Должностные лица органов госсаннадзора наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 21.16 КоАП*, подготовку дел об административных правонарушениях по части первой указанной статьи к рассмотрению, а также на рассмотрение данной категории административных дел в случаях, когда протоколы об их совершении составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора**.
* Статья 21.16. Нарушение правил пользования жилыми помещениями.
** ч. 1 ст. 3.10, п. 6 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. № 74 «О наделении должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».
На практике трудности по применению ч. 1 ст. 21.16 КоАП должностными лицами органов госсаннадзора связаны со следующими обстоятельствами:
1) в ч. 1 ст. 21.16 КоАП установлен довольно широкий перечень правонарушений в сфере пользования жилыми помещениями, требующий анализа норм жилищного законодательства и их соотнесения с компетенцией органов госсаннадзора;
2) составлять протоколы об административных правонарушениях в целом по ст. 21.16 КоАП, т. е. в том числе по ч. 1 ст. 21.16 КоАП, уполномочены должностные лица:
- сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (далее — исполкомы, администрации);
- организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (далее — организации ЖКХ) (п. 2, 12 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
То есть возникает вопрос о взаимодействии между органами госсаннадзора с одной стороны и исполкомами, администрациями / организациями ЖКХ с другой.
К слову, рассматривать дела по ст. 21.16 КоАП, когда протоколы об административных правонарушениях составлены должностными лицами исполкомов, администраций, организаций ЖКХ, уполномочены только судьи районных (городских) судов (ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП), в то время как дела по протоколам, составленным должностными лицами органов госсаннадзора, уполномочены рассматривать соответствующие должностные лица этих органов;
3) обязанности в сфере пользования жилыми помещениями законодательством возложены не только на граждан, но и на организации ЖКХ. Следовательно, необходимо понимать, когда виноват жилец, а когда организация ЖКХ.
К отмеченным проблемным моментам вернемся чуть далее при рассмотрении признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП.
Как известно, состав административного правонарушения включает в себя объективные признаки (объект, объективная сторона) и субъективные признаки (субъект, субъективная сторона). Рассмотрим эти признаки подробнее.
Объект правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП
Объектом правонарушения принято считать группу общественных отношений, на которые посягает данное правонарушение; которым вследствие его совершения причиняется вред.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП, выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка пользования жилыми помещениями.
Порядок пользования жилыми помещениями определен Жилищным кодексом Республики Беларусь(ст. 26 ЖК) (далее — ЖК) и Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений(утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399) (далее — Правила).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП
Объективная сторона правонарушения — это все те элементы деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица. Административная ответственность по ч. 1 ст. 21.16 КоАП наступает за совершение действий (бездействие), признаки которых приведены в указанной части статьи КоАП. Условно их можно выделить в три группы. Рассмотрим каждую из них отдельно.
1. Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем.
Пользование и содержание жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов осуществляются в соответствии с Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п. 5 Правил).
Обязанность граждан соблюдать Правила закреплена в абз. 5 п. 1 ст. 26 ЖК и подп. 7.2 п. 7 Правил.
Обязанность граждан обеспечивать в жилых и вспомогательных помещениях сохранность конструктивных элементов и инженерных систем закреплена в подп. 7.4 п. 7 Правил.
Согласно Правилам в обязанности граждан также входит соблюдать установленные для проживания санитарно-эпидемиологические и технические требования; содержать в чистоте и порядке жилые помещения, включая подсобные, балконы и лоджии, не сорить в кабинах лифтов, вспомогательных помещениях жилых домов и на придомовой территории; выносить мусор, твердые коммунальные отходы в специально отведенные места, производить чистку ковров и иных бытовых вещей в местах, определяемых организацией ЖКХ; пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме, и др.
Справочно: с 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий) (подп. 7.2, 7.5, 7.10 п. 7 Правил).
В п. 3 Правил определены обязанности организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, уполномоченных лиц по управлению общим имуществом, а также товариществ собственников и организаций застройщиков, осуществляющих обслуживание жилых домов самостоятельно. Эти организации обязаны обеспечивать:
- сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством;
- соблюдение Правил собственниками жилых помещений, нанимателями, поднанимателями жилых помещений, арендаторами жилых помещений, членами организации застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иными лицами, имеющими право владения и пользования жилыми помещениями.
Требования, которые обязаны соблюдать указанные организации, закреплены в п. 13 Правил.
Представляется, что органы госсаннадзора должны осуществлять контроль за выполнением Правил именно вышеуказанными организациями с учетом возложенных на них обязанностей, упомянутых выше.
2. Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций.
Вопросы переустройства и (или) перепланировки регулируются ст. 17, 18 ЖК и Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки(утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384).
3. Использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания.
Обязанность граждан и организаций использовать жилые помещения в соответствии с их назначением закреплена в абз. 4 п. 1 ст. 26 ЖК и подп. 7.1 п. 7 Правил.
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (п. 14 ст. 1, п. 1 ст. 14 ЖК, п. 2 ст. 272 ГК)
Использование жилого помещения не по назначению допускается только после перевода его в нежилое (п. 2 ст. 14 ЖК). Исключения из этого правила определены в ст. 14 ЖК. Независимо от этого не допускается размещение в жилых домах промышленных производств (п. 3 ст. 272 ГК).
Субъект правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП
Под субъектом правонарушения понимаются отдельные лица или организации, которые нарушают предписания правовых норм. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются физические лица, достигшие возраста 16 лет, и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП
Субъективная сторона правонарушения — психическое и интеллектуальное (сознательно-волевое) отношение правонарушителя к совершенному деянию и его последствиям. Необходимым элементом субъективной стороны состава правонарушения является вина. Это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла (прямого, косвенного) (ст. 3.2 КоАП) или неосторожности (легкомыслия, небрежности) (ст. 3.3 КоАП). Виновным в совершении рассматриваемого административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо (ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.4 КоАП).
Согласно ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были приняты все меры по их соблюдению.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.16 КоАП
Состав данного правонарушения формальный: для констатации соответствующих нарушений достаточно установить факт их совершения; наступление последствий для квалификации деяния не обязательно.
За совершение любого из рассмотренных трех групп нарушений предусмотрен штраф в размере до 30 базовых величин — на физическое лицо*, а на юридическое лицо — от 30 до 50 базовых величин.
* В качестве специального субъекта административной ответственности по перечисленным в ч. 1 ст. 21.16 нарушениям может выступать должностное лицо организации ЖКХ. Определение понятие «должностное лицо» приведено в ст. 1.3 КоАП (примеч. авт.).
Формы взаимодействия органов госсаннадзора с исполкомами, администрациями / организациями ЖКХ
1. Участие представителей органов госсаннадзора (при необходимости) в проводимых организациями ЖКХ обследованиях состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах.
Порядок проведения и оформления результатов обследования, проверяемые в ходе его вопросы определены в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2013 г. № 221.
В случае выявления нарушений акт обследования и иные материалы обследования направляются в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию района в городе.
К акту обследования, составленному организацией ЖКХ, прилагается технический паспорт многоквартирного, блокированного или одноквартирного жилого дома, квартиры в многоквартирном или блокированном жилом доме и данные о их физическом износе, а при необходимости — заключения проектной или научно-исследовательской организации, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, иные документы.
2. Участие в работе межведомственных комиссий, создаваемых местными администрациями районов г. Минска, для рассмотрения вопросов признания многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 2 мая 2000 г. № 4.
3. Привлечение организаций ЖКХ к рассмотрению обращений, направляемых в адрес органов госсаннадзора, подлежащих рассмотрению в указанных органах с учетом их компетенции. При наличии поводов и оснований по фактам выявленных нарушений Правил при рассмотрении обращений органы госсаннадзора обеспечивают ведение административных процессов по ч. 1 ст. 21.16 КоАП в отношении организаций, обязанных в соответствии с п. 13 Правил обеспечивать контроль за выполнением Правил, а организации ЖКХ — в отношении граждан, допустивших нарушение Правил.
Кроме перечисленных форм взаимодействия на практике имеют место и иные формы взаимодействия указанных органов и организаций и их должностных лиц, цель которых — создание гражданам благоприятных условий для пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов путем предупреждения, пресечение нарушений правил пользования жилыми помещениями, привлечение виновных лиц к административной ответственности и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов.