Порядок составления протокола об административном правонарушении

В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с составлением органами государственного санитарного надзора протокола об административном правонарушении, а также последствия нарушения требований ПИКоАП в этой части.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

2442 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В предыдущем номере журнала в статье «Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению» мы рассмотрели основные элементы одной из стадий административного процесса — подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

В данной статье остановимся подробнее на вопросах оформления такого процессуального документа, как протокол об административном правонарушении (далее — протокол об АП). Напомним, что составлением протокола об административном правонарушении заканчивается стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, когда отсутствуют обстоятельства для прекращения дела.

Когда составляется протокол об АП?

Протокол об АП является источником доказательств (ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП) и основным процессуальным документом, на основании которого в дальнейшем принимается решение по делу об административном правонарушении, составление которого обязательно (ч. 1 ст. 10.2 ПИКоАП) во всех случаях, кроме предусмотренных ПИКоАП.

Когда не требуется составлять протокол об АП?

Применительно к сфере государственного санитарного надзора данный протокол не составляется в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об АП. В этом случае должностное лицо органа государственного санитарного надзора, уполномоченное составлять протокол об АП, выносит постановление о наложении административного взыскания (в соответствии с санкцией статьи Особенной части КоАП), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. 

Протокол об АП также не составляется, если не установлено лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение (ч. 3, 6 ст. 10.3ч. 3 ст. 3.29 ПИКоАП).

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что упрощенный порядок ведения административного процесса (т.е. без составления протокола об АП) в сфере деятельности органов государственного санитарного надзора применяется очень редко.

Кто имеет право составлять протокол об АП?

Составлять протоколы об АП и осуществлять подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению имеют право уполномоченные на это должностные лица органов государственного санитарного надзора.

К ним относятся:

  • главные врачи ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минского городского, городских, районных, зональных, районных в городах центров гигиены и эпидемиологии (далее — учреждения госсаннадзора);
  • заместители главных врачей учреждений госсаннадзора — из числа врачей;
  • заведующие отделами, отделениями, врачи-гигиенисты, врачи-паразитологи, врачи-эпидемиологи учреждений госсаннадзора;
  • помощники врачей-гигиенистов, врачей-паразитологов, врачей-эпидемиологов, энтомолога учреждений госсаннадзора;
  • заведующие лабораториями, врачи-лаборанты, врачи-бактериологи, врачи-вирусологи, врачи-валеологи, фельдшеры-валеологи;
  • заместитель Министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь;
  • начальник, заместитель начальника, главные специалисты отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики Минздрава.

Указанные лица вправе составлять протоколы об АП только по правонарушениям, предусмотренным ч. 2 ст. 12.17, ст. 12.46, ч. 1 ст. 15.4, ст. 15.51–15.53, ч. 2 ст. 15.63, ст. 16.7, 16.8, ч. 2 ст. 21.14, ч. 1 ст. 21.16, ст. 23.123.5, ч. 7 ст. 23.11, ч. 4 ст. 23.12, ст. 24.4–24.6 КоАП*.

*Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. №74 "О наделении должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению"

Составление протокола об АП

По общему правилу протокол об АП составляется в присутствии физического лица, представителя юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс (далее — заинтересованные лица). 

На необходимость личного присутствия заинтересованного лица при составлении протокола об АП указывает последствие неявки этого лица в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола, а также то, что копия данного протокола должна быть вручена ему под расписку (ч. 5, 6 ст. 10.2 ПИКоАП).

Для составления протокола об АП должностное лицо органа, ведущего административный процесс, повесткой вызывает заинтересованное лицо в орган, ведущий административный процесс (ч. 1 ст. 10.9 ПИКоАП).

Протокол об АП может быть составлен в отсутствие заинтересованного лица.

Решение вопроса о возможности составления протокола об АП и проведении иных процессуальных действий в отсутствие заинтересованного лица ставится в зависимость от выполнения требований действующего законодательства, направленных на обеспечение соблюдения прав лиц, в отношении которых ведется административный процесс, в т.ч. путем направления извещений с уведомлением по имеющимся адресам, повесток о вызове для дачи объяснений, принятия мер к установлению местонахождения лица.

Это важно
Составление протокола об АП в отсутствие заинтересованного лица, неуведомленного надлежащим образом о необходимости принятия участия в его составлении, и, соответственно, без соблюдения процедуры разъяснения прав и обязанностей влечет нарушение прав этого лица и является безусловным основанием для отмены постановления о наложении административного взыскания.

Форма и содержание протокола об АП

Протокол об АП следует составлять по форме, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 февраля 2007 г. № 17 «Об утверждении форм документов об административных правонарушениях».

Основной обязательный объем реквизитов и сведений, которые должны быть отражены в протоколе об АП, включает в себя:

  • дату и место составления протокола, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
  • время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП,

    предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

  • фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

  • отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности (ст. 10.6 ПИКоАП);

  • перечень материалов, прилагающихся к протоколу об АП;

  • иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП).


К числу иных сведений, исходя из анализа норм ПИКоАП, относятся:

  • запись об отказе заинтересованного лица от подписания протокола об АП или о неявке указанного лица в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола (ч. 3 ст. 10.2 ПИКоАП);
  • замечания и объяснения заинтересованных лиц по содержанию протокола. Делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола об АП — это право заинтересованных лиц (ч. 4 ст. 10.2 ПИКоАП);
  • отметка о применении технических средств, если по решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса применялась
    звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка и др. (ч. 3 ст. 10.4 ПИКоАП);
  • отметка об отказе заинтересованного лица, свидетеля, понятого, переводчика, другого лица, участвующего
    в производстве процессуального действия, от подписания протокола об АП с заверяющей подписью лица, составившего протокол, а также объяснение указанных лиц о причинах отказа (ч. 1 ст. 10.5 ПИКоАП);
  • отметка о невозможности одного из лиц, упомянутых в предыдущем абзаце, собственноручно подписать
    протокол об АП вследствие физических недостатков, заболевания или неграмотности с указанием причин,
    в силу которых протокол не мог быть подписан собственноручно этим лицом. Данная отметка заверяется подписями лиц, участвующих в производстве процессуального действия (ч. 2 ст. 10.5 ПИКоАП);
  • устные ходатайства участников административного процесса. Письменные ходатайства приобщаются к
    делу (ч. 1 ст. 10.7 ПИКоАП);
  • отметка о полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства с указанием мотивов отказа (ч. 2 ст. 10.4 ПИКоАП);
  • запись о проведении осмотра (если не составляется протокол осмотра). При этом в протоколе об АП должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания, если таковые имеются (ст. 10.13 ПИКоАП);
  • запись об ознакомлении заинтересованного лица, лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, по-

    терпевшего, их законных представителей или представителей, защитника с материалами дела (ч. 1, 2 ст. 10.28 ПИКоАП);

  • подпись лица, составившего протокол, и подписи заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 10.2 ПИКоАП).


На этапе составления протокола об АП особое внимание следует обратить на оформление описательной части протокола в части отражения в полном объеме сведений, характеризующих само административное правонарушение и обстоятельства его совершения. В частности, фиксирование времени, места и обстоятельств совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение.

Это важно
При оформлении протокола об АП следует помнить, что фактически любое нарушение порядка его оформления, предусмотренного ПИКоАП, может послужить впоследствии основанием для отмены вынесенного решения по делу.

В случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об АП либо к перечню прилагаемых к нему материалов судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в пятидневный срок возвращают дело об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения, вынося соответствующее постановление (ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП).

Вручение (направление) копии протокола об АП

По окончании составления протокол об АП подписывается лицом, его составившим, а также заинтересованным лицом. Последнему вручается под расписку копия протокола. В случае же неявки заинтересованного лица в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола об АП копия протокола направляется ему по почте в течение трех дней со дня его составления (ч. 3, 5, 6 ст. 10.2 ПИКоАП).

Ознакомление с материалами дела

Заинтересованное лицо, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший, их законные представители или представители, защитник имеют право ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении в день окончания подготовки дела, заявив об этом ходатайство. При наличии такого ходатайства должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано представить все материалы дела для ознакомления.

При ознакомлении с делом указанные лица могут заявлять ходатайства о проведении дополнительных процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств дела (ч. 1 ст. 10.28 ПИКоАП).

Заключение

Соблюдение установленных ПИКоАП требований к составлению протокола об АП является гарантией законности ведения административного процесса в отношении заинтересованного лица и обстоятельством, исключающим отмену постановления о привлечении лица к административной ответственности по основаниям, связанным с дефектами составления протокола об АП.

Также следует отметить, что при оценке протокола об АП как доказательства по делу об административном правонарушении на этапе обжалования (опротестования) устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о допущенных органом, ведущим административный процесс, нарушениях норм материального и процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, и степень их влияния на права и законные интересы лица, привлекаемого к ответственности, предоставляемые ему действующим законодательством.

Что касается разъяснения прав и обязанностей заинтересованному лицу, то его целесообразно осуществлять в заранее разработанной форме, которую в случае возникновения спорной ситуации на этапе обжалования можно будет предоставить в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять рассмотрение жалобы, для подтверждения факта ознакомления.

2442 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 772

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2138
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок