Проведение мониторинга в организациях здравоохранения осуществлялось в следующих целях:
- оперативной оценки фактического состояния и условий деятельности организации на предмет соответствия требованиям законодательства;
- выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений;
- анализа качества оказания медицинской помощи.
Справочно: основанием для проведения мониторинга ряда организаций частной формы собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, являлся приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
По каким направления проводился мониторинг
Проведение мониторинга было направлено на оценку:
- соблюдения лицензионных требований;
- ведения и хранения медицинской документации;
- оказания медицинской помощи и ее качества;
- обеспечения технического обслуживания медицинской техники;
- соблюдения законодательства о труде;
- соблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- обеспечения информирования пациентов.
Нарушение лицензионных требований
Одним из направлений проведения мониторинга являлось соблюдение лицензионных требований.
Важно
Одно из нарушений лицензионных требований — осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии.
Основные нарушения, которые выявил мониторинг, представлены ниже.
Пропуск срока
Речь идет о пропуске месячного срока для внесения изменений в лицензию в части:
- изменения наименования субъекта хозяйствования;
- изменения юридического адреса;
- изменения места осуществления лицензируемой медицинской деятельности;
- исключения одной из ранее заявленных работ и услуг в случае увольнения ответственного за осуществление работы или услуги специалиста, если в течение месяца на вакантную должность не принят другой специалист, удовлетворяющий лицензионным требованиям и условиям.
Требования к работникам
Относительно требований, которые предъявляются к работникам, были выявлены следующие нарушения:
Справочно: особое внимание уделялось соблюдению лицензионных требований и условий, установленных в п. 322 Положения, а именно наличию документа о повышении квалификации по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность.
Нарушение порядка ведения документации
Основными нарушениями, которые были выявлены при мониторинге медицинской документации, являются:
1) отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
2) нарушение порядка ведения, заполнения, хранения первичной медицинской документации (п. 329 Положения);
Здесь можно отметить:
- отсутствие заполнения листа назначения и учета нагрузок рентгенологических исследований;
- отсутствие значения КПУ;
- отсутствие структуры КПУ у пациентов контрольных групп;
- неуказание значений и интерпретации индексов гигиены;
- отсутствие подписей врача в дневнике посещений;
- наличие дефектов заполнения зубной формулы;
- отсутствие оформленного согласия пациента на добровольное медицинское вмешательство;
- неполное описание хода лечения и т. д.;
3) не ведутся журнал учета первичного приема посетителей (форма 074/У) и карты физиотерапевтических назначений (форма 044/У);
Справочно: необходимость ведения данной документации при осуществлении работ и услуг по физиотерапии закреплена в приказе Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2004 № 75 «Об утверждении форм учетной медицинской документации организаций здравоохранения» (в ред. от 28.09.2007);
4) несоответствие учетных форм при осуществлении лабораторной диагностики приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2007 № 787 «Об утверждении форм первичной медицинской документации по лабораторной диагностике» (в ред. от 13.08.2021);
5) при осуществлении работ и услуг по стоматологическому профилю не ведутся формы, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.01.2011 № 24 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в стоматологии» (в ред. от 13.08.2021).
Нарушение порядка организации медпомощи
Рассмотрим выявленные в ходе мониторинга нарушения, которые напрямую связаны с обеспечением и организацией медицинской помощи.
Отсутствие аптечки и вспомогательных наборов
В некоторых организациях здравоохранения было установлено отсутствие аптечки для оказания первой медицинской помощи при анафилактическом шоке, а также посиндромных наборов для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях (гипертонический криз, диабетическая кома, отек легких и др.).
Важно
Еще одно из установленных нарушений — отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания медицинской помощи.
Причинение вреда пациенту
В ходе мониторинга были установлены факты выполнения работ и оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые повлекли за собой стойкое расстройство здоровья у пациентов.
Руководителю на заметку
Факт причинения пациенту вреда был подтвержден решением лечебно-контрольного совета Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Кроме того, были установлены факты применения методик лечения и диагностики, не разрешенных для медицинского применения в Республике Беларусь.
Оценка качества
В некоторых организациях были установлены отсутствие приказа о проведении оценки качества и непроведение контроля качества.
Руководителям нужно помнить, что требования о проведении оценки качества медицинской помощи и ведении соответствующей документации предусмотрены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55 «Об оценке качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, экспертизе качества медицинской помощи».
Руководителю на заметку
Были установлены и факты неполного выполнения требований приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.09.2009 № 873 «Об утверждении инструкций по контролю качества клинических лабораторных исследований».
Нарушения при использовании медтехники
Особое внимание при проведении мониторинга было уделено медицинской технике в организациях здравоохранения и в первую очередь обеспечению ее технического обслуживания.
Незарегистрированная техника
Были выявлены факты использования медицинской техники и лекарственных средств, изделий медицинского назначения, не зарегистрированных и (или) не разрешенных для медицинского применения (использования) в Республике Беларусь.
Техническое обслуживание
Мониторингом были установлены:
- нарушения порядка технического обслуживания;
- нарушения оценки технического состояния медицинской техники;
- факты использования медицинской техники без метрологической поверки в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и гарантийными сроками.
К нарушениям было отнесено и отсутствие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их техническое обслуживание и ремонт.
Руководителю на заметку
Были установлены факты наличия неисправной медицинской техники, в т. ч. средств измерений, не прошедших метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.
Нарушения законодательства о труде
Нарушения, которые напрямую связаны с организацией труда медицинских работников, выявленные в ходе мониторинга, представлены в таблице.
Таблица
Типичные нарушения законодательства о труде
Установлены также факты непредставления в Министерство здравоохранения Республики Беларусь в течение месяца со дня назначения документов о назначении на должности:
- руководителя организации здравоохранения;
- руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения,
- медицинских работников;
- иных работников вместо заявленных при получении лицензии;
- медицинских работников дополнительно к работникам, заявленным при получении лицензии.
Нарушения санэпидтребований
Ряд нарушений были связаны с неисполнением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-гигиеническая экспертиза
Нарушением является непроведение санитарно-гигиенической экспертизы с выдачей санитарно-гигиенического заключения на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, оказываемые организацией, или же ее проведение с нарушением установленных сроков.
Справочно: данные требования закреплены в п. 4 Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130, в ред. от 02.02.2022, далее — Специфические санэпидтребования).
Программа производственного контроля
В некоторых случаях программа производственного контроля не соответствовала требованиям п. 15 санитарных правил 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183, в ред. от 01.09.2010), а также законодательства с сфере санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Иные санэпидтребования
Были выявлены нарушения порядка технического обслуживания вентиляционных установок.
Кроме того, в некоторых организациях с работниками не был проведен инструктаж (обучение) по соблюдению Специфических санэпидтребований с принятием зачета.
Руководителю на заметку
Требование об обучении работников предусмотрено п. 8 Специфических санэпидтребований.
Некоторые организации нарушили нормы и требования санитарно-эпидемиологического законодательства, например, использовали просроченные реагенты. В некоторых случаях отсутствовали индикаторы в простерилизованных изделиях. Были установлены факты повторного использования одноразовых изделий.
Иные нарушения
Если не брать во внимание направления, по которым проводился мониторинг, то стоит отметить и такие выявленные нарушения, как:
Последствия для организаций здравоохранения
С учетом выявленных нарушений деятельность ряда организаций здравоохранения была приостановлена.
Руководителю на заметку
Порядок приостановления, запрета и условия возобновления деятельности установлены п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2010 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
Организации в данном случае обязаны устранить выявленные нарушения и письменно сообщить об этом контролирующему (надзорному) органу. Если нарушения устранены в установленные сроки, то, как правило, после проведения контрольной проверки выносится решение о возобновлении деятельности. Если же нет, то есть вероятность аннулирования лицензии.