Проект Кодекса о здравоохранении: организационные и кадровые вопросы
Поможет: ознакомиться с новеллами правового регулирования организационных и кадровых вопросов, предлагаемыми в проекте Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении.





Поможет: ознакомиться с новеллами правового регулирования организационных и кадровых вопросов, предлагаемыми в проекте Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении.
Проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении (далее — проект Кодекса) содержит ряд новых норм, касающихся организационных и кадровых вопросов, на которые руководителю организации здравоохранения следует обратить первостепенное внимание.
Справочно: в настоящее время проект Кодекса находится на доработке и в Парламент не вносился.
В проекте Кодекса конкретизированы порядок и условия оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь в государственных организациях здравоохранения (ст. 6).
Определено, что медицинские услуги, в т. ч. оказываемые в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, выходные дни (суббота и воскресенье) сверх установленного государством гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, являются дополнительными и осуществляются с оплатой стоимости:
Что это значит для руководителя: необходимо будет пересмотреть тарифы на платные услуги и привести их в соответствие с новыми требованиями, учитывая расходы на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.
В проекте Кодекса в отдельную главу выделены вопросы финансирования и материально-технического обеспечения в области здравоохранения.
Государственная система здравоохранения. К источникам финансирования добавлены средства от приносящей доходы деятельности.
Негосударственные организации здравоохранения, другие организации, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность. К источникам финансирования таких организаций отнесены:
В отдельные нормы выделены:
Определены объекты материально-технической базы: земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), их части и изолированные помещения, оборудование, транспортные средства, материальные запасы и иное имущество (п. 2 ст. 34).
Впервые дано определение понятия «развитие материально-технической базы государственных организаций здравоохранения» (п. 4 ст. 34).
Справочно: под развитием материально-технической базы государственных организаций здравоохранения понимается приобретение товаров (работ, услуг), способствующих поддержанию и (или) улучшению (совершенствованию) материально-технического обеспечения государственных организаций здравоохранения, в т. ч. возведение, реконструкция, модернизация, капитальный и текущий ремонт капитальных строений (зданий и сооружений), их частей и изолированных помещений, оснащение оборудованием, ремонт оборудования и приборов, приобретение материальных запасов и иного имущества.
Что это значит для руководителя. Появится возможность использовать средства от приносящей доходы деятельности для развития государственной организации здравоохранения. Четкое определение объектов материально-технической базы и понятия ее развития облегчит планирование и финансирование этих мероприятий.
По сравнению с действующим законодательством в проекте Кодекса вопросы информационного обеспечения значительно расширены, в частности:
Более четкую правовую регламентацию получили вопросы оказания медицинской помощи, медицинского наблюдения и проведения медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий (ст. 39).
Впервые предусмотрена возможность осуществления лечащим врачом дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента:
В системе здравоохранения могут использоваться иные информационно-коммуникационные технологии и технологические решения, в т. ч.:
Что это значит для руководителя. Необходимо будет планировать внедрение современных информационных технологий в организации здравоохранения, включая телемедицинские услуги и другие инновационные подходы и решения.
В ст. 41 проекта Кодекса сформулирован ряд практически важных норм.
1. Медицинская деятельность осуществляется:
2. Основные требования, предъявляемые к медицинским работникам, определяются квалификационными характеристиками, профессиональными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном актами законодательства.
3. Закреплено право педагогических и научных работников, имеющих высшее медицинское образование и прошедших интернатуру, осуществлять медицинскую деятельность. На них распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.
4. Предлагается новая норма, согласно которой лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего образования по направлению образования «Здравоохранение», вправе осуществлять медицинскую деятельность на должностях служащих медицинских работников со средним специальным медицинским образованием, в порядке, установленном Министерством здравоохранения (п. 3 ст. 43).
В проекте Кодекса в отдельную статью сгруппированы требования, предъявляемые к занятию должностей служащих медицинских работников.
Руководителю организации здравоохранения следует обратить внимание на следующие моменты.
1. Медицинскую деятельность не могут осуществлять лица:
2. Организация здравоохранения, которая заключает гражданско-правовой договор на осуществление медицинской деятельности, обязана запрашивать в отношении лица, с которым она заключает соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения:
Справочно: такие сведения предоставляются бесплатно и без согласия лиц, в отношении которых они запрашиваются. Указанные сведения наниматель также вправе получать в отношении лиц в период осуществления ими медицинской деятельности по соответствующему договору.
В проекте Кодекса подробно освещены вопросы интернатуры.
Руководителям организаций здравоохранения, являющихся базами интернатуры, важно знать о гарантиях и компенсациях врачам-интернам:
1) за врачами-интернами, проходящими текущий контроль и сдачу квалификационного экзамена интернатуры, участвующими в иных мероприятиях в рамках организационно-методического обеспечения интернатуры (далее — прохождение текущего контроля), сохраняются место работы, должность служащего и средний заработок по месту работы;
2) врачам-интернам, направляемым в другой населенный пункт для прохождения текущего контроля, нанимателем осуществляется возмещение расходов:
3) врачам-интернам, получившим свидетельство о направлении на работу, в месячный срок со дня заключения трудового договора по должности врача-интерна выплачивается:
Что это значит для руководителя. При приеме на работу по трудовому договору и заключении гражданско-правового договора необходимо будет проверять отсутствие у лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, ограничений, предусмотренных законодательством. Врачам-интернам необходимо будет предоставлять все гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.
Руководителю организации здравоохранения особое внимание следует уделить гл. 12 проекта Кодекса, которая посвящена гарантиям, правам и обязанностям работников здравоохранения.
Новеллами этой главы являются:
Справочно: в ст. 89 проекта Кодекса внесен перечень действий, которые медицинские работники не должны допускать:
– нарушение прав, свобод и законных интересов пациентов, их законных представителей;
– дискриминация пациентов;
– предоставление пациентам недостоверной и (или) неполной информации о лекарственных препаратах, медицинских изделиях, биомедицинских клеточных продуктах;
– грубое, нетактичное, невнимательное отношение к пациентам, их законным представителям.
Что это значит для руководителя. Необходимо будет внести изменения в ЛПА, регламентирующие права, обязанности и гарантии работников, а также ознакомить их с новыми правами, обязанностями и гарантиями.