




В настоящее время проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении (далее — проект Кодекса) проходит стадию активной подготовки. Планируется, что в сентябре текущего года проект Кодекса будет внесен в Палату представителей Национального собрания для рассмотрения в первом чтении.
Справочно: в ходе общественного обсуждения поступило множество предложений по корректировке норм, касающихся применения вспомогательных репродуктивных технологий (далее — ВРТ), — от консервативных, основанных на религиозных убеждениях, до либеральных, направленных на расширение прав пациентов:
• запретить лечение бесплодия с применением ВРТ, поскольку это противоречит определенным религиозным убеждениям, а также «может быть использовано преступными группировками для незаконной торговли половыми клетками, эмбрионами (людьми)» и т. д.;
• запретить использование донорских половых клеток при применении ВРТ, т. к. это «подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка помимо "социальных" еще и так называемых биологических родителей»;
• установить возможность применения ВРТ исключительно в государственных учреждениях здравоохранения;
• исключить из требований к суррогатной матери замужество, что поспособствовало бы увеличению числа кандидатов на роль суррогатной матери, а следовательно, и пациентов, которые смогут воспользоваться услугами по лечению бесплодия с применением суррогатного материнства;
• рассмотреть вопрос о снятии отдельных ограничений, предусмотренных ст. 135 проекта Кодекса, относительно использования биоматериала умершего супруга.
На сегодняшний день нормы, регулирующие особенности оказания медицинской помощи с применением ВРТ, содержатся в Законе Республики Беларусь от 07.01.2012 № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (в ред. от 28.12.2023, далее — Закон). Детализация процедур и процессов, включая порядок обследования пациентов для целей применения ВРТ, вопросы донорства половых клеток, особенностей применения того или иного вида ВРТ и т. д., предусмотрена в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.12.2019 № 124 «О вопросах применения вспомогательных репродуктивных технологий» (в ред. от 12.06.2024) и клинических протоколах.
Рассмотрим наиболее значимые изменения в правовом регулировании применения ВРТ, предусмотренные проектом Кодекса.
Общие положения
Проект Кодекса и Закон устанавливают общие цели применения ВРТ:
1) реализация в Республике Беларусь права на охрану репродуктивного здоровья как неотъемлемой части государственных программ в области здравоохранения и демографической безопасности;
2) правовое регулирование вопросов лечения бесплодия.
Проект Кодекса и Закон содержат статьи, предусматривающие возможность применения в Республике Беларусь всех доступных видов ВРТ:
- экстракорпорального оплодотворения (далее — ЭКО);
- суррогатного материнства;
- искусственной инсеминации.
Ограничения в применении ВРТ
Законом предусмотрено, что ЭКО и искусственная инсеминация не применяются в отношении пациентки, достигшей 50 лет, что на практике вызвало ошибочное толкование упомянутой нормы в части возможного применения такого вида ВРТ, как суррогатное материнство, в отношении категории пациенток от 50 лет и старше.
Однако очевидно, что суррогатное материнство, хотя и выделено в качестве самостоятельного вида ВРТ, невозможно без проведения программы ЭКО.
В ст. 124 проекта Кодекса данная коллизия разрешена. Предусмотрено, что ВРТ не применяются в отношении пациентки, достигшей 50 лет.
Донорство половых клеток
В Республике Беларусь идет поступательное развитие медицинского донорства половых клеток. Созданы и действуют донорские банки, их услугами могут воспользоваться пациенты, которым показано применение донорских половых клеток (сперматозоидов или яйцеклеток).
Проект Кодекса предусматривает сохранение возможности использования донорских половых клеток в целях оказания медицинской помощи пациенту, в отношении которого применяются ВРТ, в соответствии с установленными в ходе проведения специального обследования медицинскими показаниями.
В проекте Кодекса (пп. 4–6 ст. 126) требования к возрасту доноров уменьшены на один год по сравнению с требованиями ст. 9 Закона. Сравнение действующих требований с предлагаемыми представлено в табл.
При этом в проекте Кодекса сохранены не только возможность неанонимного донорства (донором может быть исключительно родственник пациентки (пациента — его родственник мужского пола)), но и спорная норма, регулирующая выплату донору вознаграждения.
Так, ч. 2 ст. 10 Закона и ч. 2 ст. 127 проекта Кодекса предусмотрено, что денежное вознаграждение донору за предоставление своих половых клеток выплачивается организацией здравоохранения, осуществившей забор донорских половых клеток. Таким образом, даже при возмездном неанонимном родственном донорстве обязанность выплаты вознаграждения за предоставление половых клеток лежит на организации здравоохранения, осуществившей забор донорских половых клеток, что представляется абсолютно необоснованным.
В остальном правовое регулирование донорства половых клеток в Республике Беларусь в проекте Кодекса не изменилось по сравнению с действующим законодательством о ВРТ.
Мнение автора
Прогрессивной могла бы быть новелла о возможном изменении статуса собственных криоконсервированных половых клеток пациентами, которые их хранят, и передаче их организациям здравоохранения в качестве донорских на условиях анонимности.
Предоставление своих половых клеток может осуществляться на возмездной или безвозмездной основе с обязательным дообследованием в части, необходимой для присвоения клеткам статуса донорских.
Ограничения на использование половых клеток, эмбрионов
Как Закон, так и проект Кодекса содержат отдельную статью, посвященную ограничениям на использование половых клеток и эмбрионов.
Так, ч. 1 ст. 12 Закона предоставляет право использовать не востребованные в результате применения ВРТ донорские половые клетки в научно-исследовательских целях, причем без дополнительного согласия донора.
Пункт 1 ст. 135 проекта Кодекса указывает на возможность использования невостребованных половых клеток в научно-исследовательских целях приналичии письменного согласия пациентов. Донорские половые клетки при этом не упоминаются.
На практике пациенты крайне редко решаются на какое-либо применение собственных половых клеток, кроме оказания медицинской помощи. Для проведения научных исследований, в т. ч. изучения показателей криотолерантности, тестирования сред для криоконсервации и разморозки и т. д., организации здравоохранения используют донорские клетки.
В случае принятия проекта Кодекса со ст. 129 в существующей редакции соответствующие права организаций здравоохранения будут ограничены.
Изменения не коснулись положений, запрещающих применение половых клеток и эмбрионов пациента, умершего или объявленного в судебном порядке умершим, а также в случае расторжения брака бывшими супругами (бывшим супругом).
В случае отсутствия законодательно закрепленного права организации здравоохранения проводить утилизацию таких биологических материалов хранение запрещенных к применению половых клеток и эмбрионов может осуществляться любым из бывших супругов без ограничения по времени. В большинстве случаев достаточно только оплачивать услугу по хранению.
Не разрешена и коллизия по вопросу хранения эмбрионов в случае, когда один из супругов, с участием которого получен соответствующий эмбрион, написал заявление на утилизацию, но не получено согласие на утилизацию от второго супруга.
Суррогатное материнство
Существенное ограничение прав пациентов по применению такого вида ВРТ, как суррогатное материнство, предусмотрено ст. 137 проекта Кодекса.
Предложенная редакция ч. 1 ст. 137 («суррогатное материнство применяется на основе договора суррогатного материнства только для граждан Республики Беларусь») предполагает, что суррогатное материнство как вид медицинской помощи не может применяться в отношении иностранных граждан, в т. ч. постоянно проживающих в Республике Беларусь. Кроме того, из числа пациентов для применения суррогатного материнства формально исключаются интернациональные пары.
При этом требования и (или) ограничения в отношении гражданства суррогатной матери прямо не предусмотрены. Предложенная формулировка предполагает возможность двойного толкования.
Интерес иностранных пациентов к лечению бесплодия с применением ВРТ в Республике Беларусь всегда был на достаточно высоком уровне по причине достойного качества медицинских услуг при невысокой относительно многих сопредельных стран стоимости таких услуг.
С 2024 г. в связи с изменением законодательства в Российской Федерации фактически стало невозможным применение донорских половых клеток в протоколах с участием суррогатной матери, в связи с чем количество пациентов в Республике Беларусь только увеличилось.
Это важно
Исключение иностранных граждан из круга лиц, в отношении которых возможно применение суррогатного материнства в Республике Беларусь, существенно повлияет на показатели экспорта медицинских услуг.
Кроме того, в ст. 139 проекта Кодекса возраст потенциальной суррогатной матери уменьшен на один год. В случае принятия проекта Кодекса в редакции, предложенной для общественного обсуждения, суррогатной матерью можно будет стать от 20 до 35 лет, а в случае родственного суррогатного материнства — от 20 до 49 лет.
В остальном правовое регулирование применения ВРТ в проекте Кодекса по сути не отличается от регулирования в Законе.
по теме