Продолжаем рассмотрение отдельной категории дел, подведомственных органам госсаннадзора

Ранее в статье Т. Соколовской «Правовая природа дел о нарушениях правил благоустройства и содержания населенных пунктов» мы начали рассмотрение правовой природы дел о нарушениях правил благоустройства и содержания населенных пунктов, подведомственных органам госсаннадзора. В этой статье мы продолжим данную тему.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

522 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В прошлый раз мы обсуждали объективную сторону, а также непосредственно объект правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 22.10 КоАП. Сейчас разберем, кто может быть субъектом данных правонарушений, в чем состоит их субъективная сторона, а также затронем сферу ответственности.

Субъект правонарушения

Под субъектом правонарушения понимаются отдельные лица или организации, которые нарушают предписания правовых норм.

Субъектом рассматриваемых правонарушений являются физические лица, достигшие возраста 16 лет, и юридические лица, нарушившие требования Правил благоустройства и содержания населенных пунктов (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087, в ред. от 25.05.2018, далее — Правила).

Руководителю на заметку
Субъектов рассматриваемого правонарушения по признакам закрепленной за ними территории и конкретизации обязанностей можно условно разделить на две группы.

Первая группа субъектов

К первой группе относятся:

1) физические и юридических лица, которые в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране и использовании земель, о санитарно-­эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству обязаны за счет собственных средств осуществлять работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории;

2) местные исполнительные и распорядительные органы или уполномоченные ими юридические лица (специализированные организации, определенные в п. 3 Правил), выполняющие обязанности землепользователей по благоустройству, содержанию (эксплуатации) территории на землях общего пользования;

3) заказчики, застройщики, подрядчики, осуществляющие строительство, обязанные выполнять на строительной площадке мероприятия по предупреждению нарушения элементов благоустройства и надлежащему содержанию (эксплуатации) прилегающей к ней территории в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (ч. 3 п. 4 Правил).

Вторая группа субъектов

Ко второй группе субъектов относятся:

  • организации общественного питания и бытового обслуживания, а также индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие деятельность в этой сфере, торговые организации (п. 18 Правил);
  • объекты розничной торговли, мелкорозничной торговой сети, реализующие в розлив пивную продукцию (п. 19 Правил);
  • владельцы автозаправочных станций (п. 20 Правил);
  • организации, осуществляющие деятельность на территории строительных площадок, складов, баз и подъездов к ним (п. 21 Правил);
  • органы управления садоводческих товариществ, гаражных и иных потребительских кооперативов, собственники (владельцы) индивидуальных гаражей, расположенных на территории населенных пунктов (п. 22 Правил);
  • юридические и физические лица, а также ИП, которые осуществляют деятельность на территории рекреационных зон, пляжей, других мест отдыха, организованных на водных объектах и их берегах (п. 25 Правил).

Важно
Все вышеперечисленные субъекты могут быть привлечены к административной ответственности органами госсаннадзора.

Субъективная сторона правонарушения

Субъективная сторона правонарушения — психическое и интеллектуальное (сознательно-­волевое) отношение правонарушителя к совершенному деянию и его последствиям.

С учетом ст. 2.3 КоАП необходимым элементом субъективной стороны состава правонарушения является вина. Это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Виновным в совершении рассматриваемой категории административных правонарушений может быть признано лишь вменяемое физическое лицо.

Юридическое лицо несет административную ответственность по ч. 2 ст. 22.10 КоАП, если такое лицо указано в санкции и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 4.6 КоАП привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо.

Руководителю на заметку
Привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

Ответственность за совершенные правонарушения

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным.

Справочно: для констатации соответствующих нарушений достаточно установить факт их совершения, наступление последствий для квалификации данного деяния не является обязательным.

За совершение правонарушения по ч. 2 ст. 22.10 КоАП должностное лицо органа госсаннадзора вправе наложить штраф:

  • на физическое лицо в размере до 25 БВ;
  • на ИП в размере от 10 до 50 БВ;
  • на юридическое лицо в размере от 20 до 100 БВ.

Однако органы госсаннадзора — не единственные, кто может составлять протоколы об административном правонарушении. Должностные лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении по данным категориям дел, а также осуществлять рассмотрение данных категорий дел, представлены в таблице.

Таблица

Органы, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административном правонарушении, а также рассматривать дела о нарушениях правил благоустройства и содержания населенных пунктов

Имеют право составлять протоколИмеют право рассматривать дело

Органы госсаннадзора (п. 6 ч. 1 ст. 3.30 и ст. 3.10 ПИКоАП)

Органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 3.30 и ст. 3.6 ПИКоАП)

Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь
(п. 3 ч. 1 ст. 3.30 и ст. 3.7 ПИКоАП)

Сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах (п. 2 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП)

Сельские, поселковые исполнительные комитеты (ст. 3.3 ПИКоАП)

Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-­коммунальные услуги (п. 25 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП)

Административная комиссия (ст. 3.4 ПИКоАП)

На кого возложены обязанности по выполнению Правил

Обязанности по организации работ по выполнению Правил возложены на местные исполнительные и распорядительные органы (исполнительные комитеты всех уровней, администрации районов в городах).

Спектр обязанностей данных органов достаточно широк. Так, в соответствии с п. 6 Правил указанные органы:

1) ежегодно до 1 декабря утверждают на следующий календарный год ряд планов и мероприятий;

Справочно: утверждение таких планов осуществляется на основании мониторинга объектов благоустройства и содержания (эксплуатации) территории.
Конкретный перечень утверждаемых планов и мероприятий закреплен в п. 6 Правил.

2) ежегодно в весенний и осенний периоды организуют субботники и месячники по санитарной очистке и уборке территории, к участию в которых привлекаются юридические и физические лица, в т. ч. ИП;

3) принимают меры по организации работ по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории и привлечению населения к выполнению этих работ.

Кто осуществляет контроль за соблюдением Правил

Местные исполнительные и распорядительные органы (исполнительные комитеты всех уровней, администрации районов в городах) помимо указанных ранее функций выполняю также координирующую функцию по вопросу контроля за соблюдением Правил, а также обязаны проводить разъяснительную работу по вопросам благоустройства и содержания (эксплуатации) территории (п. 7 Правил).

В качестве наиболее распространенной формы работы по контролю за соблюдением Правил являются комиссионные объезды (осмотры) территорий.

Органами госсаннадзора в рамках контроля за соблюдением Правил в пределах компетенции активно используются такие его формы, как мероприятия технического характера и мониторинги, организуемые и проводимые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Справочно: в случае выявления нарушений санитарно-­эпидемио­логических, гигиенических требований и процедур, порядка обращения с отходами применяются иные меры ответственности в соответствии со ст. 17.5 и 16.44 КоАП. 

522 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

О результатах мониторинга применения контрактной формы найма в госучреждениях здравоохранения

Главный правовой инспектор труда Татьяна Диско, рассказала о результатах мониторинга применения контрактной формы найма на заседании президиума Республиканского комитета...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 222

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2123
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок