Рассмотрение дел об административных правонарушениях органами госсаннадзорa

В статье системно разобраны основные вопросы, связанные с рассмотрением дела об административном правонарушении органами государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора).

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

4058 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Рассмотрение дела об административном правонарушении (далее — ДАП) — вторая стадия административного процесса после подготовки ДАП к рассмотрению. Именно на данной стадии окончательно решается вопрос о наличии или отсутствии административного правонарушения, о виновности или невиновности конкретного лица в совершении такого правонарушения, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс и освобождающие от административной ответственности, определяется мера административной ответственности и выносится постановление о ее применении.

Данная стадия начинается после окончания подготовки ДАП к рассмотрению и направления дела в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, имеет установленную продолжительность и завершается вынесением одного из видов постановлений, перечисленных в ч. 1 ст. 11.10 ПИКоАП.

Процессуальным основанием рассмотрения ДАП является протокол об административном правонарушении, составленный компетентным должностным лицом органа госсаннадзора (ст. 3.29, 3.30 ПИКоАП) или другого государственного органа в соответствии с требованиями ст. 10.2 ПИКоАП, направленный вместе с другими материалами дела в адрес должностного лица органа госсаннадзора, уполномоченного рассматривать дело.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дня получения уполномоченным на его рассмотрение должностным лицом органа госсаннадзора протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 11.2 ПИКоАП). Другие материалы дела — протокол опроса, осмотра, материалы контрольной (надзорной) деятельности и т. д.

Рассмотрение ДАП может быть приостановлено в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11.2 ПИКоП (О порядке приостановления рассмотрения ДАП читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 7 (2019)).

В стадии рассмотрения ДАП условно можно выделить 4 подстадии:

  1. Подготовка к рассмотрению ДАП.
  2. Фактическое рассмотрение ДАП.
  3. Вынесение постановления по результатам рассмотрения ДАП.
  4. Объявление вынесенного постановления и вступление его в законную силу.

Подстадия 1. Подготовка к рассмотрению ДАП

Задачами подготовки к рассмотрению ДАП являются: уточнение фактических обстоятельств совершения административного правонарушения; определение подлежащего применению законодательства; определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела (предмета доказывания); разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников административного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств.

При подготовке к рассмотрению ДАП должностному лицу органа госсаннадзора, уполномоченному на рассмотрение дела, необходимо разрешить следующие вопросы:

1) относится ли к компетенции органа госсаннадзора рассмотрение данного дела. Первое, что требуется выяснить при получении материалов дела, — не нарушена ли подведомственность (по данной теме читайте: Соколовская Т. «Подведомственность дел об административных правонарушениях органам и учреждениям государственного санитарного надзора», № 10 (2017), с. 17; Соколовская Т. «Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях органам государственного санитарного надзора», № 11 (2017), с. 26).

Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители от имени органов госсаннадзора (должностная подведомственность) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.17, ст. 15.5115.53, ч. 2 ст. 15.63, ст. 16.8, ч. 2 ст. 21.14, ч. 1 ст. 21.16 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов госсаннадзора (видовая подведомственность) (см.: ст. 3.10 ПИКоАП). Территориальная подведомственность определяется на основании ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП.

Если данное дело не соответствует видовой, должностной или территориальной подведомственности, его необходимо направить в другой государственный орган (должностному лицу) по подведомственности (см.: ч. 2 ст. 11.3 ПИКоАП).

Если после вынесения постановления по делу будет установлено, что дело рассмотрено должностным лицом органа госсаннадзора с нарушением требований о подведомственности, то такое постановление подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 12.14-1 ПИКоАП, и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);

2) выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс. Перечень обстоятельств, исключающих административный процесс в отношении физического лица (далее — физлицо), определен в ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП, в отношении юридического лица (далее — юрлицо), индивидуального предпринимателя — в ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП (по данной теме читайте: Соколовская Т. «Основания для начала административного процесса и обстоятельства, его исключающие», № 1 (2018), с. 30).

При выявлении на стадии подготовки к рассмотрению ДАП одного из таких обстоятельств выносится постановление о прекращении ДАП, которое вступает в законную силу с момента его вынесения (см.: ч. 1 ст. 10.27,п. 2 ч. 1 ст. 10.26 ПИКоАП);

3) истребовать необходимые дополнительные материалы. При подготовке к рассмотрению ДАП необходимо решить вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. На данном этапе должностное лицо органа госсаннадзора не вправе оценивать доказательства, предрешать вопрос о виновности — его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в процессе рассмотрения ДАП;

4) известить лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения. Лица, участвующие в рассмотрении ДАП, и обязательность их присутствия определены в ст. 11.4 ПИКоАП.

Лицо, участвующее в административном процессе, вызывается повесткой, которая вручается ему под расписку, а в случае его временного отсутствия — совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение. Юрлицо, участвующее в административном процессе, о вызове его представителя извещается повесткой, направляемой по месту нахождения юрлица. Вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть сделан также повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи.

В повестке указываются, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин (см.: ч. 1, 3 ст. 10.9 ПИКоАП). Унифицированная форма повестки применительно к сфере государственного санитарного надзора отсутствует*.

* Образец повестки вы можете скачать по ссылке

На данной подстадии ДАП может быть возвращено направившему его государственному органу. ПИКоАП допускает возможность соединения ДАП (о возвращении и соединении ДАП читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 7 (2019)).

Подстадия 2. Фактическое рассмотрение ДАП

Данная подстадия предполагает проведение слушания дела, рассмотрение дела по существу (о последовательности процессуальных действий при рассмотрении ДАП читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 7 (2019)).

Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при непосредственном рассмотрении дела, определен в ст. 11.6 ПИКоАП и включает в себя следующие:

1) было ли совершено административное правонарушение. Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (см.: ст. 2.2 КоАП).

Практика свидетельствует, что в сфере госсаннадзора подавляющее большинство нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-­эпидемиологического благополучия населения признаются оконченными именно с момента их совершения, а не наступления последствий;

2) виновно ли данное физлицо в совершении данного административного правонарушения. Виновным в совершении административного правонарушения в области обеспечения санитарно-­эпидемического благополучия населения может быть признано лишь вменяемое физлицо (ч. 2 ст. 3.1 КоАП), совершившее противоправное деяние умышленно (ст. 3.2 КоАП) или по неосторожности (ст. 3.3 КоАП) (о формах вины физлица в совершении административного правонарушения и доказывании вины читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 8 (2019));

3) подлежит ли данное физлицо административной ответственности. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физлицу, совершившему административное правонарушение.

Не подлежит административной ответственности физлицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие психического расстройства (заболевания) (см.: ст. 4.4 КоАП);

4) имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, определен в ст. 7.2, 7.3 КоАП. Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, в качестве же смягчающих по решению главного государственного санитарного врача административной территории (его заместителя) могут быть признаны и другие обстоятельства.

Применительно к сфере государственного санитарного надзора наиболее часто при рассмотрении ДАП встречаются следующие смягчающие обстоятельства: чистосердечное раскаяние физлица, совершившего административное правонарушение; исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физлица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка (см.: п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 7.2 КоАП). При этом малолетним признается физлицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста 14 лет (см.: ст. 1.3 КоАП).

В качестве отягчающих обстоятельств наиболее распространены: совершение административного правонарушения повторно; совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей (см.: п. 2, 10 ч. 1 ст. 7.3 КоАП).

В соответствии со ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в п. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза;

5) причинен ли вред административным правонарушением. Решение указанного вопроса имеет очень важное значение, поскольку законом устанавливается безусловная обязанность виновного лица возместить причиненный вред;

6) виновно ли юрлицо в совершении административного правонарушения. Юрлицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были приняты все меры по их соблюдению (см.: ст. 3.5 КоАП);

7) подлежит ли юрлицо административной ответственности,если статьей Особенной части КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юрлица. Юрлицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. При этом наложение административного взыскания на юрлицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юрлица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юрлица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юрлицо (см.: ст. 4.8 КоАП);

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К таким обстоятельствам относится, в частности, установление сроков наложения административного взыскания, определенных ст. 7.6 КоАП.

При рассмотрении ДАП также обязательно проверить наличие полномочий лица на составление протокола об административном правонарушении (ст. 3.30 ПИКоАП), выяснить обстоятельства, определенные ст. 6.2 ПИКоАП (обстоятельства, подлежащие доказыванию), а также в ст. 5.1–5.5 главы 5 КоАП (обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением), в ст. 8.1–8.7 главы 8 КоАП (основания для освобождения от административной ответственности).

Подстадия 3. Вынесение постановления по результатам рассмотрения ДАП

На этой подстадии дается правовая окончательная оценка поведения лица, в отношении которого ведется административный процесс, устанавливается виновность или невиновность, определяется мера воздействия.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо органа госсаннадзора выносит постановление о наложении административного взыскания, либо постановление о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части, либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении (см.: ч. 1 ст. 11.10 ПИКоАП).

Принятое постановление должно быть законным, обоснованным, справедливым (см.: ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.14 ПИКоАП) и содержать сведения, указанные в ст. 11.9 ПИКоАП(о требованиях к указанным постановлениям читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 8 (2019)).

Подстадия 4. Объявление вынесенного постановления и вступление его в законную силу

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, его представителя, защитника им под расписку вручается копия постановления.

Копия постановления по ДАП в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении ДАП либо по его ходатайству направлена посредством факсимильной, электронной или другой связи, в т. ч. с использованием сети Интернет (см.: ч. 1, 2 ст. 11.11 ПИКоАП).

Постановление по ДАП вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано), за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 3–1 ст. 10.3 ПИКоАП.

Заключение

Полное и точное выполнение требований КоАП и ПИКоАП на этапе рассмотрения ДАП способствует достижению задач административного процесса — обеспечению защиты личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юрлиц, общества и государства путем своевременного, всестороннего, полного и объективного рассмотрения ДАП, разрешения их в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также предупреждения административных правонарушений.

Односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения, существенное нарушение требований ПИКоАП и КоАП, неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность, несоответствие назначенного административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения являются основаниями к отмене или изменению постановления по ДАП.  

Мероприятия государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы в части ответственности
Согласно п. 8, 16, 33 комплекса мер по реализации первого этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г. в сфере ответственности указанных субъектов планируется реализовать следующие меры:
– подготовка предложений в Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности в части повышения эффективности профилактической и предупредительной работы (срок исполнения — март 2020 г., исполнители — Минэкономики, РОГУ, форма исполнения — предложения в Правительство);
– продолжение работы по совершенствованию уголовного законодательства и законодательства об административной ответственности в части дальнейшей его либерализации, соответствию размера ответственности размеру причиненного ущерба, степени общественной опасности деяний (срок исполнения — декабрь 2019 г., исполнители — Минэкономики, МВД, форма исполнения — предложения в Правительство);
– введение практики опубликования мотивировочной части судебных постановлений, обеспечения доступа к информации о деятельности судов (срок исполнения — декабрь 2020 г., исполнитель — Верховный Суд, форма исполнения — проект нормативного правового акта).
Редакция

4058 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 910
• • •

В Минске состоялась VIII отчетно-выборная конференция Минской городской организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения

12 ноября 2024 г. в ходе VIII отчетно-выборной конференции Минской городской организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения рассмотрены десятки вопросов, в...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 25
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок