Ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах

Какие действия руководителя и специалистов, уполномоченных на осуществление административных процедур, влекут административную ответственность по ст. 9.26 КоАП? Что следует учитывать по каждому из признаков объективной стороны состава данного правонарушения, чтобы его не совершить?

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

2304 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

За нарушение законодательства об административных процедурах установлена административная ответственность по ст. 9.26 КоАП.

Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в данной сфере ограничено определенной сферой общественных отношений, определенных в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» (далее — Закон об админпроцедурах).

Непосредственным объектом данного административного правонарушения является установленный порядок осуществления административных процедур.

Справочно: основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок осуществления административных процедур, являются: Закон об админпроцедурах; Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее — Указ № 200), которым утвержден перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (далее — перечень ФЛ); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, которым утвержден единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — перечень ЮЛ).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 9.26 КоАП, характеризуется альтернативной объективной стороной, состоящей из пяти самостоятельных деяний, охватывающих различные аспекты нарушений законодательства об административных процедурах. Совершение любого из них является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности. Рассмотрим те из них, которые имеют прямое отношение к деятельности органов госсаннадзора.

Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций представления гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами для осуществления административной процедуры документов или сведений, не предусмотренных законодательством

Согласно подп. 2.1 п. 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»(в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135) государственным органам запрещается истребовать от заинтересованных лиц, обратившихся за осуществлением административной процедуры, документов и сведений, не предусмотренных законодательством об административных процедурах. При выявлении фактов нарушения данного запрета такие факты должны рассматриваться в качестве грубого нарушения должностных обязанностей.

Запрет об истребовании документов и (или) сведений, кроме предусмотренных соответствующим перечнем, содержится также в ч. 3 п. 1 Указа № 200 и п. 2 ст. 15 Закона об админпроцедурах. В то же время указанные нормы определяют закрытый перечень документов, которые можно запрашивать дополнительно: в отношении граждан перечень дополнительных документов определен в ч. 3 п. 1 Указа № 200(он корреспондирует перечню дополнительных документов, определенных в п. 2 ст. 15 Закона об админпроцедурах, касающихся граждан (примеч. авт)), для юридических лиц — п. 2 ст. 15 Закона об админпроцедурах.

Справочно: орган госсаннадзора вправе потребовать от гражданина или юридического лица дополнительно представить следующие документы: удостоверяющие личность гражданина; подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющие его личность; подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя; подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица; подтверждающие согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно; подтверждающие внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, указанного в ч. 3 п. 1 ст. 15 Закона об админпроцедурах), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.

Документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, не представляется, если такая плата внесена заинтересованным лицом посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

Если в перечне ФЛ или перечне ЮЛ не указано, подлежит ли представлению оригинал документа либо его копия, считается, что подлежит представлению оригинал документа либо его нотариально засвидетельствованная копия. Документ, удостоверяющий личность гражданина, подлежит представлению в оригинале (ч. 3 п. 1, ч. 2, 3 п. 2 ст. 15 Закона об админпроцедурах).

Несоблюдение установленных законодательством сроков осуществления административной процедуры

Сроки осуществления административных процедур определяют предельные периоды времени, в течение которых уполномоченное должностное лицо органа госсаннадзора обязано совершить определенные процессуальные действия.

Для каждой административной процедуры, содержащейся в перечне ФЛ и перечне ЮЛ, установлен максимальный срок ее осуществления, который исчисляется в календарных днях, если не указано иное (например, рабочие дни). Данные сроки установлены с учетом общей нормы Закона об админпроцедурах, согласно которой срок осуществления административной процедуры не может превышать 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации — одного месяца.

Процессуальный срок по законодательству об административных процедурах начинает исчисляться со дня совершения действия или наступления события, которым определено его начало. Соответственно, срок осуществления административной процедуры начинает исчисляться со дня регистрации поступления в орган госсаннадзора заявления заинтересованного лица с приложением всех документов и (или) сведений, включенных в перечень ФЛ или перечень ЮЛ, а также дополнительно истребованных документов.

Справочно: заявления заинтересованных лиц подлежат регистрации в день их подачи (п. 1 ст. 16 Закона об админпроцедурах).

Днем окончания осуществления административной процедуры считается день принятия административного решения. К письменной форме административного решения приравниваются справки или другие документы, выдаваемые при осуществлении административных процедур. Соответственно, днем принятия административного решения будет день, когда справка или другой документ были подготовлены органом госсаннадзора (при условии надлежащего уведомления об этом заинтересованного лица). Административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте не позднее семи рабочих дней со дня его принятия (п. 3 ст. 12, ч. 2 п. 1 ст. 27 Закона об админпроцедурах).

Общие правила определения дня истечения срока для осуществления административных процедур установлены в п. 1 ст. 12 Закона об админпроцедурах. Так, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры

Основания отказа уполномоченного органа в осуществлении административной процедуры определены в ст. 25 Закона об админпроцедурах. Применительно к деятельности органов госсаннадзора к таким основаниям относятся: представление заинтересованным лицом документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в т. ч. подложных, поддельных или недействительных документов; ликвидация (прекращение деятельности), смерть заинтересованного лица.

Также следует учитывать, что запрещается любой неправомерный отказ в принятии заявлений об осуществлении административных процедур, в т. ч. в связи с временным отсутствием соответствующего работника.

Неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры

Согласно ст. 11 Закона об админпроцедурах заинтересованные лица обязаны вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур. Необходимость внесения платы за осуществление конкретной административной процедуры установлена в перечне ФЛ и перечне ЮЛ.

Анализ указанных перечней позволяет сделать вывод о том, что органы госсаннадзора в отношении граждан осуществляют административные процедуры бесплатно, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — либо бесплатно, либо со взиманием платы за услуги, что предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 13 Закона об админпроцедурах.

Плата за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, вносится заинтересованными лицами органам госсаннадзора, и ее размер не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур (постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 августа 2013 г. № 63/86 «О порядке расчета экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур»).

Правомерным является взимание платы, если для осуществления административной процедуры (даже если в перечне ФЛ и перечне ЮЛ указано, что она должна осуществляться бесплатно) требуется запрос документов и (или) сведений от государственных органов и иных организаций, за выдачу которых предусмотрена плата, и заинтересованное лицо (его представитель) не представили такие документы и (или) сведения самостоятельно (п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 22 Закона об админпроцедурах).

Субъект и субъективная сторона

Субъект данного правонарушения специальный — руководитель государственного органа, иной организации или работник государственного органа, иной организации, ответственный за выполнение функций по осуществлению административных процедур.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умышленной (ст. 3.2 КоАП), так и неосторожной формой вины (ст. 3.3 КоАП).

Заключение

За совершение любого из действий, образующих состав административного правонарушения, согласно ст. 9.26 КоАП предусмотрено наложение штрафа на виновное лицо в размере от 4 до 10 базовых величин (от 102 руб. до 255 руб. (с 1 января 2019 г. базовая величина установлена в размере 25,5 руб. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 956)).

При совершении должностным лицом органа госсаннадзора иных нарушений законодательства об административных процедурах, не упомянутых в ст. 9.26 КоАП, такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Руководителю на заметку
Руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за состояние работы по осуществлению административных процедур в этих государственных органах (организациях) (подп. 3.1. п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 566 «О вопросах осуществления административных процедур»).

Мероприятия государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы в сфере административных процедур
Согласно п. 2, 3, 4, 57 комплекса мер по реализации первого этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г. в сфере административных процедур планируется реализовать:
– обеспечение функционирования единого электронного реестра административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (срок исполнения — декабрь 2019 г.; исполнители — Минэкономики, Минсвязи; форма исполнения — создание информационного ресурса);
– исключение неясности в толковании понятия «административная процедура», порядке формирования и внесения платы за услуги, взимаемой при осуществлении административных процедур с учетом практики их применения (срок исполнения — апрель 2020 г.; исполнитель — Минэкономики, Минюст; форма исполнения — проект Закона Республики Беларусь).
– создание Межведомственной комиссии по административным процедурам (срок исполнения — ноябрь 2019 г.; исполнитель — Минэкономики; форма исполнения — проект постановления Правительства)
– совершенствование и упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизация административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность (срок исполнения — декабрь 2020 г.; исполнитель — Минстройархитектуры, РОГУ; форма исполнения — предложения в Правительство).

Редакция

2304 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Документация санаторно-курортной организации (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о ведении делопроизводства в санаторно-курортной организации, определении сроков хранения документации (в т.ч. медицинской), о локальных право...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1657
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок