Прежде чем мы перейдем к правовым аспектам незаконной выплаты премий работникам больницы, напомним, что больница подала жалобу в апелляционную инстанцию экономического суда области на решение по делу, рассмотренному по заявлению больницы к Главному управлению Министерства финансов Республики Беларусь по области (далее — ГУМФО), о признании недействительным требования (предписания) об устранении выявленных нарушений.
Причиной обращения больницы в экономический суд апелляционной инстанции явилось решение экономического суда области, которым больнице было отказано в удовлетворении заявления к ГУМФО в полном объеме.
Напомним, что на основании постановления следователя по особо важным делам следственного управления УСК Республики Беларусь по области от 6 марта 2014 г. о назначении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, предписания на проведение проверки от 24 марта 2014 г. ГУМФО провело внеплановую документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности больницы за период с 18 марта 2008 г. по 28 февраля 2014 г. По результатам проверки составлен акт проверки от 8 июля 2015 г. и вынесено требование (предписание) об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки ГУМФО установило использование больницей бюджетных средств с нарушением законодательства. Помимо незаконного перечисления денежных средств на карт-счета работников больницы, было выявлено незаконное получение средств из бюджета на премирование в 2012 и 2013 гг., незаконное получение средств из бюджета по статье 1.10.02.00 «Начисления на заработную плату» в 2012 г.
Проверкой порядка использования бюджетных средств, направленных на премирование специалистов учреждения, установлено, что в проверяемом периоде на премирование работников направлены средства бюджета, превышающие 20 % суммы окладов (ставок) работников данного учреждения и экономии средств, предусмотренных на оплату труда, в результате чего незаконно получены средства областного бюджета и направлены на премирование в 2013 г.
Постановление экономического суда апелляционной инстанции
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей больницы и ГУМФО, экономический суд апелляционной инстанции посчитал выводы ГУМФО и решение суда первой инстанции законными и обоснованными, а доводы больницы несостоятельными.
В части рассматриваемых нарушений использования бюджетных средств экономический суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу больницы без удовлетворения, а решение экономического суда области от 12 июня 2017 г. — без изменения.
Правовые основания постановления экономического суда апелляционной инстанции
1. В соответствии с п. 5 Порядка выплаты премии работникам учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь* (далее — Порядок) на премирование работников учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете, может расходоваться фонд оплаты труда в объеме, определенном на эти цели в бюджете на год. Руководителям учреждений и организаций, содержащихся за счет средств бюджета, предоставлено право также использовать на эти цели экономию средств, предусмотренных на оплату труда.
* Утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 ноября 1997 г. № 299 (приложение 1).
2. Согласно п. 10 Порядка основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, оперативного учета. Фонд премирования образуется из средств, предусмотренных по смете расходов на данный период (месяц, квартал), и суммы экономии фонда оплаты труда, образовавшейся за прошлый период (месяц, квартал, полугодие и т.д.).
3. Экономия по фонду оплаты труда определяется как разница между ассигнованиями, предусмотренными по смете расходов на эти цели, и фактическими расходами за соответствующий отчетный (с начала года) период (месяц, квартал и т.д.).
4. Расходы на выплату заработной платы и премий производятся в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного по смете расходов учреждения на текущий год. Уточнение плана по фонду оплаты труда под кассовые расходы не производится.
5. Согласно акту проверки планирование средств бюджета по статье 01.10.01.00 «Заработная плата рабочих и служащих», необходимых для премирования работников больницы в проверяемом периоде, осуществлялось исходя из расчета 20 % суммы окладов (ставок) работников учреждения. Положением о премировании сотрудников больницы из бюджетных средств определено, что финансовыми источниками для премирования работников учреждения являются средства, выделяемые из бюджета по смете расходов (20 % планового фонда заработной платы), а также экономия средств, предусмотренных на оплату труда.
Таким образом, при расчете суммы средств на премирование работников больницы, в т.ч. экономии по фонду оплаты труда, ГУМФО приняты фактические расходы по фонду оплаты труда за соответствующий отчетный год на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативного учета, что соответствует Порядку. Выводы проверки и решение суда первой инстанции по данному вопросу также являются законными и обоснованными.