Проект Кодекса о здравоохранении: организационные и кадровые вопросы

Поможет: ознакомиться с новеллами правового регулирования организационных и кадровых вопросов, предлагаемыми в проекте Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении.

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

112 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении (далее — проект Кодекса) содержит ряд новых норм, касающихся организационных и кадровых вопросов, на которые руководителю организации здравоохранения следует обратить первостепенное внимание.

Справочно: в настоящее время проект Кодекса находится на доработке и в Парламент не вносился.

Платные медицинские услуги

В проекте Кодекса конкретизированы порядок и условия оказания платных медицинских услуг гражданам Респуб­лики Беларусь в государственных организациях здравоохранения (ст. 6).

Определено, что медицинские услуги, в т. ч. оказываемые в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, выходные дни (суббота и воскресенье) сверх установленного государством гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, являются дополнительными и осуществляются с оплатой стоимости:

  • изделий медицинского назначения;
  • лекарственных препаратов;
  • других расходов, понесенных государственными организациями здравоохранения.

Что это значит для руководителя: необходимо будет пересмотреть тарифы на платные услуги и привести их в соответствие с новыми требованиями, учитывая расходы на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.

Финансирование и материально-­техническое обеспечение

В проекте Кодекса в отдельную главу выделены вопросы финансирования и материально-­технического обеспечения в области здравоохранения.

Государственная система здравоохранения. К источникам финансирования добавлены средства от приносящей доходы деятельности.

Негосударственные организации здравоохранения, другие организации, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность. К источникам финансирования таких организаций отнесены:

  • средства учредителей;
  • собственные средства;
  • иные источники, не запрещенные актами законодательства.

В отдельные нормы выделены:

  • механизм финансирования объемов бесплатной медицинской помощи (ст. 32);
  • право государственных организаций здравоохранения осуществлять приносящую доходы деятельность (ст. 33).
  • Важным шагом является закрепление в проекте Кодекса нормы, касающейся материально-­технической базы государственных организаций здравоохранения и ее развития.

Определены объекты материально-­технической базы: земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), их части и изолированные помещения, оборудование, транспортные средства, материальные запасы и иное имущество (п. 2 ст. 34).

Впервые дано определение понятия «развитие материально-­технической базы государственных организаций здравоохранения» (п. 4 ст. 34).

Справочно: под развитием материально-­технической базы государственных организаций здравоохранения понимается приобретение товаров (работ, услуг), способствующих поддержанию и (или) улучшению (совершенствованию) материально-­технического обеспечения государственных организаций здравоохранения, в т. ч. возведение, реконструкция, модернизация, капитальный и текущий ремонт капитальных строений (зданий и сооружений), их частей и изолированных помещений, оснащение оборудованием, ремонт оборудования и приборов, приобретение материальных запасов и иного имущества.

Что это значит для руководителя. Появится возможность использовать средства от приносящей доходы деятельности для развития государственной организации здравоохранения. Четкое определение объектов материально-­технической базы и понятия ее развития облегчит планирование и финансирование этих мероприятий.

Цифровое развитие здравоохранения

По сравнению с действующим законодательством в проекте Кодекса вопросы информационного обеспечения значительно расширены, в частности:

  • даны определения понятий «информационно-­коммуникационные технологии», «цифровое развитие здравоохранения», «электронное здравоохранение»;
  • определены направления цифрового развития здравоохранения (ст. 35);
  • конкретизированы вопросы создания, развития, сопровождения и эксплуатации централизованной информационной системы здравоохранения (ст. 36);
  • предусмотрено функционирование электронного регистра случаев временной нетрудоспособности (ст. 37);
  • отражены вопросы межведомственного информационного взаимодействия (ст. 38).

Применение телемедицинских технологий

Более четкую правовую регламентацию получили вопросы оказания медицинской помощи, медицинского наблюдения и проведения медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий (ст. 39).

Впервые предусмотрена возможность осуществления лечащим врачом дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента:

  • после очного приема (осмотра, консультации);
  • по результатам первичного осмотра пациента с помощью телемедицинских технологий, телеметрических систем (оборудования), роботизированных устройств и иных технологий, для использования которых пациенту не требуется присутствие и помощь медицинских работников.

Применение иных информационно-­коммуникационных технологий

В системе здравоохранения могут использоваться иные информационно-­коммуникационные технологии и технологические решения, в т. ч.:

  • облачные технологии для хранения данных и обеспечения доступности информации из любого места;
  • системы мониторинга пациентов в режиме реального времени, в т. ч. персональные носимые устройства, подключенные к Интернету;
  • биометрические технологии для идентификации пациентов и доступа к медицинским данным;
  • информационно-­образовательные порталы для информирования пациентов о здоровье и профилактике заболеваний через онлайн-­курсы и вебинары (ст. 40).

Что это значит для руководителя. Необходимо будет планировать внедрение современных информационных технологий в организации здравоохранения, включая телемедицинские услуги и другие инновационные подходы и решения.

Кадровое обеспечение

В ст. 41 проекта Кодекса сформулирован ряд практически важных норм.

1. Медицинская деятельность осуществляется:

  • медицинскими работниками на основании трудового договора, сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, контракта о прохождении военной службы, гражданско-­правового договора;
  • индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

2. Основные требования, предъявляемые к медицинским работникам, определяются квалификационными характеристиками, профессиональными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном актами законодательства.

3. Закреплено право педагогических и научных работников, имеющих высшее медицинское образование и прошедших интернатуру, осуществлять медицинскую деятельность. На них распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.

4. Предлагается новая норма, согласно которой лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего образования по направлению образования «Здравоохранение», вправе осуществлять медицинскую деятельность на должностях служащих медицинских работников со средним специальным медицинским образованием, в порядке, установленном Министерством здравоохранения (п. 3 ст. 43).

Требования к занятию должностей служащих медицинских работников

В проекте Кодекса в отдельную статью сгруппированы требования, предъявляемые к занятию должностей служащих медицинских работников.

Руководителю организации здравоохранения следует обратить внимание на следующие моменты.

1. Медицинскую деятельность не могут осуществлять лица:

  • лишенные права заниматься медицинской деятельностью;
  • совершившие умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление против человека, судимость за которое не снята или не погашена;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • имеющие медицинские противопоказания к осуществлению медицинской деятельности.

2. Организация здравоохранения, которая заключает гражданско-­правовой договор на осуществление медицинской деятельности, обязана запрашивать в отношении лица, с которым она заключает соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения:

  • о неснятой и непогашенной судимости;
  • в случаях, предусмотренных законодательными актами, — о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 29 УПК (прекращение производства по уголовному делу за истечением срока давности или применение акта амнистии).

Справочно: такие сведения предоставляются бесплатно и без согласия лиц, в отношении которых они запрашиваются. Указанные сведения наниматель также вправе получать в отношении лиц в период осуществления ими медицинской деятельности по соответствующему договору.

Интернатура: гарантии и компенсации

В проекте Кодекса подробно освещены вопросы интернатуры.

Руководителям организаций здравоохранения, являющихся базами интернатуры, важно знать о гарантиях и компенсациях врачам-­интернам:

1) за врачами-­интернами, проходящими текущий контроль и сдачу квалификационного экзамена интернатуры, участвующими в иных мероприятиях в рамках организационно-­методического обеспечения интернатуры (далее — прохождение текущего контроля), сохраняются место работы, должность служащего и средний заработок по месту работы;

2) врачам-­интернам, направляемым в другой населенный пункт для прохождения текущего контроля, нанимателем осуществляется возмещение расходов:

  • за проживание вне места жительства (суточные);
  • по проезду к месту прохождения текущего контроля и обратно — в порядке и размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки;
  • по найму жилого помещения (его части) в общежитии либо иного жилого помещения — по фактическим расходам на основании подтверждающих документов, не превышающим размеры возмещения расходов по найму жилого помещения, установленные законодательством для работников, направляемых в служебные командировки. При отсутствии подтверждающих документов о фактических расходах по найму жилого помещения возмещение расходов по найму жилого помещения не осуществляется.

3) врачам-­интернам, получившим свидетельство о направлении на работу, в месячный срок со дня заключения трудового договора по должности врача-­интерна выплачивается:

  • компенсация в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;
  • денежная помощь в размере бюджета прожиточного минимума.

Что это значит для руководителя. При приеме на работу по трудовому договору и заключении гражданско-­правового договора необходимо будет проверять отсутствие у лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, ограничений, предусмотренных законодательством. Врачам-­интернам необходимо будет предоставлять все гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.

Гарантии, права и обязанности работников

Руководителю организации здравоохранения особое внимание следует уделить гл. 12 проекта Кодекса, которая посвящена гарантиям, правам и обязанностям работников здравоохранения.

Новеллами этой главы являются:

  • закрепление в отдельной статье права на обоснованный профессиональный риск;
  • расширение круга обязанностей медицинских работников;

Справочно: в ст. 89 проекта Кодекса внесен перечень действий, которые медицинские работники не должны допускать:
– нарушение прав, свобод и законных интересов пациентов, их законных представителей;
– дискриминация пациентов;
– предоставление пациентам недостоверной и (или) неполной информации о лекарственных препаратах, медицинских изделиях, биомедицинских клеточных продуктах;
– грубое, нетактичное, невнимательное отношение к пациентам, их законным представителям.

  • нормативное закрепление обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества медицинских работников государственных организаций здравоохранения, университетских клиник за счет средств республиканского бюджета.

Что это значит для руководителя. Необходимо будет внести изменения в ЛПА, регламентирующие права, обязанности и гарантии работников, а также ознакомить их с новыми правами, обязанностями и гарантиями.   

112 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Защита врачебной тайны по-новому

Руководитель. Здравоохранение № 5 (149) 2025
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 248
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок