Последствия незаконного использования бюджетных средств больницей

В статье на примере судебного дела рассмотрены вопросы незаконного использования бюджетных средств государственной медицинской организацией.

Воронко Николай

юрист

1122 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Больница подала апелляционную жалобу в апелляционную инстанцию экономического суда области на решение экономического суда области по делу, рассмотренному по заявлению больницы к Главному управлению Министерства финансов Республики Беларусь по области о признании недействительным требования (предписания) об устранении выявленных нарушений.

Причины подачи апелляционной жалобы больницей

На основании постановления следователя по особо важным делам следственного управления УСК Республики Беларусь по области от 6 марта 2014 г. о назначении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, предписания на проведение проверки от 24 марта 2014 г. Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по области (далее — ГУМФО) провело внеплановую документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности больницы за период с 18 марта 2008 г. по 28 февраля 2014 г.

По результатам проверки составлен акт проверки от 8 июля 2015 г. и вынесено требование (предписание) об устранении выявленных нарушений.

В ходе проверки ГУМФО установило использование больницей средств с нарушением законодательства. В частности, допущено незаконное перечисление денежных средств на карт-счета работников больницы.

С учетом возмещения больницей в доход бюджета денежных средств, использованных с нарушением законодательства, по требованию (предписанию) больнице предписано возместить в доход областного бюджета средства, использованные с нарушением законодательства, в общей сумме 36 124,13 руб., а также проценты на эту сумму.

Данная сумма не была перечислена больницей в бюджет, поскольку, по мнению больницы, являлась предметом хищения в результате действий главного бухгалтера, начальника ПЭО и ведущего бухгалтера. Больница не знала о совершаемых хищениях и не принимала решений о перечислении денежных средств.

Денежные средства перечислялись виновными лицами самовольно с нарушением законодательства. Больница является юридическим лицом, понесшим вред от преступления.

Решением экономического суда области больнице отказано в удовлетворении заявления к ГУМФО в полном объеме.

Что выяснил экономический суд апелляционной инстанции?

В соответствии с актом проверки в ходе проверки ГУМФО произвело сверку сумм, начисленных работникам больницы в качестве заработной платы, указанных в лицевых счетах, с суммами, фактически перечисленными на карт-счета работников согласно спискам на перечисление заработной платы, предоставленным для проверки банком.

Проверкой установлены случаи, когда на карт-счета работников перечислялись денежные средства, не подлежащие перечислению в соответствии с указанными в лицевых счетах сведениями о начисленной и выплаченной заработной плате и приравненных к ней платежах, за фактически невыполненную и не подлежащую оплате работу.

На основании этого ГУМФО сделан вывод, что в указанных случаях имело место использование средств с нарушением законодательства в результате незаконного перечисления денежных средств на карт-счета работников больницы и применены меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее — БК).

С законностью и обоснованностью таких выводов ГУМФО согласился суд первой инстанции.

Постановление экономического суда апелляционной инстанции

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей больницы и ГУМФО, экономический суд апелляционной инстанции посчитал выводы ГУМФО и решение суда первой инстанции законными и обоснованными, а доводы больницы — несостоятельными.

Экономический суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу больницы без удовлетворения, а решение экономического суда области от 12 июня 2017 г. — без изменения.

Правовые основания постановления экономического суда апелляционной инстанции

О порядке расходования бюджетных средств

1. Больница является получателем бюджетных средств.

Справочно: получатель бюджетных средств — бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БК).

2. Как получатель бюджетных средств больница обязана использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями БК и иными актами законодательства, эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением (подп. 2.1-1, 2.2 п. 2 ст. 82 БК).

3. Организации расходуют бюджетные средства, средства, полученные в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, средства целевого назначения и средства, полученные из иных источников в соответствии с действующим законодательством, в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, соблюдая финансовую дисциплину и целевое направление средств, обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств*.

* п. 9 Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. № 15.

4. Для перечисления денежных средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов фондов получатель бюджетных средств представляет в территориальное казначейство заявку*.

* п. 16 Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 63.

5. Перечисление юридическим лицом (далее — организация) денежных средств в форме безналичных расчетов производится путем оформления им платежных поручений.

6. На первых экземплярах оформленных на бумажном носителе платежных поручений проставляются оттиск печати, подпись должностного лица организации, уполномоченного распоряжаться денежными средствами на ее счете. 

Платежные поручения, сформированные в виде электронных документов, подписываются электронной цифровой подписью должностного лица организации. Платежные поручения, сформированные в виде электронных сообщений, подтверждаются организацией с применением программно-аппаратных средств и технологий.

Клиентом банка (плательщиком) при осуществлении банковских переводов при этом является организация*.

* п. 2, 7 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 (далее — Инструкция № 66).

7. Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в расчетных и иных документах, несет плательщик, их оформивший (п. 13 Инструкции № 66).

8. Организация — клиент банка может оформить платежное поручение на перевод банку-получателю денежных средств, предназначенных для зачисления на счета или выплаты бенефициарам — физическим лицам, по списку. Список представляется в банк-отправитель вместе с платежным поручением. Организация-плательщик несет ответственность за достоверность содержащейся в списке информации (п. 29 Инструкции № 66).

9. При перечислении органами государственного казначейства денежных средств по списку каждый его лист заверяется подписями должностных лиц распорядителя (получателя) бюджетных средств и оттиском печати (п. 31 Инструкции № 66).

10. Определение расходов по бюджетным сметам производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств; расходы, включаемые в бюджетные сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации*.

* п. 14, 15 Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8.

Таким образом, больница, как получатель бюджетных средств, предпринимает ряд действий, направленных на получение и использование средств областного бюджета, в т.ч. производит расчет необходимых сумм денежных средств, оформляет и представляет в территориальное казначейство заявки, в которых отражает обязательства областного бюджета по перечислению бюджетных средств.

Больница, как юридическое лицо, бюджетная организация, оформляет и передает в банк платежные поручения на перечисление денежных средств. Именно больница (как юридическое лицо, клиент банка, плательщик) несет ответственность за достоверность и правильность сведений, указанных в расчетных документах (в платежных поручениях с приложенными списками), которые передаются в банк для зачисления (перевода) денежных средств бенефициарам — физическим лицам.

Главный бухгалтер, начальник ПЭО, ведущий бухгалтер являлись должностными лицами больницы и действовали от ее имени. В результате их действий, в т.ч. по причине использования электронной цифровой подписи главного врача больницы и отсутствия контроля за ее использованием, больницей допущено использование с нарушением законодательства денежных средств в виде незаконного их перечисления на карт-счета отдельных работников.

При этом независимо от того, было ли допущено использование средств с нарушением действующего законодательства в результате умышленных действий должностных лиц либо ввиду счетной ошибки, ответственность за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств должна нести больница, как получатель бюджетных средств.

Признание больницы гражданским истцом по уголовному делу не влияет на ее обязанность возместить незаконно полученные и использованные с нарушением законодательства средства в бюджет в связи с допущенным нарушением бюджетного законодательства.

О мерах принуждения

1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных БК и иными актами бюджетного законодательства, при получении и использовании бюджетных средств признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (ст. 133 БК).

2. За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены, в частности, следующие меры принуждения: приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств; взыскание бюджетных средств; приостановление операций по счетам в банке; начисление и взыскание пени.

3. Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов (п. 1, 2 ст. 134 БК).

4. Основанием для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства является незаконное получение средств из бюджета, использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (ст. 135 БК).

Справочно: под незаконным получением средств из бюджета следует понимать получение организацией бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета, в том числе излишнее получение бюджетных средств в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п. 1 ст. 136 БК).

5. Незаконное получение средств из бюджета, использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства влекут приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств либо взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты такого использования по дату возмещения (взыскания) (п. 2 ст. 136п. 2 ст. 138 БК).

Таким образом, решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений ГУМФО являются обязательными для исполнения больницей как проверяемым субъектом.

1122 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок