числа следующих организаций:
- УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия — при закупке медицинских изделий, запасных частей к ним;
- РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Брестское РУП «Фармация», Витебское УП «Фармация», Гомельское УП «Фармация», Гродненское РУП «Фармация», Могилевское РУП «Фармация», РУП «Минская Фармация» — при закупке лекарственных средств и лечебного питания;
- РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» — при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением технических средств социальной реабилитации, произведенных этим юридическим лицом.
Руководителю на заметку
Как следствие, Министерством здравоохранения Республики Беларусь определены перечни товаров и минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением указанных выше организаторов.
Особенности закупок медтехники
Порядок взаимодействия организатора и заказчиков при осуществлении государственных закупок медицинских изделий и запасных частей к ним утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2021 № 78 «О порядке взаимодействия организатора и заказчиков при осуществлении государственных закупок».
Справочно: для закупок медицинской техники установлено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах в размере 3000 БВ и выше, при превышении которого для проведения процедур привлекается организатор.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.01.2021 № 32 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинских изделий, запасных частей к ним» (далее — приказ № 32) утверждены перечни:
- медицинской техники и изделий медицинского назначения для осуществления государственных закупок;
- медицинской техники, для осуществления ремонта которой осуществляются государственные закупки запасных частей.
Важно
Особенностью закупок услуг по ремонту, запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники (ее перечень приведен в приложении к Указу № 494) является правомерное применение процедуры закупки из одного источника для этой цели (подп. 1.6 п. 1 Указа № 494).
Особенности закупок лекарственных средств
Перечни лекарственных средств и лечебного питания, закупки которых осуществляются организатором, утверждены приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2019 № 161 «О вопросах централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания» (ред. от 03.09.2019, с изм. от 04.05.2020, далее — приказ № 161).
Справочно: для закупок лекарственных средств и лечебного питания определено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности в размере 2000 БВ.
Руководителю на заметку
Если ориентировочная стоимость годовой потребности в таких товарах не превышает суммовые пороги (3000 БВ — для медицинской техники и 2000 БВ — для лекарственных средств и лечебного питания), а также если необходимы иные товары (работы, услуги), не включенные в указанные выше перечни, то проведение процедур государственных закупок осуществляется заказчиками.
Таким образом, товары, включенные в указанные выше перечни, при превышении стоимостных порогов приобретаются для заказчиков организатором.
Нужно обратить внимание на то, что общим основанием для приобретения лекарственных средств, лечебного питания и медицинской техники по процедуре закупки из одного источника, которая может быть проведена заказчиком, является возникновение потребности в приобретении медицинских изделий, запасных частей к ним вследствие непреодолимой силы, в т. ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение процедур государственных закупок (за исключением закупки из одного источника), требующих затрат времени, нецелесообразно (подп. 2.4.1 п. 2 приказа № 32, подп. 2.11.2 п. 2 приказа № 161).
Особенностью закупок лекарственных средств и лечебного питания является правило описания предмета государственной закупки. Так, допускается указывать торговые наименования лекарственных средств и лечебного питания в случае их закупки для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений, без включения в описание предмета государственной закупки слов «или аналог».
Невозможность приобретения аналогичных лекарственных средств и лечебного питания должна быть обоснована в аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т. ч. индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (подп. 1.9 п. 1 Указа № 494).
Общие особенности проведения закупок
Для лекарственных средств, лечебного питания, медицинской техники разрешено проведение процедур закупок на очередной финансовый год начиная с IV квартала текущего года.
Основанием для проведения таких процедур до выделения финансирования заказчику является утверждаемый им годовой план государственных закупок на очередной финансовый год, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, на сумму, не превышающую объема финансовых средств, использованных заказчиком в текущем финансовом году по соответствующим статьям расходов бюджета (подп. 1.8 п. 1 Указа № 494).
Таким образом, до 31 декабря 2022 г. при приобретении лекарственных средств, лечебного питания, медицинской техники, а также услуг по ремонту, запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники необходимо учитывать нормы Указа № 494, актов Министерства здравоохранения Республики Беларусь наряду с общими нормами законодательства о государственных закупках.